”Нет ничего труднее, чем говорить о музыке”,— сказал как-то Камиль Сен-Санс. Полностью с ним соглашаясь, я все-таки взял на себя смелость эту трудность по мере сил преодолеть",- так начал Г. Н. Рождественский одну из своих преамбул - комментарий к концерту. Тексты этих преамбул, аннотации к радиопередачам, грампластинкам и составили содержание книги, предлагаемой вниманию читателей.
В книге собраны пояснения Г. Рождественского, с которыми он выступает в своих концертах, начиная с 1974 года. Написанные ярко и образно, эти материалы раскрывают огромную эрудицию их автора, обладающего незаурядным талантом популяризатора высоких художественных ценностей, а вместе с тем — ученого, «реставратора», воскрешающего к жизни незаслуженно забытые сочинения, редактора многих партитур и страстного пропагандиста всего ценного и прогрессивного в современном музыкальном искусстве. Преамбулы вносят в творческий облик Г. Рождественского новые черты, представляя его читателям как мастера художественного слова. Кроме того в книге освещается творческий путь дирижёра, а в приложении дан список его репертуара (перечень первых исполнений) начиная с 1952 года
Для широкого круга любителей музыки и профессионалов.
Геннадий Рождественский
ПРЕАМБУЛЫ
Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам
М.: Сов. композитор, 1989г., 304 стр., с иллюстрациями
СОДЕРЖАНИЕ:
Геннадий Рождественский и его преамбулы 5
«Ваше слово — шедевр...» 31
1. К. Дебюсси. Балет «Игры». Предисловие к изданию партитуры, 1964 32
2. Ф. Пуленк. Опера «Человеческий голос». Статья для буклета к спектаклю Большого театра, 1965. 37
3. Ян Сибелиус. Симфонии. Статья для буклета к комплекту пластинок, 1974 38
4. Вечер фортепианных дуэтов: Моцарт — Соната Ре мажор. Твардовский — «Античные песни»; Клебе «Римские элегии».— М., зал Дома ученых, 31.111.1974 44
5. Д. Шостакович. Сюита из музыки к фильму «Новый Вавилон». Аннотация к пластинке, 1975 49
6. Музыка для фортепиано в четыре руки: Брамс — «Песни любви»; Сен-Санс — «Колыбельная», «Феи», «Паредобль»; Ан — «Посвящение Марселю Прусту»; Айвз — «Пловцы», «Антиподы», Соната на трех страницах.— М., зал Дома ученых, 4.V.1975 52
7. Музыка и живопись: Ц. Бресген — «Пляски смерти»; В. Франкен —оркестровая сюита «Портрет Франса Хальса»; О. Нуссио — сюита для оркестра «Рубенсиана»; Ш. Вереш — «Посвящение Паулю Клее». Аннотация к альбому пластинок, 1976 58 298
8. Вольф-Феррари, Жоливе. Музыка для фагота и камерного ансамбля. Аннотация к пластинке, 1976. 65
11. Вечер танцев для фортепиано в четыре руки: Брамс — «Венгерские народные танцы»; Дворжак — «Славянские танцы»; Григ — «Норвежские народные танцы»; Брукнер — «Кадриль»; Ланнер — «Штирийские лендлеры»; Векерлен — «Эльзасские лендлеры»; Казелла — «Фокстрот»; Барбер — «Тустеп»; Массеус — «Румба»; Сати, И. Штраус, Бернерс — вальсы; Франк, Готшалк, Рахманинов — польки.— М., зал Дома ученых, 19.IX.1977 75
12. Шуман. Симфонии (в редакции Джорджа Селла). Аннотация к альбому пластинок, 1978 82
13. Массне — опера «Портрет Манон», Оффенбах — оперетта «Дафнис и Хлоя».— М., Большой зал консерватории, 19 и 21.V.1978 84
14. Шуберт — оперетта «Близнецы».— Московский камерный музыкальный театр, 1978 90
