НА ЗАРЕ ЗВУКОЗАПИСИ Грамзапись оперы Гуно «Ромео и Джульетта». 1913 год
Свой рассказ начну со слов: Эта запись, вероятно, первая в истории этой оперы запись полностью всей оперы и вообще одна из первых попыток в истории звукозаписи записи оперы целиком (тут есть крохотные купюры, они не в счёт и носят явно технический характер). По воспоминаниях людей, принимавших непосредственное участие этом процессе, это был крайне хлопотливый и трудоёмкий процесс. Так что это было и как это было? Вот, скажем, вопрос совсем не относящийся к музыке: сколько этот комплект весил килограммов? Ответить на этот вопрос легко тому, кто держал шеллачные пластинки тех времен в руках: несколько килограммов! Сложнее ответить, сколько такой комплект стоил. Это были очень дорогие издания и были доступны только весьма состоятельному человеку. Потому что даже если это было издание только самой оперы, без всякого рода дополнений, то это от 20 и более того дисков. К примеру, комплект, о котором пойдёт речь, по времени занимает где-то 175 минут звучания. И это значит 25 (как минимум), а может, и больше, односторонних тяжеленных шеллачных дисков. То есть, это один-два чемоданчика из дерева, обитые кожей или очень дорогим дерматином, скорее всего с текстами и портретами исполнителей…Ну и тиснение золотом, и прочее.. Вот и представьте себе стоимость этого великолепия хотя бы приблизительно. .. Работа же по записи была грандиозная во всех смыслах. Только для организации такого проекта требовалась огромная подготовительная работа. Прежде всего для этого надо было переоркестровать всю партитуру (а она весьма значительна по объёму и продолжительности) этой крайне популярной, второй по значению оперы в творчестве Шарля Гуно: поскольку запись в ту пору существовала лишь акустическая, а стало быть, и оркестр был представлен одними духовыми и деревянными инструментами, то осуществить такую работу мог только очень квалифицированный человек. Оркестр, по сути, состоял из небольшой группы солистов-виртуозов, которые и исполняли роль оркестра. Поскольку струнная группа, ввиду технических возможностей того времени, никак не могла быть слышна (не говоря о том, чтоб поместиться около рупора!) в звуковой массе духовых, то слышимые нами скрипичные кусочки писались соло, отдельно. Надо ещё иметь ввиду то, что раструб, который служил и микрофоном и, собственно, был пишущим сам звук приспособлением (на конце он был вооружен иголкой, которой он и писал по воску диска или валика звук), был хоть и достаточно большой, но ввиду состава оркестра, могущего поместиться в ограниченных по пространству студиях звукозаписи (это когда не требовалось добавить к этой массе ещё и хор!), существовала ещё проблема расстановки инструментов, т.к. динамический поток звука медных духовых и деревянных весьма разный, не говоря уже о струнных (в этой записи они задействованы по минимуму). А ещё проблема размещения у рупора солистов у акустической трубы (раструба)!! Столпившись, отталкивая друг-друга, солисты, чтоб их было лучше слышно на записи, старались заглушить голос коллеги… Ну и всё к этому прилагающееся: крики звукоинженера, посторонние шумы, нет-нет, да случавшиеся в студии (а это требовало перезаписи всего фрагмента)… А ведь тут был ещё и дирижёр, которого должны были видеть и солисты и оркестранты! Но и это ещё не всё!! – надо было свести темпы и вообще весь материал так, чтоб он влезал на пластику, одна сторона звучания которой по времени была ограничена где-то 5-7 минутами!!.. (Отсюда, кстати, и не всегда понятные купюрки и темпы: всё диктовалось техническими возможностями, т.