Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 28 Апреля 24, 23:48
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

КИМ НАТАЛЬЯ А. "Особенности вокальной работы с дошкольниками"
Важность правильного развития детского певческого голоса нельзя переоценитть. Следует понимать широкому кругу преподавателей пения, насколько важными являются его охрана и правильное воспитание. Пение — доступный вид творчества, который дается ребенку с самых первых шагов его жизни. Через пение ребенок приобщается к большому миру музыкального искусства. А это даёт возможность развитию его личностных качеств: коммуникативных, интеллектуальных, когнитивных, творческих. Музыка, как искусство дает возможность развитию правильных эмоций на окружающую среду, социум. Посредством музыки и, в частности, пения ребенок приобщается к высоким духовным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Специфика детского голосового аппарата и всего детского организма инициируют потребность разработки специальной научно-обоснованной методики вокальной работы с детьми. Создание подобный методики – непростая задача, решение которой обусловлено последующим накоплением опыта экспериментальной и учебно-практической работы.
Методы обучения пению опираются на возрастные физиологические особенности детей. В свое время изучением физиологией и особенностями развития детского голоса занимались ведущие специалисты: Левидов И.И., Малинина Е. М., Огороднов Д. Е., Шацкая В. Н. и др. Постепенно сформировались схожие методы обучения детей пению, а также способов сбережения певческого голоса, которые опираются на возрастные физиологические особенности. В их трудах ярко показана и теоретически обоснована значимость системы обучения и развития навыков правильного пения. Большое влияние имеет певческая исполнительская деятельность и на всестороннее развитие личности ребенка. В рекомендациях этих авторов раскрыта система закономерностей практической работы усвоения певческих навыков с детьми разных возрастов. Невозможно переоценить значение методической литературы в обучении детей вокальному искусству, т.к. методы и приёмы вокального обучения, применительные для взрослых не всегда подходят младшему возрасту.
Голос – это самый первый музыкальный инстумент, с помощью которого человек выражает свои чувства и переживания. На протяжении всей жизни с самого младенчества и до зрелого возраста голос человека претерпевает значительные изменения. Пение развивает эстетические чувства и ощущения, художественный и музыкальный вкус. У детей появляется все больше любимых песен. Пение также способствует умственному развитию детей, открывает мир идей и эмоций. Песни расширяют кругозор детей, пополняют знания о жизни, событиях и природных явлениях. Пение также следует рассматривать как средство укрепления организма, помогает правильно дышать и укрепляет легкие и голосовые связки. По мнению врачей, пение - лучшая форма дыхательной гимнастики. Поэтому важно петь в чистом, хорошо проветриваемом помещении. Пение способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать и сплотить группу детей, повысить уровень товарищества. В процессе пения развиваются такие важные личностные качества, как сила воли, самоорганизация и самоконтроль. Разнообразный репертуар, включающий песни о Родине, труде и разных профессиях, воспитывает уважение к ним и формирует нравственные ценности.
В процессе разучивания песен у детей активно развиваются такие музыкальные навыки, как музыкальный слух, гармония и музыкальный ритм. Помимо природных факторов, несомненно, с самого раннего возраста значительное влияние оказывает музыкальная среда. Человеческий голосовой аппарат представляет собой сложную систему. Его основные части - это органы дыхания, легкие с их дыхательными путями и мышцами, гортань с голосовыми складками, которые являются источником звука, артикуляторы и совокупность резонаторов. Все органы голосообразования имеют прямую взаимосвязь и взаимозависимость друг с другом и в процессе пения функционируют как единое целое. Активность голосовых органов находится под влиянием регуляции со стороны коры головного мозга центральной нервной системы.
Методика вокального обучения детей определяется особенностями психики ребенка, от которых в первую очередь зависит специфика метода обучения детскому голосу. Это связано с тем, что условия, которые педагоги представляют детям, всегда должны соответствовать их потенциальным возможностям.
