Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 24 Ноября 24, 05:33
Начало » Статьи » прочее

Касторская Я.А. "Артикуляция на начальном этапе обучения в классе гитары".
Знание художественно- выразительных средств и возможностей инструмента, умение использовать их в раскрытии содержания произведений являются непременным условием успешной творческой деятельности будущего музыканта. В настоящее время требования к уровню исполнительства значительно возросли. В связи с этим в работе преподавателя возникает необходимость в разработке методических пособий, которые окажут реальную практическую помощь, не только на уроке, но и в ежедневных самостоятельных занятиях ученика. В той или иной мере вопросы постановки исполнительского аппарата и педагогического репертуара освещены в уже существуюших школах, самоучителях, программах , то тема артикуляции в этих пособиях затронута не достаточно подробно. Научно-методических разработок, посвященных проблемам воспитания артикуляции, крайне мало, вследствие чего данная область заслуживает дополнительного изучения. Прежде всего, необходимо рассмотреть понятия артикуляции музыканта-исполнителя в целом. Современная музыкальная наука рассматривает понятие артикуляции, как способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков, определяемых слитностью или расчлененностью последних. Артикуляция является важнейшим компонентом исполнительского мастерства музыканта. В этнологических и лингвистических источниках артикуляция понимается как «членораздельное произношение». Речевая артикуляция представляет собой реализацию звуковой стороны языка, музыкальная артикуляция трактуется как средство исполнительской выразительности, заключающееся в различных способах произношения музыкальных тонов. Особенностью артикуляции, как выразительного средства музыки является то, что конкретным выразительным значением обладают не средства произношения, взятые сами по себе, а то, что произносится (мотив, фраза, предложение). Ф. Липс условно делит процесс каждого извлекаемого звука на три основных этапа: атака звука, непосредственно процесс внутри тона ведение звука, окончание звука. Именно это он вкладывает в понятие «артикуляция». Из вышеперечисленных определений артикуляции можно выделить общую смысловую основу, в которой прослеживается, что артикуляция, как явление, это искусство ясного, членораздельного произношения. Конечной задачей артикуляции является участие совместно со всеми другими факторами в выражении содержания музыки. Помимо технической стороны исполнения, артикуляция играет большую роль в развитии образного мышления исполнителя, в индивидуальной интерпретации исполняемого им произведения, проявляя, как лакмусовая бумага, выразительно-смысловую сторону произведения. Таким образом, артикуляция-это комплекс психофизиологических реакций исполнителя. Применение различных видов артикуляции полностью зависит от способов извлечения звука на том или ином инструменте.

Игра на струнно-щипковых инструментах, это сложный вид исполнительской техники, требующий помимо высокой степени личностного развития, отлаженную работу психических процессов внимания, ощущений, восприятия музыки, творческого мышления координационной памяти, музыкального воображения, а так же безупречную согласованность физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если музыкант не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.
За последние 15 -20 лет уровень гитарного исполнительства как в России, так и во всём мире значительно вырос. Это говорит и о выросшем уровне преподавания, и об увеличении интереса к классической гитаре. Но, несмотря на это, некоторые вопросы методики преподавания не достаточно затронуты в гитарной методической литературе. Так, например, вопросы постановки исполнительского аппарата, педагогического репертуара, специфических гитарных приёмов вполне освещены в современных школах. Но есть темы мало раскрытые в методической гитарной литературе; вместе с тем работа над которыми, позволяет перейти на качественно новую ступень в методике преподавания. Одна из этих тем - артикуляция на классической гитаре. И именно в рамках МШ (на начальном периоде обучения), тема "артикуляции" звучит сегодня наиболее актуально. Во всех "школах"и "самоучителях" эта тема практически не рассматривается, или затрагивается весьма поверхностно.
Знание художественно - выразительных средств и возможностей инструмента и умение использовать их в раскрытии содержания произведений являются непременным условием успешной творческой деятельности будущего музыканта.
Определение артикуляции.
"Слово "артикуляция" заимствовано музыкантами из науки о языке. Там говорят об артикулировании слогов, той или иной степени ясности, расчленённости слогов при выговаривании слова. Подобно этому в музыкальной теории под артикуляцией разумеется искусство исполнять музыку, и прежде всего мелодию с той или иной степенью расчленённости или связности её тонов, искусство использовать в исполнении всё многообразие приёмов легато и стаккато." И. Браудо.