15. Концерт Ансамбля солистов Большого театра: Бриттен — Симфониетта оп. 1; Берио — «Народные песни»; Лало — «Две утренние серенады»; Дебюсси — Шёнберг — «Послеполуденный отдых фавна»; Мартину — «Кухонное ревю».— Бетховенский зал Большого театра, 25.XI.1978. 95
16. Шёнберг — монодрама «Ожидание»; И. Штраус — полька «Пар-Форс», кадриль «Африканка», польки «Волшебные пули» и «Поезд удовольствий».— М., Большой зал консерватории, 16.1.1979. 100
17. Музыка для фортепиано в шесть и восемь рук: Черни — «Блестящие вариации»; Грейнджер — «Песня занзибарских лодочников»; Шнитке — «Посвящение Стравинскому, Прокофьеву, и Шостаковичу»; 299 Сметана — Соната и рондо; Мошелес — большой концертный дуэт «Контрасты».— М., зал Дома ученых, 22.IV.1979. 106
18. Концерт ансамбля солистов оркестра Ленинградской филармонии: Массне — «Священный лес», Лидия Иванова — «Песни труверов»; «Бриттен» —марш из сюиты «Музыкальные вечера», Уильям Уолтон — «Сиеста»; Шимановский —цикл песен на стихи Ю. Тувима; Рэгглс — «Человек и горы»; Рождественский — «Перпетуум мобиле».— Л., Малый зал Ленинградской филармонии, 16.1.1980 110
19. Французская романтическая увертюра: увертюры к операм «Петр Великий» Гретри, «Данилова» Адана, «Мученичества» Доницетти, «Узница» Керубини, «Красная шапочка» Буальдьё, «Пиковая дама» Галеви, «Колокольчик» Герольда, увертюра к оперетте «Франц Шуберт» Зуппе.— М., Большой зал консерватории, 10.11.1980. . 114
20. Советская симфоническая музыка: Мясковский — Пятая симфония; Половинкин — «Телескоп II»; Шапорин — сюита «Блоха»; Мосолов — «Завод».— М., Большой зал консерватории, 12.11.1982 121
21.Советская симфоническая музыка: Денисов — «Живопись»; Губайдулина — Концерт для скрипки; Шнитке — сюита из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».— М., Большой зал консерватории, 15.IV.1982 128
22. Сергей Прокофьев —хор с оркестром «Белый лебедь»; симфоническая картина «Сны».— М., Большой зал консерватории, 24.1.1982 136
23. Прокофьев — балет «На Днепре».— М., Большой зал консерватории, 24.IX.1982 138
24. В. Флейшман — Д. Шостакович — опера «Скрипка Ротшильда», — М,, Ьольшой зал консерватории, 11.X. 1982 141
25. Тертерян — Четвертая симфония; Бах — Моцарт — Три адажио и три фуги; Тертерян — Пятая симфония. — М., Большой зал консерватории, 11.X.1982 143
26. Советская симфоническая музыка: Шостакович — Девятая симфония; Канчели — Пятая симфония; Тарнопольский — Концерт для виолончели.— М., Большой зал консерватории, 21.XII. 1982. 146
27. Прокофьев — Симфонии. Комментарий к циклу радиопередач.— М., 1983 149 Первая симфония 150 Вторая симфония 152 Третья симфония 154 Четвертая симфония 157 Пятая симфония 159 Шестая симфония 161 Седьмая симфония 162
28. Пабло Пикассо и музыка. Доклад в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.— М., 1983 162
29. Концерт русской музыки: Стравинский — Концерт для струнного оркестра, балет «Орфей»; Мусоргский — Денисов — вокальный цикл «Без солнца», Мусоргский — Стоковский — «Картинки с выставки». — М., Большой зал консерватории, 14.11.1983 168
30. Гайдн — кантата «Выбор капельмейстера»; Керубини — «Траурная песнь на смерть Гайдна».— М.. Большой зал консерватории, 7.IV.1983. 172
«Антон Брукнер и его время» (цикл из одиннадцати вечеров)
31 — 1. Концерт первый. Брукнер — Симфония фа минор; И. Штраус-сын — «Посвящение русской публике»; Э. Штраус — вальс «Абоненты», галоп «Гектограф»; Иосиф Штраус — вальс «Звучащие сферы»; И. Штраус-отец — «Марш Радецкого» — 5.XI.1983 175