Голос детей имеет особые свойства, отличающиеся от голоса взрослых. Голосовые складки у детей короче и тоньше, чем у взрослых, что придает детскому голосу особый резонанс, особенно в младших возрастных группах. Гортань и голосовые складки в два-три с половиной раза короче, чем у взрослого человека и поэтому у маленьких детей дошкольного возраста чрезвычайно уязвимы. Они находятся в состоянии постоянного роста и развития. Звук, формируемый гортанью, образуется в результате вибрации голосовых складок, он достаточно слабый и усиливается резонаторами. У детей голос очень легкий, не сильный и звонкий, так как имеет головной резонатор. Голосовые складки смыкаются не полностью, и вполне естественно, что при издании звука по всей их длине образуется небольшая щель. Развитие нервно-мышечного аппарата гортани делает возможным такое смыкание: голос ребенка в возрасте 7-8 лет мягкий, очень тихий и высокочастотный. Это связано с окраской верхних резонаторов. Чрезмерное напряжение вызывает постоянную охриплость, а неполное смыкание складок впоследствии становится болезненным.
При неправильном извлечении звука, например, форсировании, голос может звучать некомфортно низко. Звук юного ученика - чисто детский. Дети этого возраста развиваются постепенно, и в их голосе не происходит существенных изменений. В голосе этой группы еще нет так называемых "грудных" звуковых элементов, которые обычно придают голосу полноту и богатство. На этой стадии развития характеристика детских голосов особенно трудна из-за особенностей их звучания. Такие детские голоса обычно редко превышают одну октаву и почти всегда сопровождаются небольшим диапазоном нот от «до-ре» первой октавы до «до-ре» второй октавы. Голос ребенка 5 - 8 лет нежный, поэтому, чрезмерное напряжение приводит к стойкой охриплости, а неполное смыкание связок впоследствии вызывает боль. Голос развивается нормально как у мальчиков, так и у девочек, если они растут и воспитываются в нормальной среде. Существенных различий в строении голосовых складок пока нет. По мере роста ребенка механизм работы голосовых складок меняется. Усложнение голосовых органов более выражено у мальчиков. Иногда врачи обнаруживают эти изменения в возрасте 10-11 лет. Если занятия пением грамотно и хорошо построены, то голос ребенка к этому возрасту достигает своего расцвета, может стать особенно звучным и красивым, обрести «полетность» и характерный тембр. Певческое голосообразование человека представляет собой сложный процесс. В нем участвуют органы дыхания, легкие с их дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми связками, которые являются источником звука, артикуляторы и совокупность резонаторов. В процессе пения все эти органы функционируют как единое целое под контролем со стороны коры головного мозга центральной нервной системы.
Методика вокального обучения ребенка определяется особенностями психики ребенка, от которых в первую очередь зависит специфика метода обучения детского голоса. Это связано с тем, что условия, предъявляемые к ребенку педагогом, всегда должны соответствовать его возможностям. Одним из главных условий успешного обучения пению является развитие слухового внимания ученика. В интересах преподавателя создать у ученика эмоциональное расположение к музыкальному отклику и обострить его слуховое внимание, развить сознательный и творческий "слух" - способность представлять и воспроизводить нужные звуки. Это необходимо для развития художественных способностей ученика. Слух - главный "контролер" в пении.
Звуки, которые поет ученик, хранятся в его центральной нервной системе. Если ученик поет неразборчиво, громко, кричит и не исправляет ошибку, то дальнейшее пение приведет к образованию звуков с теми же ошибками. Это приводит к обучению неправильной технике, а иногда и к ухудшению голоса. Следует позаботиться о том, чтобы ученики, чей музыкальный слух развит не полностью, понимали, что постепенно они научатся петь правильно. Их следует поощрять развивать слух, подбадривать с каждым успехом, систематически повторять и побуждать чаще петь без инструментального сопровождения.
Какой певческий голос должен служить образцом правильного пения? Это хорошо сформированный звук с опорой на дыхании, свободный и легкий, без малейших признаков форсирования. Когда голосообразование правильное, звук легко распространяется в пространстве, как будто он летит вдаль, т.н. «полетный».
В вокальной практике считается, что громкое пение – это интересно, содержательно, выразительно и ярко. Действительно, хорошая динамика, крепкий голос маленького певца – это находка для преподавателя. Такие дети встречаются нечасто. В погоне за достижением такого эффекта не следует забывать, что среднестатистический ребенок добивается таких успехов путем длительных, регулярных, методически целенаправленных занятий. При злоупотреблении чрезмерной динамикой может пропасть природная звонкость и индивидуальные краски тембра голоса. Дыхание становится жестким, артикуляционные навыки пропадают, художественное исполнение теряет осмысленность.