Артикуляция-это выразительное средство. И. Браудо пишет об артикуляции как о "сильном, богатом и многообразном выразительном средстве музыки." Он говорит, что артикуляция - это музыкальное произношение, и предлагает считать слова "артикуляция" и " произношение" равноценными. Исходя из определения И. Браудо, мы рассмотрим не только техническое воплощение приёмов артикуляции (штрихи), но и о взаимосвязь артикуляции с постановкой игрового аппарата, фразировкой, выразительностью исполнения в начальный период обучения (1-2 классы).
Артикуляция (от лат. articulo — расчленять) — 1. Способ исполнения звуков при игре на музыкальном инструменте или пении. Делитсяна три вида: связную (legato), раздельную (поп legato) и краткую (staccato) с большой градацией оттенков внутри каждого вида. В нотной записи артикуляция обозначается словами (legato, nonlegato, legatissimo, pizziccato, tenuto, portato, staccatissimo, legatoseccoи т. д.) или соответствующими графическими знаками — лигами, точками, черточками и др. 2. Четкое, выразительное произношение звуков — гласных и согласных при пении
В музыке термин артикуляция относится в основном к способу атаки и отличается от фразировки, которая определяет, как группируются звуки для выразительных целей. В главном значении артикуляция выражает отношение исполнителя к длительности звуков, вне зависимости от пауз, обозначенных в нотах. Существует множество вариантов исполнения написанных нот – от стаккато, уменьшающим длительность ноты вдвое, до легато, в котором длительности выдерживается полностью, и ноты звучат без ощутимого перерыва.
Этот термин может относиться к технике как духовых, так и струнных, по степени ударности в атаке. Однако качество атаки не следует смешивать с динамической интенсивностью, четко артикулированные ноты могут звучать и громко, и мягко.
На смычковых инструментах залигованные ноты играются одним движением смычка. На духовых легато достигается непрерывным потоком воздушного столба. Перерыв между звуками достигается определенными движениями смычка или прекращением выдоха. В зависимости от вида удара и применяемой техники, звуки приобретают новые оттенки и названия: мартеле, спиккато, деташе, стаккато. Каждая нота состоит из отдельного импульса, четкой атаки и отделяется от другой. Многие авторитеты в области техники игры на различных инструментах сходятся в одном: применение различных видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы извлечения звука на данном инструменте.
Поскольку приемы гитарного звукоизвлечения основаны именно на принципе «защипывания» струны, следует осветить физическую природу «щипка» и определить его отличие от «удара»: при наличии некоторых сходных действий щипок отличается от удара, как видами передаваемой энергии, так и способами ее передачи струне. Если образование звука «ударным» способом происходит за счет передачи струне энергии пальца (или потенциальной энергии), то при «щипковом» способе звук может образовываться в результате передачи струне и потенциальной, и упругой энергии (в нашем случае это энергия сжатых мышц руки). Способ передачи потенциальной энергии при ударе заключается в «отталкивающем» воздействии пальца на струну.
Изменение силы звука при щипке может происходить как в результате ускорения или замедления скорости падения защипывающего тела (в случае использования потенциальной энергии, для чего и необходим замах), так и за счет укорачивания или удлинения времени контакта пальца и струны. Таким образом, коренное отличие щипка от удара заключается в способе передаче любого вида энергии.
Поскольку звукоизвлечение на гитаре осуществляется двумя руками (левая рука прижимает лады, а правая извлекает звук с помощью приемов тирандо и апояндо), большое значение в этих условиях приобретает координация действий рук в исполнении того или иного вида штриха или их совокупности.
Штрих (нем. Strich — черта) — способ звукоизвлечения на струнных инструментах, основанный на характере движения смычка (легато, деташе, спиккато, стаккато и т. д.). Термин штирх используется применительно и к игре на других инструментах, а также к пению. Выбор штриха определяется стилистическими особенностями исполняемой музыки, ее образным характером, а также исполнительской редакцией.
Воспитание звука должно вестись в двух направлениях. С одной стороны, ученик должен освоить типичную характерность гитарного звука, добиться однородного тембра звука на разных струнах, динамической ровности в разных регистрах гитары. С другой стороны, очень важно владеть разнообразием звучания, различными динамическими и тембровыми оттенками, различным их соединением. Поэтому, работа над воспитанием звука должна иметь универсальный характер, то есть охватывать все стороны и виды гитарной техники. Эта работа самым тесным образом связана со штриховой техникой.
