О нем не вспоминали более сто лет. Победа фортепиано была столь полной и безоговорочной, что почти ни кого не оставалось сомнения: клавесин исчез навсегда. В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – арпсихорд, а во Франции – клавесин, и это последнее название стало наиболее общим для всех инструментов подобного типа. Клавесин появился немногим позже клавикорда. По сравнению с клавикордом механика клавесина была несколько сложнее. Первое отличие клавесина от клавикорда заключалось в том, что струны в нем были разной длины и каждая настраивалась в определенном тоне. Это, естественно, усложняло настройку инструмента. Таков, например, уже один из самых ранних дошедших до нас инструментов, датированный 1521 годом. Второе важнейшее отличие состояло в механизме звукоизвлечения. Тангент клавикорда был жестко скреплен с клавишей. В клавесине звукоизвлекающее устройство было сконструировано так: соединенный с клавишей деревянный стерженек сверху был расщеплен наподобие вилочки. Сюда и вставлялся язычок, щипком приводивший в колебание струну. Для язычка сначала использовался необычный материал. Это птицы. Причем среди пернатых особое внимание мастеров привлекли вороны: язычки, сделанные из их перьев, оказались наиболее «музыкальными» и долговечными. Через несколько веков на смену им пришли язычки из кожи и металла. Меняя материал, используемый для язычков, мастера стремились не только разнообразить тембр клавесина, но и увеличить силу его звука. Хотя клавесин звучал в целом громче клавикорда, но все же его звуковой «потолок» тоже был весьма ограничен. Поэтому мастера стали применять удвоенные, утроенные струны для каждого тона, настраивавшиеся в унисон или в октаву. В XVII веке, когда начался расцвет клавесинного искусства, строились уже весьма совершенные инструменты – с несколькими клавиатурами, располагаемыми наподобие органных, террасообразно. Едва «оперившись» клавесин безраздельно царил в салонах богатых вельмож. Клавесин – превосходный солист, незаменимый ансамблист, равноправный участник оркестра. Основных типов клавесина было всего два: с вертикальным направлением струн и с горизонтальным. Первым был прототипом пианино, второй, крыловидный – рояля. Самым серьезным недостатком клавесина, а в период соперничества с фортепиано – решающим, был один: интенсивность нажатия на клавишу почти не отражалась на силе звучания, то есть звук был почти одинаковой громкости. Но вряд ли мы знали бы сегодня о клавесине, если бы не те, кто вдохнул в них духовную жизнь, - композиторы, творившие для этого инструмента. Большинство современников считало Иоганна Себастьяна Баха бесспорно выдающимся исполнителем, но его сочинения казались им «слишком учеными и скучными», их почти никто не исполнял. После смерти композитора его произведения и вовсе были забытыми. Прошло много лет, вместе с органными сочинениями возродились и клавирные произведения. Для клавира Бах писал в течение всей своей долгой жизни. Бах родился, прожил всю жизнь и умер в Германии. Но клавирное искусство (клавесина и клавикорда) было распространено и в других крупных европейских странах. В конце XVII – в начале XVIII века оно расцветало во Франции. На концертах в салонах того времени среди сочинений можно было услышать настоящие жемчужины миниатюрного жанра. Не удивительно, что в наше время исполнители старинной музыки часто включают в программы концертов пьесы Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо, Франсуа Дандрие, Клода Дакена. Итальянским гением клавира был Доменико Скарлатти. Все эти «волшебники» клавира, вдохновенно творившие для него, вряд ли предполагали, что вскоре клавесин будет надолго предан забвению и его место займет другой клавишный инструмент. Победа фортепиано была столь полной и безоговорочной, что почти ни у кого не осталось сомнения: клавесин исчез навсегда. «Отставка» клавесина повлекла за собой забвение написанной для него музыки. Так было до XIX века, пока клавесинная музыка не зазвучала снова: лучшие ее образцы стали исполняться на рояле. И это казалось большинству музыкантов вполне естественным. Ведь клавесин расценивался, как несовершенный предшественник фортепиано. Однако такого мнения придерживались далеко не все. Некоторые музыканты – энтузиасты старинной музыки, начали ратовать за возрождение клавесина, за то, чтобы исполнять на нем старинную клавирную музыку. Они справедливо утверждали, что фортепиано, с его бесспорным богатством и разнообразием