31—2. Второй концерт цикла. Брукнер — Симфония ре минор; Малер — «Лесная сказка», «Жалобная песня».—22.XI. 1983 181
31—3. Третий концерт цикла. Рихард Штраус — мелодекламация «Энох Арден»; Брукнер — Первая симфония («Венская редакция»). —23.XII.1983. 190 301 31—4. Четвертый концерт цикла. Мендельсон кантата «Вальпургиева ночь»; Брукнер — Вторая симфония.—6.I.1984 193
31—5. Пятый концерт цикла. Зехтер — Струнный квартет. Черни — Фантазия по мотивам романа В. Скотта «Айвенго» для фортепиано в четыре руки; Брукнер — Третья симфония.— 17.I.1984. 197
31—7. Седьмой концерт цикла. Брукнер — Пятая симфония.— 24.II.1984 209
31—8. Восьмой концерт цикла. Шуман — «Увертюра, скерцо и финал»; Брукнер — Шестая симфония.— 4.Ш. 1984 211
31—9. Девятый концерт цикла. Вагнер — увертюра «Фауст»; Шёнберг — «Мир на земле»; Брукнер — Седьмая симфония.— 29.III.1984 214
31 —10. Десятый концерт цикла. Брукнер—Восьмая симфония.— 8.IV.1984 221
31 —11. Одиннадцатый концерт цикла. Брамс — хоры опус 62 и 93-а; Брукнер — Девятая симфония.— 28.V.1984 222
32. Четвертый концерт цикла «Симфонии Дворжака». Галуппи — Концерт для клавесина с оркестром; Айвз — увертюра «Роберт Броунинг»; Дворжак - Четвертая симфония.— Л., Большой зал филармонии, 13.XI.1984 226
Цикл «Богуслав Мартину и чешская музыка XX века»
33—1. Первый концерт цикла. Мартину — Первая симфония; Таузингер — вокальный цикл «Царапина на небе» на стихи В. Хлебникова; Яначек — рапсодия «Тарас Бульба».— 16.III.1985. 230 302 33—2. Второй концерт цикла. Фёрстер — хор «Вечер» на стихи Т. Шевченко; Клусак — мелодекламационный цикл «Луна в зените» на стихи А. Ахматовой; Замечник — дуэт для скрипки и виолончели памяти Д. Шостаковича; Мартину — Вторая симфония.— 26.IV.1985 238
33—3. Третий концерт цикла. Кубик — увертюра «Посвящение Маяковскому»; Мартину — Третья и Четвертая симфонии; Пауэр — монобпера «Лебединая песня».— 12.V.1985 242
33—4. Четвертый концерт цикла. Пиха — драматическая увертюра «Село Степанчиково» по повести Достоевского; Мартину — Пятая и Шестая симфонии; Кржичка — вокальный цикл «Северные ночи» на стихи К. Бальмонта.— 17.V.1985. 245
Приложение. Дирижерский репертуар Г. Н. Рождественского (перечень первых исполнений) 247
pdf, 7мб
Новая ссылка от участника blh3cf9ilriz: https://cloud.mail.ru/public/25kK/2cvBTmSJd
Знаете, Олег, я уже была на концерте, где перед концертом дирижёр рассказывал об исполняемых произведениях. Получилось совсем не плохо, без рождественского блеска, но очень душевно. Зачастую музыковедов перед концертом очень не хватает, эдак минут на десять-пятнадцать.
Моя б воля я бы к каждому музыканту музыковеда приставил Или сами пусть. Мне это кажется хорошой традицией, когда исполнитель с залом общается. А то всё мимикой обходятся, закатыванием глаз, картинными жестами или мычат себе что-то под нос
Почему же жалко? Отсканируйте другую. Я тоже не могу за сканер засесть, только корешки на полке поглаживаю. А хочется приобщить - наверняка куча жаждущих. Читать о музыке не менее увлекательно, чем её слушать. Эти процессы очень полезно совмещать
У меня есть эта книга.Всем кто не читал рекомендую.Рождественский неподражаем как рассказчик.После его слов самая нелюбимая музыка может стать родной.А его энциклопедической образованности можно только позавидовать.