Штрих – это типичный прием звукоизвлечения, присущий данному инструменту и соответствующий характеру музыкальной формы. Каждый штрих следует рассматривать не только с точки зрения его музыкально-выразительного содержания, но и сточки зрения специфики исполнения, поскольку они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от способа звукоизвлечения. Штрихи необходимо рассматривать как важное средство артикуляции. Иногда интерпретация исполнительского плана произведения связана, прежде всего, с проблемой штрихов.
В гитарной литературе мало разработано своих артикуляционных обозначений. Используются общепринятые в музыке обозначения: 1. Стаккато - отрывисто, коротко (точка над нотой); 2. Нон легато - не связанно (чёрточка над нотой); 3. Легато - не обозначается отдельным обозначением (есть специфический гитарный приём-легато, который имеет своё обозначение - лига между нотами ); 4. Акцент - звуковое выделение тона или аккорда ( галочка над нотой). В начальный период обучения, очень важно правильно поставить игровой аппарат. Именно в этом вопросе, может оказать огромную помощь артикуляция. Как известно, звук на гитаре извлекается двумя способами: "апояндо" ( с опорой на струну) и "тирандо" (без опоры на струну). И в том, и в другом случае колебание струны нужно каким-то образом ограничивать, то есть по сути - "артикулировать"("произносить"). Приступая к игре на инструменте, начинаем (после первоначальной постановки и ритмических упражнений) с игры по открытым струнам. Используются так называемые " базовые упражнения"- их три: 1. Для p-пальца по басовым струнам. 2. Два простых вида арпеджио: 1."маленькое" - ima по 3,2,1 струнам; 2."большое"- p ima по 6, 3,2,1 струнам. 3. Упражнение "лыжник" по первым трём струнам (чередование im по 4 звукоизвлечения на каждой струне). Эти "базовые" упражнения прорабатываются обязательно на "стаккато" (позднее и на легато) и только приёмом "апояндо". Делается это по следующим причинам: 1. Когда мы извлекаем звук "опираясь на соседнюю струну", пальцы возвращаются на струну ("пружинят") в стаккато; (либо - остаются на струнах после щипка - в легато). И в том, и в другом случае мы сознательно ограничиваем движение пальцев, что приводит к точному осознанию учеником движений пальцев и быстрому закреплению навыка "апояндо". Если же начинать с игры без опоры - то сформировать приём удаётся далеко не сразу и с дефектами звукоизвлечения(и легато, и стаккато).
2. Одновременно приучаем уч-ся к точной временной организации музыки. Происходит постоянный слуховой контроль на протяжении всей игры: от первого извлечения (возникновения) звука - до его снятия (глушения), слушания получающейся паузы в стаккато и до извлечения следующего звука. Этот активный слуховой контроль не удаётся "включить" при игре "тирандо" на "легато ( а стаккато приёмом "тирандо"научить ученика ещё проблематичнее - так как действия пальцев никак не контролируются учащимся). Так же артикулируя, проигрываем изученные ранее, ритмические попевки, закрепляем варианты их исполнения апояндо "стаккато" и "легато". Конечная цель - выработать качественное "легато" чередующимися i и m пальцами. Эти мелодии типа скороговорок крайне важны для понимания артикуляции мелодии в начальный период. Пример: "Андрей-воробей", "Кошкин дом", " Небо синее" и др. Здесь ученик впервые встречается с фразировочным знаком, который указывает на расчленение мелодии. Пропевая мелодию голосом, ученик должен брать дыхание точно в указанном месте, и в соответствии с этим выполнять движение левой рукой, прикрывая струны. Это поможет ему правильно определить размеры цезуры. (Для выработки навыка членения мелодии дыханием, как отмечают многие педагоги, рекомендуется обучающимся на струнных и клавишных инструментах предварительно проходить курс игры на блок флейте.) Уже первые задания на начальном этапе обучения должны быть направлены на усвоение навыков артикулирования. Например, внимательно прослушать какой-нибудь тон до полного окончания звучания или прекратить его звучание левой рукой. Пример: р. н.