ВИКТОР ВОРОБЬЕВ. ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ У ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Вступление
Современный уровень музыкального искусства требует от исполнителей, в частности на флейте, высокого мастерства, владения новыми приемами игры и выразительными средствами. Это и широкие интервальные скачки, трели, фруллато в различных регистрах, повышение и понижение отдельных звуков, а также многие другие приемы игры, касающиеся изменения тембра, разнообразия штрихов и т.п. Овладение всеми средствами выразительности и приемами игры на флейте невозможно только при условии их теоретического осмысления и усвоения, это возможно лишь при наличии совершенного исполнительского аппарата, который состоит из множества компонентов, но одним из основных, от которого во многом зависит качество исполнения и правильная работа всех других составляющих исполнительского аппарата, является дыхание. Трудно переоценить его роль в исполнительском процессе на духовых инструментах. Процесс возбуждения звука напрямую взаимодействует с дыханием. Как точно написал в своей работе «Методика обучения на духовых инструментах» Борис Александрович Диков, «дыхание — это своеобразное «горючее» музыканта-духовика, без которого он не может привести в действие свой исполнительский аппарат». Правильно сформированное и достаточно развитое дыхание, является залогом выразительности и стабильности исполнения на любом духовом инструменте. В этом исполнительское искусство музыкантов – духовиков во многом сродни вокальному. Знаменитый теоретик новой итальянской школы пения Франциско Ламперти (1892) говорил, что Школа пения – это школа дыхания. Подобное высказывание в равной степени может быть отнесено и к игре на духовых инструментах.
Работа дыхания
Наша жизнь напрямую зависит от дыхания. Совершая первую фазу дыхания — вдох, мы вводим в организм кислород, находящийся в составе атмосферного воздуха, необходимый для митохондриального окисления. Производя вторую фазу дыхания — выдох, мы вместе с выдыхаемым воздухом избавляемся от углекислого газа. Рассмотрим теперь, что же представляют собой органы дыхания. Для краткого ознакомления с устройством и работой дыхательного аппарата необходимо ясно представлять себе отличие нашего повседневного дыхания и профессионального исполнительского. При обычном вдохе атмосферный воздух раньше всего попадает в носовую полость, которая и является началом нашей дыхательной системы. Из носовой полости вдыхаемый воздух через носоглотку попадает в гортань в которой расположены голосовые связки, в результате колебания которых, возникают звуки. Двигаясь далее, воздух попадает в дыхательное горло или трахею, которое служит продолжением гортани. Трахея представляет собой полую, цилиндрическую трубку, составленную из 16—20 хрящевых колец. Устройство трахеи обеспечивает свободу проникновения атмосферного воздуха в легкие.
Вдох производится благодаря расширению грудной клетки за счёт дыхательной мускулатуры. В лёгких, которые расширяются вслед за грудными стенками и диафрагмой, давление становится ниже атмосферного и они наполняются воздухом. Выдох же происходит в обратном порядке. После того как мышцы, производящие вдох, расслабляются, начинают действовать выдыхательные мышцы и сила гладкой мускулатуры бронхов. Во время возвращения растянутых ребер в прежнее положение эластичные лёгкие будут сжиматься. Давление в них в этот момент будет уже выше атмосферного, воздух выйдет из них, т. е. произойдет выдох. Процесс дыхания состоит в поочередном расширении и сжатии грудной клетки, при помощи чего воздух втягивается или выталкивается из лёгких. В отличие от обычного, повседневного вдоха, где дыхательные мышцы испытывают слабую нагрузку, а сам процесс вдоха происходит без контроля человека, во время исполнительского вдоха все дыхательные мышцы работают целенаправленно и активно для полного заполнения лёгких исполнителя воздухом.
Если во время нормального дыхания мы используем лишь около 50 мл. так называемого дыхательного воздуха, то во время исполнения играющий на духовом инструменте прибегает к форсированному дыханию и использует максимальный жизненный объем лёгких. Существенным отличием обычного и исполнительского дыхания является также способ дыхания. При повседневном дыхании мы дышим, как правило, носом. Дыхание же во время игры осуществляется в основном ртом. Г. Орвидом (1976) предлагался прием вдоха через нос. По его мнению, этот прием имеет некоторые преимущества перед вдохом ртом: позволяет сохранить устойчивое положение мундштука на губах; удержать губы в нужном положении; предотвратить появление сухости (во рту и в горле) во время исполнения. Однако Ю. Должиков считает, что дышать (вдох и выдох) правильнее, удобнее и рациональнее ртом, так как только таким образом можно произвести вдох быстро, глубоко, полно и бесшумно. Более того, при заболевании (простуда – насморк и т.п.) у исполнителя нарушается работоспособность. «Вдох носом возможен, – считает однако автор, – но в виде исключения, как начальный этап медленного вдоха и при цепном дыхании».