е. протяжённость звучания дисков...) Оставим в стороне спевки, репетиции и проч, что всегда сопутствует такого рода работе… И без этой части работа была «адова» не только для исполнителей, но и для технического персонала, который должен был во все глаза и уши следить всем процессом: чтоб не было накладок по доставке воска соответствующей температуры, на восковых валиках (дисках) которого писалась опера, и чтоб воск был без малейших вкраплений - малейшая соринка сводила на нет сеанс записи; чтоб соблюдалась тишина в студии, ну и все прочие детали всего сложнейшего (и до сегодняшнего дня) процесса звукозаписи). Надо полагать, сюда же входили обязанноcти исполнять капризы исполнителей, которым надо было потрафлять во всём. Они уже и тогда были избалованы, хотя, конечно, ещё не дошли до крайностей наших дней. А для этой записи были собраны самые большие звёзды Франции того времени: молоденькая Ивонн Галь (1885-1972), в ту пору считавшаяся в числе лучших лирических сопрано Франции, обладательница замечательного серебристого сопрано с превосходной техникой и крайне привлекательной наружности, уже снискавшая славу лучшей Маргариты, Манон и Таис; Марсель Журнэ (1868 – 1933) блистательный Мефистофель на лучших сценах Европы и Америки, великолепный высокий бас а самом расцвете своих недюженных сил, впоследствии записав эту оперу целиком в окружении изумительных певцов (прежде всего – Веццани!) того времени, и Агусторелло Аффре (1858-1931) – прозванный критиками «французским Таманьо» что само по себе не нуждается в комментариях… Вот о нём я и хотел бы написать в первую очередь. Во-первых, быть «Таманьо» - это значит обладать огромной силой звука, каковым и обладал великий итальянский тенор и первый исполнитель партии Отелло в опере Верди (он, кстати, на его возможности и рассчитывал при сочинении этой оперы). Т.е. Аффрэ как бы изначально не подходил по типу своего голоса для этой партии, где требовались свежесть, красота, мягкость звука, кантилена и прочие атрибуты тенора-любовника. Этими качествами героические тенора не обладали, как правило... Другое дело - выдать ноты оглушительные: тут они как раз... Во-вторых, Аффрэ был старше всех среди этих звезд. Ромео в таком возрасте, конечно пели, но во Франции теноров лирического репертуара в ту пору хватало. Так зачем тут героический тенор? Так ли он уместен в роли тенора-любовника? Всё же Ромео совсем не Рауль или Иоанн, хоть и любовники, но воины. К тому же.. Если Галь была во время этой сессии в начале своего цветения и славы, а фото юной прелестницы появлялись регулярно то тут то там, если бас Журнэ звучал на всех континентах, то карьера Аффрэ была уже практически на излёте: лет ему в это время, как легко подсчитать, было около 55, а 50 лет – возраст критический для любого тенора, а уж тем более для героического тенора, каковым Аффрэ и был по сути, певший самый «кровавый» репертуар, запредельный по трудности. Строго говоря, абсолютно для этой партии не подходящий: ведь кроме дуэли, особой силы звука партия не требует, вся партия - сплошная лирика и cantabile, legato, legatissimo, mezzo-voce, филировка звука и так далее. И возраст, и репертуар должны были в этом отношении создать для певца огромные сложности. Он и ушёл со сцены как раз примерно в это время! Тем не менее, Аффрээ здесь во всеоружии... Это поражает. Ну и самое главное для меня было то, что голоса этого тенора я не слыхал, в каталогах фирм, какие мне попадались, его имени я не встречал. И, разумеется, недоумевал тому, как это могло произойти. Поначалу, когда мой большой друг и, я полагаю, самый крупный в России коллекционер-собиратель записей певцов прошлого Александр И-в. принёс этот комплект мне для ознакомления, я с большим скепсисом начал знакомиться с составом исполнителей: прежде всего меня заинтересовал исполнитель партии Ромео, что понятно: это одна из самых продолжительных теноровых партий, изматвывющая бесконечным участием артиста на сцене. Но невероятные восторги и краткие сведения об этом певце, которыми поделился Александр со мной, не могли не возбудить моё любопытство. Я слышал Ромео в исполнении десятка лучших мировых исполнителей этой партии., в числе исполнителей Гедда, Краус, Бьёрлинг, Ванзо... В моём представлении Ромео, совсем юноша, должен звучать легко, юношески-свежо, и, конечно, это ЛИРИЧЕСКИЙ тенор, пусть достаточно крепкий, но не драматический и уж тем более не героический тенор, с его специфическими качествами. А тут певец звучит не тенором, а плотным баритоном. Аффрэ меня невероятно удивил... И убедил. Редкий случай!! Кстати, к тому же возраст, в котором записался этот удивительный Ромео, услужливо указанный в приложенном к комплекту буклете, тоже как-то не настраивал на оптимизм… Ну об этом я уже писал выше....