п. " Во саду ли, в огороде" (дуэт с преподавателем). При разучивании этого дуэта нужно обратить внимание ученика на то, как влияет артикуляция на характер исполняемого. Для этого ученику свою партию 1-й раз предлагается сыграть как записано ( с паузами, выполняемыми левой рукой), и второй раз - без артикуляционных указаний, наслаивая тона друг на друга. Разница в характере звучания убеждает учеников в правильности произнесения текста. Все ученики отдают предпочтение первому варианту, что является важным шагом к пониманию знаков артикуляции. Работу над артикуляцией продолжаем в Этюдах. Этюд №1 В. Калинина - на "маленькое" арпеджио в размере 3/8 ( стаккато и легато) Этюд №2 В. Калинина - на проведение мелодии на трёх струнах (легато); Этюд №3 Хорачека Ми-минор на "большое" арпеджио (стаккато и легато), для продвинутых уч-ся ещё 2вар-та: р - стаккато, ima - легато; p - легато, ima-стаккато. При таком артикулировании возникает полифоническое звучание баса и аккомпанемента, что "заставляет" ученика с особым вниманием слушать голоса и артикуляцию. При исполнении одноголосных мелодий обеими руками техническое выполнение приёмов артикуляции усложняется. Можно заметить. что на первых порах ученики остро реагируют на наслоение тонов мелодии, связанное с сочетанием исполнения на открытых и закрытых струнах. Но если не помочь ученику в разрешении этой проблемы, в дальнейшем его слух привыкает к наслоениям, звуковой"грязи". Исполняя нисходящую мелодию на "легато" в I позиции с употреблением открытых струн, необходимо научить "глушить струны". Например ( Р. Н.П. "Во саду ли, в огороде", "Во поле берёза стояла", "Ты пойди, моя коровушка, домой"), после извлечения ноты Ми в первом такте подушечка пальца, чуть коснувшись первой открытой струны, прекращает её звучание одновременно с началом звучания ноты Ре на второй струне. Пальцы левой руки ставятся чуть более полого ( с наклоном). У начинающих этот приём получается часто непроизвольно, и задача педагога - превратить его в сознательное движение. В дальнейшем ,при исполнении интервалов и аккордов на соседних струнах,ученик в силу необходимости будет ставить пальцы левой руки более округло. На примере этих обязательных для изучения песен учащийся должен овладеть приёмом исполнения цезуры в значении "вдоха". Для этого левая рука снимается со струны перед следующей фразой. Восходящий мелодический ход легато, в том случае, если соседние тона мелодии могут быть извлечены на открытых струнах, исполнить сложнее. Пример: Укр. нар. песня " Ехал казак за Дунай" . В третьем такте нота Ми может быть сыграна на второй струне 4-м пальцем. Во 2 варианте нота Си глушится левой рукой в момент звукоизвлечения правой рукой следующей ноты на открытой 1-ой струне. Нужно отметить, что при использовании 2 варианта особое внимание надо обратить на связывание тонов Си и Ми. Решение этого вопроса сложно и многопланово. К наслоениям и превращению мелодической линии в гармонические созвучия ведёт также оставление пальцев левой руки на струне, после того как звук уже извлечён и должен уступить место следующему. Особенно часто эта ошибка допускается в ситуациях, похожих на пример "Ехал казак за Дунай" 2-ой такт. Ученик, облегчая себе поиски ноты Ля, сыграв её в начале такта, держит её 2-м пальцем до следующего её извлечения. В 3-ем такте тоже самое происходит и с нотой Соль-диез. Здесь задача педагога - научить начинающего гитариста чётко разграничивать исполнение мелодии легато и исполнение арпеджио как бы на фортепианной педали. Исполнение одноголосных пьес, в которых штрих " стаккато" определяет характер произведения (пример: "Камаринская") , может иметь 2 варианта: 1. стаккатирование левой рукой на закрытых струнах и глушение ею открытых; 2. отказ в исполнении от открытых струн. Оба варианта значительно усложняют исполнение и требуют уже определённых навыков игры на гитаре. В приведённом примере лига третьего такта До-Ми является разделяющей. Здесь мы встречаем с приёмом обращённой цезуры, при которой: 1. Все звуки, принадлежащие к одному мотиву, произносятся расчленённо. 2. Лигуется лишь конец первого мотива с началом второго". Освоение штриха "стаккато" благоприятно влияет на формирование игрового аппарата. Ученик приобретает навык мгновенно освобождать пальцы левой руки. Осознание контраста смены напряжения и расслабления (прижал струну - отпустил её) поможет ученику почувствовать движения руки, избавиться от зажимов, будет способствовать созданию ощущения свободной, но вместе с тем - энергичной руки. Кроме этого, точное выполнение штрихов в произведениях, где артикуляция определяет их характер, развивает образное мышление ученика. Пьесы с более сложной фактурой Гитара - многоголосный инструмент. Фактура гитарных произведений достаточна сложна и требует дифференцированного исполнения.