Теперь о выдохе. Если при обычном дыхании вдох и выдох занимают примерно одинаковое время, то при игре на духовом инструменте выдох длиться как правило намного дольше вдоха. В. Апатский считает, что выдох у исполнителей на духовых инструментах является более характерным для так называемой прогрессирующей опоры: чем плотнее дыхание, тем спокойнее и равномернее выдох и тем меньше спадают стенки груди и живота. Выдох должен быть равномерный и продолжительным. Как пишет Н. Платонов: «При игре на духовом инструменте требуется быстрый, энергичный вдох, а выдох нужен то равномерный, то постоянно ускоряемый, то постоянно замедляемый. Всё зависит от оттенков исполнения. Таким образом, дыхание, вместе с работой языка, у исполнителя на духовом инструменте осуществляет те же функции, что смычок у исполнителя на струнном инструменте...»
Виды дыхания
Рассмотрим три основных типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное. В повседневной жизни мы, как правило, используем смешанный тип дыхания при котором участвуют и мышцы грудной клетки и диафрагма. Грудной или реберный, а также ключичный тип дыхания характеризуется активным сокращением ребер грудной клетки при пассивной диафрагме. При вдохе диафрагма остается неподвижной или незначительно втягивается вверх. В следствии этой пассивности грудная полость расширяется лишь в поперечно-боковых размерах что не даёт лёгким достигнуть максимальных размеров. Если при вдохе поднимаются плечи, то это указывает на ключичный тип дыхания. Кроме малого объёма дыхания в этом случае при включении плечевого пояса включается и мускулатура передней части шеи, прикреплённая к грудине и ключицам. Эта мускулатура сковывает при своём напряжении гортань, подъязычную кость и нижнюю челюсть. Брюшной тип дыхания характерен работой диафрагмы при минимальной вовлечённости в работу межрёберных мышц грудной клетки. При вдохе несколько выпячиваются вперёд стенки живота, т.к. диафрагма, энергично опускаясь вниз, надавливает на брюшные внутренности. Особенностью данного типа дыхания является малый объём набираемого в лёгкие воздуха, по причине малой задействованности рёбер.
Научные исследования показали, что чистых типов дыхания практически не существует, что исполнители используют смешанное дыхание с большим или меньшим включением в работу той или иной части исполнительского аппарата. Ю.Должиков (1983) в своей статье «Техника флейтиста», обобщая многолетний опыт работы с учащимися Центральной средней специальной музыкальной школы и студентами консерватории, а также опираясь на данные научных исследований, делает попытку привести к общему знаменателю теоретические изыскания и многочисленные попытки обоснования тех или иных взглядов на исполнительское дыхание при игре на духовых инструментах. Касаясь общих положений о работе дыхательных мышц во время вдоха и выдоха, автор излагает также свой взгляд на затронутую проблему, предлагая ряд рекомендаций по овладению правильными приемами дыхания (вдоха и выдоха). В частности автор пишет: «В исполнительской практике флейтисты, как и все духовики, а также вокалисты, должны пользоваться смешанным (грудобрюшным) дыханием… . Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха, т.е. заполнение воздухом легких снизу доверху, и продолжительного активного и управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий образовании и ведении звука».
Приводя примеры различных типов вдоха, автор останавливается особо на так называемом «грудо-диафрагмальном», т.к. при этом типе вдоха, по мнению автора, работают мышцы груди и диафрагма. Выдох же целесообразнее будет называть грудобрюшным. В целом же исполнительское дыхание предлагается определить как «грудно-диафрагмально–брюшное» или «реберно-диафрагмально-брюшное», что является наиболее правильным и точным. Грудобрюшное или смешанное дыхание характеризуется наиболее равномерной загрузкой всех мышц дыхательного аппарата.
Каждому исполнителю на духовых инструментах, и в большей степени преподавателю, который занимается постановкой исполнительского дыхания у учеников, важно помнить о особенностях разных типов дыхания.
Список использованной и рекомендуемой литературы: 1. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.:Музыка,1976.- Вып.4. 2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1968. - 673с.: ил., нот. - Библиогр.: с. 637-642. 3. Платонов Н.И. Школа игры на флейте./ Н.И. Платонов; под ред. Ю.Н. Должикова. - М.: Музыка, 1988. - 157с.: нот 4. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. / Б.А. Диков.-М.: Музгиз, 1962. -102с. 5. Должиков Ю. Техника флейтиста. /Вопросы музыкальной педагогики. – М.:Музыка,1983. – Вып.4. 6. Мигай С.И. Дыхание при пении. /Вопросы вокальной педагогики. – М.:Музыка, 1969. – Вып.2. 7. Орвид Г. Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусства игры на трубе./Мастерство музыканта – исполнителя. – М.:Музыка,1976. – Вып.2. 8. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов. /Автореф. …канд.иск. – М.,1975.