Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [117]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [122]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 19 Август 17, 16:10
Начало » Статьи » прочее

Методические вопросы изучения гамм и этюдов на уроках фортепиано
Работа над гаммами и арпеджио должна начинаться с первого года обучения, как только ученик усвоил основы постановки и звукоизвлечения. Разучивая гаммы и арпеджио, ученик должен ознакомиться с элементарными теоретическими сведениями о строении мажорных и минорных гамм, для этого рекомендуется ознакомить его с условной схемой тональностей квинтового круга.
Рекомендуется изучать гаммы, начиная с мажорных; играть их в медленном темпе в пределах освоенного диапазона. После того, как ученик освоит несколько мажорных гамм, можно приступить к изучению параллельных гамм. При изучении новых тональностей необходимо повторять и изученные ранее гаммы, при повторении каждый раз нужно ставить новую задачу, прежде всего — становление исполнительской техники. Ежедневно ученик должен работать над одной - двумя, иногда несколькими гаммами и соответствующими арпеджио.
Способы исполнения гамм, зависят от индивидуальных особенностей ученика. При любом способе исполнения гамм и арпеджио, их следует играть штрихами стаккато и легато, различными ритмическими группами.
В работе над гаммами между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера звучат различные и пианистические движения, что качество звука связано с соответствующим движением корпуса, руки, палацев. У ученика постепенно должна выработаться автоматическая связь между желаемым звучанием и пианистическим движением.
Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес к их игре.
Основная задача при работе над гаммами — это улучшение качества исполнения. Темп берется тот, в котором все прослушивается и получается.
Когда мы начинаем знакомить учащихся с гаммами, мы вводим их в мир тональностей, объясняя их художественный смысл.
Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.
Техническая тренировка направлена на удобство и свободу движений двигательного аппарата.
Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой тряской. Чтобы этого избежать, усвоения приема legato у моих учеников проходит постепенно, начиная с двух нот с дальнейшим добавлением. Так доходим до пяти пальцевой позиции. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой. Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание пальца на палец (передача веса) Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение.
Играя предварительные упражнения к гамме, необходимо кроме технических задач ставить и художественные. Даже в коротком мотиве нужно слушать динамическую направленность crescendo к последнему звуку, вести звук к кульминации, интонировать мотив.
Первый палец должен быть опорой всей кисти. При игре гамм надо следить за первым пальцем, при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы.
Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с Ми мажора.
Для успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки. Для этого следует разучивать много этюдов на разные виды техники. Одни нужно доводить до возможного совершенства, играя на память, с оттенками, другие проходить попутно, для более широкого ознакомления. Не следует забывать этюды для левой руки.
Ученик может сам найти технический прием, который приведет к нужно
Работу над гаммами Черни тесно связывал со звуковыми и артикуляционными задачами. Он рекомендовал учить гаммы рр, р, mf, f, наверх — crescendo, вниз — diminuendo; советовал применять также различные виды туше, акценты.
Черни тщательно разработал технику владения гаммами. Его подготовительные упражнения к гамма весьма разнообразны. От простого к сложному — этот принцип лежал не только в основе всех этюдных опусов Черни, но и его системы воспитания пианистической техники.
Полезно играть гаммы в различных ритмических вариантах. Такая игра гамм особенно способствует ровности звучания и очень полезна ученикам, у которых страдает чувство ритма.
Полезна различная динамика. Правая рука играет piano (р). Левая играет forte (f) Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна.
Различная артикуляция. Правая рука играет staccato, Левая играет legato; или Левая играет legato, Правая рука играет staccato.
В процессе изучения гамм и арпеджио исполнять их рекомендуется на инструменте без нот, в доступном для данного ученика темпе, с применением различных динамических оттенков.
Основной задачей в работе над гаммами и арпеджио является не игра в быстром темпе, а постоянное улучшение качества звучания и достижение ровности исполнения.
Каждый начинающий музыкант должен уметь правильно установить предел быстроты исполнения гамм и арпеджио, соответствующий его исполнительским возможностям.
Чтобы избежать небрежной, механической игры гамм и арпеджио, очень важно приучить ученика с первых занятий к постоянному контролю за качеством своего исполнения. Учащийся должен уметь слушать свою игру.
Изучение гамм и арпеджио и работу над ними, следует проводить ежедневно, но не за счет других видов занятий (работой над этюдами и художественными произведениями).
Каждый день музыкант должен вкпючать в свои занятия на инструменте работу над одной-двумя гаммами и соответствующими арпеджио и добиваться повышения качества их исполнения.
Выучив несколько мажорных и минорных гамм на протяжении одной октавы можно проиграть медленно гамму в две октавы, разнообразить гаммы короткими легкими пьесами мелодического характера. Это разовьет слух, вкус и музыкальную восприимчивость учащегося.
Ученики слишком часто пренебрегают изучением хроматических гамм, невзирая на то, что эти гаммы встречаются во многих концертных пьесах. Важно, чтобы каждая нота выделялась ясно и отчетливо.
Только соблюдая эти важные принципы, ученик сможет достигнуть заметных успехов в развитии своего исполнительского мастерства.
«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.
Изучение гамм, арпеджио, аккордов стало обязательной частью музыкального воспитания в незапамятные времена, еще в клавирной педагогике, при обучении игре на клавишно-струнных инструментах.Гаммы становятся, по выражению Черни, «основой» фортепианного обучения, и им уделяется самое большое внимание.
В педагогике был период (в ЗО-х годах), когда развивать технику ученика предписывалось только на художественных произведениях и рекомендовалось вообще отказаться от изучения гамм. Педагоги старой школы тайком походили их со своими учениками... Период этот, к счастью, длился недолго, и гаммовый комплекс был полностью восстановлен в своих правах.
Без его основательного изучения не обходится ныне ни один пианист. Хорошо известно, например, какой феноменальной техникой обладал Эмиль Гилельс. Однако не все знают, что не последнюю роль в ее развитии и поддержании сыграла его повседневная работа над гаммовым комплексом. Вот как он сам рассказывал об этом: «Каждое утро я подхожу к своему „ящику“ и выбираю те самые важные, самые нужные инструменты, без которых никогда не могу обойтись: прямые, расходящиеся гаммы, арпеджио, гаммы в терцию, дециму, сексту».

Работа над этюдами
Систематическая работа над этюдами, гаммами и арпеджио, упражнениями является обязательной стороной комплексного развития техники.
Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу важно обратить внимание не только на технические задачи, но и на возможно более тщательную отделку. При знакомстве с этюдом, помимо разбора нотного текста, полезно проделать разбор техничного места — выяснить особенности фактуры. В работе следует использовать всевозможные приёмы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование всего этюда или отдельных построений, специальные упражнения. Нет нужды в каждом этюде использовать все способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и быстрее идут к осуществлению цели.
Большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г. Гермером, на сочинениях из ор. 299 и 740.
Не может удовлетворить и темп, в котором обычно играют этюды Черни. Они приобретают другую окраску и даже иной характер, если их исполнять в темпе, задуманном автором,- только тогда этюды становятся искрящимися виртуозными произведениями. Несомненно, что большую пользу принесет технически совершенное овладение легким этюдом, чем игра сложного сочинения в явно замедленном по сравнению с авторским указанием темпе.
Этюды начинают приносить настоящую пользу, когда они бывают освоены до конца — играются свободно, в быстром темпе, со всеми оттенками. Именно тогда, а не в медленном, «учебном» темпе в полной мере выявляются смысл этюда.
Категория: прочее | Добавил(а): malovato (11 Август 17)
Просмотров: 69
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.