Артикуляция играет большую роль в выявлении элементов гитарной фактуры, выступая как средство для достижения большей яркости и рельефности этих элементов. В 1 классе ученик встречается с фактурой, состоящей в основном из мелодии и баса. Для изучения артикуляции мелодии и баса используем пройденный ранее материал: Этюд Ля-минор Х. Паркенинга, р. н.п. "Во саду ли, в огороде", укр. н. п. "Ехал казак за Дунай". В Этюде Х. Паркенинга изучаем текст, артикулируя голоса: 1. на стаккато; 2. бас - стаккато, мелодия - легато; 3.Бас-легато, мелодия - стаккато; 4. Оба голоса - на легато. В этом произведении бас и мелодия имеют последовательное во времени проведение, что облегчает исполнение и разучивание младшим школьникам. Введение в репертуар пьес и этюдов подобного плана помогает быстрее понять голосоведение и артикуляцию, поэтому может быть рекомендовано в конце 1-го-нач 2 классов. Такое, определённым образом артикулированное изучение этюда даёт решение нескольких задач: 1. постановка и правильное "апояндо" ( и позднее - "тирандо"), формирование всего аппарата и следовательно - хороший звук. 2. постоянный контроль за действиями рук (особенно правой)-ощущение свободы и чёткости исполнения. 3.умение слушать голоса в фактуре произведения и точно выполнять штрихи и динамику. В фактуре р. н. п. "Во саду ли, в огороде"бас и мелодия исполняются вместе на сильные доли. При отработке данного нового для ученика приёма мы снова используем артикуляцию. Начинаем работу с пяти упражнений на игру мелодии вместе с басом. Обязательно в начале - апояндо. (Различное соединение мелодии и басов). Прорабатывам 1,2,3 - стаккато и легато, 4 и 5 - только легато. И снова артикуляция помогает нам в освоении трудного приёма, не позволяя ученику делать отклонения от нужного положения кисти и пальцев. Отработка этого приёма может занять много времени. Настойчиво добиваемся правильного результата в исполнении упражнений; и позднее самой песни: мелодия-легато, басы - как легато, так и нон легато. ( В дальнейшем - возвращаемся к песне и проучиваем её ещё раз приёмом "тирандо" с такой же артикуляцией. В "Грустной песенке" Д. Левидовой возникает необходимость определённым образом артикулировать не только мелодию, но и линию баса. Нужно показать ученику, что двухголосие в этой пьесе имеет "оркестровый характер", то есть мелодию ведёт гитара или флейта, а низкий голос - контрабас. Возникающая артикуляция связана непосредственно с музыкальным образом: мелодия-легато (певуче), бас-стаккато (приглушённо). Требуется чёткое глушение р - пальцем (возврат на струну) и точное выдерживание всех длительностей. В арпеджио - типично гитарной фактуре - тона аккорда наслаиваются друг на друга ( исполняются как бы на фортепианной педали). Графический вид арпеджио должен помочь осознанию этого нового для ученика музыкального явления. Поэтому, работая над артикуляцией, необходимо добиваться осознанного исполнения учеником как мелодических построений без случайных звуковых наслоений, так и арпеджио - приёма в большой степени определяющего своеобразие гитары.

Фразировка и аппликатура.