Профилактические меры против ухудшения и нарушения детского голоса должны быть направлены, прежде всего, на вокальную работу с ребенком. При этом совершенно необходим прежде всего грамотный учитель музыки, знающий основы гигиены детского голоса и основные правила управления детским коллективом. Необходимо также добавить важность личной вокальной подготовки музыканта. Дети, как известно, очень легко подражают, и ничто так не способствует успеху исполнения, как наглядный показ самим педагогом. Кроме того, специальная подготовка учителя музыки является необходимым условием для развития «вокального слуха». В задачу учителей музыки и руководителей хоров входит обучение детей безопасному использованию голоса. Это включает в себя: не кричать на улице, не пить очень холодные напитки, беречь горло от инфекции и т.д. Детям следует сказать, чтобы они немедленно сообщали учителям о любой охриплости или болезненности голосовых связок. Наконец, индивидуальное обучение пению детей с хорошими голосами и музыкальными способностями – самый верный способ сохранить их голоса. Практика показывает, что обучение пению оказывает только самое благоприятное воздействие: способствует общему развитию ребенка, повышает музыкальность и артистизм, оказывает организующее воздействие на ребенка.

О вокальных упражнениях
Упражнения на вокализацию и интонирование составляют основу для развития вокальных навыков. Правильный выбор упражнений развивает и укрепляет каждый компонент вокализации в отдельности, а также объединяет эти навыки и умения в единое целое. В певческой практике важно найти баланс между развитием отдельных навыков и техник и объединением этих навыков в единое целое для достижения художественного исполнения. Наиболее важными аспектами развития вокально-хоровых навыков являются ощущения, возникающие во время пения и вокально-инструментальной работы. Эти ощущения помогают в выборе исполнительских средств, необходимых для пения. Музыкальные ощущения в сочетании с предвокализационными звуками ведут к развитию исполнительских навыков и приемов, необходимых для придания певческому голосу необходимой художественной окраски.
Вокальное искусство требует наличие сложного сочетания технических и художественных элементов. Это достигается путем сосредоточения внимания ученика на конкретных вокальных и технических задачах на каждом этапе обучения пению. Конкретные упражнения и песнопения подбираются в соответствии с уровнем вокального развития ученика и постепенно усложняются в процессе обучения. Например, в упражнениях на кантилену выбираются небольшие мелодические обороты с несложным ритмом, простым ритмическим рисунком, средним темпом и средней тесситурой. Таким образом, можно создать оптимальные условия для увеличения продолжительности звучания голоса; этому способствуют нетекстовые упражнения (с закрытым ртом, гласные, отдельные слоги). Вокально-интонационные упражнения должны меняться от легких к более сложным. Каждое новое упражнение должно быть связано с предыдущим. Система вокальных упражнений предполагает организацию учебного материала от простого к сложному. Важно прослеживать процесс формирования навыка на произведениях.

Чтобы работа преподавателя не воспринималась учеником как утомительная и скучная рутина, следует поддерживать его активность новыми задачами, интересными методическими приемами. Если преподавателям не удается увлечь своих учеников, то, как правило, они быстро теряют интерес. На начальных этапах обучения особенно важно, чтобы у детей сформировался интерес к искусству пения.
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): kimnat55555 (02 Июня 23) | Автор: Наталья Ким
Просмотров: 917 | Комментарии: 2
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. Александр Дмитров (alkimtim)   (07 Июля 23 08:40) [Материал]
Спасибо вам большое, очень полезная статья!!

2. Natuno Toshimasa (Natunotoshimasa)   (27 Июля 23 11:26) [Материал]
Следует знать, что голосовые мышцы у детей в полноценном состоянии взрослого человека устанавливаются лишь в 9+ лет... Это в статье надо указывать со ссылкой на медицинскую спец литературу... Поэтому методика детского пения до 9 лет не может быть ориентирована на профессиональный оперный звук с опорой дыхания... Да и опора дыхания у детей - это скорее предположения... Голос дети развивают самостоятельно на игровых площадках именно криком в общении друг с другом, визжанием на высочайших звуках... Придите на игровую площадку и всё это услышите... Я живу рядом с площадкой и наблюдаю их поведение ежедневно... Так дети вырабатывают сопротивляемость голосовых мышц дыханию, необходимую в будущем для пения... Это объясняет, почему одни дети имеют громкие звонкие голоса, а другие тихие, которые нужно заставить покричать и повизжать... Вот вся детская методика до 9 лет их жизни...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.