звучания, все таки не может передать всей прелести и неповторимости клавесинных произведений, созданных специально для этого инструмента и рассчитанных именно на его звуковые особенности. Действительно, некоторые клавирные сочинения гораздо выигрышнее, эффектнее звучали на клавесине, чем на фортепиано. Но убедиться в этом могли лишь немногие – те музыканты, которым посчастливилось разыскать чудом сохранившийся клавесин. Проблема эта оказалась очень серьезной: если энтузиастам-исполнителям удавалось найти какие-нибудь инструменты, то они оказывались абсолютно непригодными для употребления. Зародившийся интерес к клавирной музыке побудил некоторые фортепианные фабрики снова вспомнить технологию производства давно исчезнувших инструментов. Выпуск их налаживали с трудом: ведь передававшиеся в прошлом из поколения в поколение секреты клавесинного ремесла были давно забыты. И не удивительно, что первые инструменты, изготовленные в начале XX столетия, во многом уступали тем клавесинам, на которых играли музыканты XVIII. Это было досадно, некоторые фабрики в прошлом, до освоения фортепиано, славились именно как клавесинные! Первой выдающейся современной клавесинисткой стала польская музыкантша Ванда Ландовска. Возрождение клавесина на концертной эстраде обязано в значительной степени именно ей. Благодаря ее систематическим концертам в разных городах Европы началась вторая жизнь клавесина. Будучи первоклассной пианисткой, Вада Ландовска в концерте часто исполняла одни и те же произведения старых мастеров и на клавесине, и на фортепиано. Таким образом, слушатели могли воочию убедиться не только в различии обоих инструментов, но и понять, какие произведения на каком инструменте звучат лучше. Благодаря разносторонней деятельности Ванды Ландовска (клавесинистка-исполнительница, педагог, автор книги «Старинная музыка»), стали открывать для себя клавесин не только слушатели, но и композиторы. Выдающиеся испанский композитор XX века – Мануэль де-Фалья и французский композитор Франсис Пуленк специально для нее написали клавесинные концерты. Традиции Ванды Ландовска продолжены многими музыкантами. Сегодня клавесианисты стараются, если это возможно, исполнять старинную музыку именно на тех разновидностях клавесина, для которых они создавались. Возрождение старинной музыки мы наблюдаем не только в сольном исполнительстве. Как интересно послушать клавесин в ансамбле! Некоторые авторитетные музыканты считают, что скрипка гораздо лучше сочетается с клавесином, нежели с фортепиано. Рихард Вагнер категорически утверждал, что рояль и скрипка вообще не совместимы. Много споров было вокруг Шести сонат Баха для клавесина и скрипки. Создавая эти произведения, Бах рассчитывал на однородность скрипки и клавесина и на этом строил ансамбль. Правда, этой точки зрения придерживаются сегодня не все. Незаменим клавесин в ансамбле с некоторыми старинными инструментами: виолой да гамба (предшественник виолончели), блокфлейтой и другими. Занял свое место клавесин и в составе камерного оркестра. Как и в период расцвета клавирного искусства, клавесин сегодня выступает во всех своих амплуа: в роли солиста, в ансамблях, оркестре, помогая воссоздать перед современным слушателем произведения старых мастеров. Хотя и сегодня он именуется «старинным», клавесин – инструмент не только прошлого, но и настоящего. Первым из отечественных композиторов ввел клавесин в свои сочинения А. Волконский («Игра втроем» мобиль для скрипки, флейты и клавесина, 1961; Мугам для тара и клавесина , 1974-1977). Характерные особенности - ясность, четкость, графичность – оказались востребованы антиромантическими, неоклассицитскими тенденциями. Впоследствии расширение стилистической сферы показало, что клавесин стал одним из излюбленных инструментов творцов авангарда (С. Губайдулина, А. Шнитке, Э. Денисов). Наряду с этим он вошел в джаз, и в эстраду, и в киномузыку. Его возможности, как считают современные композиторы далеко не исчерпаны. Вторая жизнь клавесина – совершившийся факт современной культуры. И как любой культурный процесс, он требует продолжения и развития. И снова для него пишут музыку, музыку наших дней, звучащую в концертах наряду с произведениями ушедших веков.
Список литературы: 1. В.А.Шекалов «Возрождение клавесина в России во второй половине XX века» статья. М.: Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007 2. М.А.Зильберквит «Рождение фортепиано» . 2-е изд., испр. и доп. М.: «Детская литература», 1984