Гитаристы для расчленения муз. материала пользуются такими выразительными средствами, как смена тембров, динамика, агогика, но редко применяют цезуру, которая даёт возможность ясно ощутить границы фраз и мотивов. Умение пользоваться цезурой в осуществлении фразировки нужно воспитывать уже на первом этапе обучения. Цезура ( V ) может быть выполнена снятием левой руки, если построение оканчивается не на открытых струнах, либо глушением пальцев правой руки - если струны открытые. Пример: пьеса Д. Лангенберга "Послушай меня". Все восьмые затакта исполняются легато с крешендо. Синкопированная Соль - с опорой на 4 струну и выдерживается. Бас Ми в 1-ом такте необходимо приглушить боковой частью р-пальца перед (третье долей)извлечением баса Ля и терции Ля-и До - диез в аккомпанементе. Точно также нужно приглушить бас Ля перед сильной долей 2 такта, чтобы не мешать гармонии ми-минор 2-го такта. После извлечения баса Ми в 3-ем такте "снимаем" бас и созвучие Соль-Си пальцами рima и слушаем восьмую паузу (цезуру между фразами). Такая артикуляция является наиболее подходящим вариантом, исходя из характера пьесы. Все фразы артикулируются подобным образом. Ученики хорошо воспринимают такое произношение и вполне успешно осваивают приёмы глушения. Пример: аркасси C - dur В первой части возникает следующая артикуляция: все восьмые первого такта стаккатируются, затакт к первому такту лигуется. В момент исполнения первой восьмой 1-ого такта 2-й палец прикрывает струну Соль. Стакато выполняется левой рукой, но можно подключить и правую, чтобы продублировать левую (двойное глушение). После извлечения первых звуков р и чередующиеся im мгновенно возвращаются на исходную позицию и глушат струны. Так исполняется секста Ми-До. Затакт к третьему такту также лигуется, но здесь открытую Соль можно глушить, а можно и не глушить так как 3 и 4-тый такты представляют собой. по существу гармоническую последовательность. Если же лиговать затакт без наслоений, то 3-ю струну нужно прикрыть второй фалангой 3-го пальца в момент его установки на бас Соль. Басы Соль и До должны быть выдержаны определённое время, небольшая цезура вызвана перестановкой 3-го пальца. Здесь мы сталкиваемся с действием "вторично динамической функцией артикуляции": в первой фразе используется стаккато, во второй - длинные, полнозвучные басы. Иногда в пьесах предлагается апликатура, содержащая "уже в себе самой необходимость сделать цезуру" (И. Браудо). Например: в аркасси два разных тона прижимаются одним пальцем левой руки, что и определяет цезуру; в 4-ом такте - последовательность из двух одинаковых нот исполняется разными пальцами левой руки, в следствии чего происходит смена позиций. Иногда встречаются примеры проставленной артикуляции в произведениях ( правда крайне редко). Очень интересный пример в литературе для младших школьников - арулли e - moll. Здесь автором (или редактором) выставлена артикуляция в главной партии, которая имеет очень любопытную трактовку и помогает раскрыть музыкальный образ, выступая сильным выразительным средством. В 1-ом мотиве - затакт залигован, 1-я восьмая - нон легато, аккорд на 2 долю - стаккато, на 3-ю - легато. Это само по - себе очень необычно, но вписывается в характер темы. Во второй фразе - мелодия проводится на стаккато, а бас-легато, что позволяет более рельефно провести голоса. Но, конечно, добавляет сложностей юному гитаристу. Результат стоит того; и правильно артикулированное исполнение текста украсит это произведение. Артикуляционные трудности вполне преодолимы. И лучше усвоить верное исполнение штрихов в начальный период, чем исправлять в дальнейшем уже устоявшиеся недостатки. Техника выполнения штрихов должна совершенствоваться на всё пути обучения гитариста. Это позволяет достичь высокого уровня артикуляционного мастерства, необходимого для исполнения более сложных произведений. Освоение артикуляционных приёмов должно сопровождаться слуховым контролем, чтобы избежать механического воспроизведения нотного материала. Работа над артикуляцией создаёт предпосылки для прочной связи между представляемым муз. образом и движениями рук - штрихами. В результате ученик будет точно представлять, с помощью какого технического приёма артикуляции возможно достижение того или иного художественного эффекта. Артикуляция должна органично входить в арсенал музыкальных выразительных средств юного гитариста с первых его шагов и в этом состоит одна из основных задач гитарной педагогики на сегодняшний день.
Выявив роль приемов артикулирования в повышении исполнительского мастерства, был сделан вывод, что реализация широкого комплекса задач, связанных с развитием артикуляции, в повседневной работе над приемами артикуляции с первых лет обучения игре на гитаре позволяет в дальнейшем подходить к работе над артикуляцией с разных сторон.
Ранее систематизированное изучение штрихов в МШ создает реальные предпосылки для более интенсивного музыкально–художественного воспитания ученика. Овладение основными гитарными приемами артикулирования музыки уже на первых стадиях обучения позволяет более выразительно исполнять начальный репертуар, а это неизменно сказывается на общем исполнительском развитии гитариста.
Категория: прочее | Добавил(а): yanakuleba (26 Октября 19) | Автор: Касторская Яна
Просмотров: 2277
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 1
1. alex sidmak (sidmak)   (05 Марта 19 00:09) [Материал]
Вот и нас осчастливили
этим блудным докладом.
Только автор другой.
Может врезать прикладом?

Неповадно чтоб было
сеять псевдо науку
там, где можно попасть
под тяжёлую руку.

http://www.dmschool.lact.ru/e/3242535-metodicheskiy-doklad-prepodavatelya-nevyantse

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.