Вкратце это следующее: Аффрэ записывался только на PATHE, записи его немногочисленны. Есть у Александра на нескольких тяжеленных шеллачный дисках (на 78 оборотов) два-три диска, которые даже прослушать сейчас он их не может (аппарат для проигрывания таких дисков у него (не помню) то ли отсутствует, то ли сломан). В общем, это поддало жару моему желанию изрядно!! Но, понятно, что скепсис был, и он понятен. В это время пел превосходный Леон Кампаньола – обладатель преотличнейшего голоса и много моложе Аффрэ, и я задавался вопросом: почему не он?!. И голос более светлый, юный по звучанию, и в расцвете сил.. Вот он, Ромео!...Был в зените славы... Почему же Аффрэ? Какая досада!.. Но, в конце-концов, даже если бы меня ждало разочарование в исполнителе партии Ромео, были ещё имена Ивонн и Журнэ, мне хорошо знакомые и мной высоко ценимые... Когда же я прослушал оперу целиком, то был просто ошеломлён мастерством неизвестного мне тенора. Из певцов такого плана мне был хорошо знаком и не мог не вызвать восхищение Леон Эскалаис, ровестник Аффрэ, и я не предполагал, что у него был такой блистательный соперник! Аффрэ – это имя мне было неизвестно и я, перечитавший гору разных воспоминаний и книг об истории вокального искусства, никогда и нигде не встречал даже упоминаний о нём! Секрет безвестности раскрывался просто: Аффрэ записывался очень короткое время и на PATHE – фирме, которая в силу большей сложности конструкции граммофона и технологии воспроизводства пластинок (запись там шли слева направо, т.е. иголка с тонармом ставилась от центра), не широкого распространения и в дальнейшем перепрофилировалась в киностудию. Эскалаис же записывался на Fonotipia, фирме тоже не долго просуществовавшей, а потому тоже со временем «выпавший» из числа игроков на рынке грампластинок. В то время как Журнэ и Галь в начале своего пути писавшихся и на PATHE, но в дальнейшем перешли на фирмы Victor и HMV, завоевавшие весь мир и выпускавшие и переиздававшие свою продукцию огромными тиражами. Именно поэтому записей Журнэ у меня достаточно много, записи Галь, звезды, по сравнению с Журнэ, гораздо менее яркой, тоже имеются, а вот сольный диск Аффрэ появился много-много лет спустя. Всё его сольные записи были сделаны на PATHE в 1910 году. В самом конце карьеры. Алексей Земляной МАРТ 2020
Алексей, довольно интересные заметки, только у меня есть один вопрос: как так получилось, что вы всю статью пишете о голосе Аффрэ и о том почему его пригласили, а в конце добавляете, что никогда его не слышали и не читали о нем вплоть до прослушивания оперы?
Константин! Вы правы. Я немножко изменил текст, чтоб было понятно, почпму я написал в первую очередь об Аффрэ... Аффрэ до встречи с записью этой оперы Гуно мне не был знаком абсолютно.. Александр только сказал, что это известный героический тенор. Сначала я прочёл биогравию Аффрэ, почитал о нём. И очень скептически отнесся к нему, как к исполнгителя этой партии. Скептически потому, что для меня Ромео - это Собинов, Смирнов, Лемешев, Козловский, Ванзо, Краус, Ансельми, в конце-концов Бьёрлинг. Те. светлые по окраске голоса, но отнюдь не "тёмные". Вот отсюда и скепсис. А уж только потом, желая знать, прав ли я в своих предположениях, прослушал оперу. И был повержен... Вот и всё.
Я вашу идею понял сразу. Просто возник вопрос по форме самой статьи.
Для меня Ромео №1 это Корелли, как ни странно. Но оговорюсь, что из всех его записей этой оперы, что я слышал, самая органичная это студийная с Френи. Конечно, сам его голос не для французской оперы, но после Корелли всем Ромео, включая Бьерлинга, не хватает какого-то мужского начала. Слишком "по-бабьи" звучат. Особенно когда у Джульетты голос чуть покрепче там и вообще не понятно кто за кем приударил.
А в сцене дуэли и в заключительной сцене тот же Краус звучит уже совсем неубедительно.
И кстати, Корелли далеко не первый, кто пел эту партию обладая голосом, казалось бы, совсем неподходящим для Ромео. Тот же Аффрэ тому пример. Если не ошибаюсь, и Карузо пел Ромео. Возможно есть и еще примеры, если поискать. Следовательно еще с начала века, а может и раньше, была традиция исполнения этой партии голосами более тяжелыми, что само по себе не противоречит музыке Гуно.
Ромео совсем не обязательно должен быть мальчиком-одуванчиком. Ведь совсем недавно никто всерьез не стал бы обсуждать Хозе в исполнении легкого тенора, а ведь по сути Ромео и Хозе не сюжетно, но стилистически близнецы-братья. Драматургически много общего, хотя Хозе, конечно, постарше, но не намного - от первой пылкой влюбленности, через зарождение страсти и дуэль, к трагической развязке. Да и оперы написаны фактически в одно время. Однако, Хозе очень быстро стал прерогативой только крепких голосов, а Ромео так и не вырос из коротких штанишек.
Да, конечно, Ромео пели разные типы голосов. Не уверен, что Карузо пел эту партию и даже более того, убежден, что он не пел этой партии. Как, скажем, Таманьо, Станьо и прочие тенора-итальянцы, обладатели больших голосов. Тогда тенора пели все партии, особенно французские певцы. Только-только в это время стали разделяться репертуарно на драматические и на лирические в Италии (позже всех, в общем: Скипа, родившийся на год раньше Джильи, в1889 году, обладая небольшим голосом, в начале карьеры пел Турриду, но, собственно, с него и началось разделение теноров в Италии. Но всё же, как бы там ни было, каждая партия предъявляет свои требования и ТЕМБР играет главную роль. Даже не сила звука и не диапазон, хотя, разумеется, они вносили свои коррективы. Представить себе Ромео, поющим таким же звуком и манерой (соответственно), каким поёт Отелло - это не в моих силах. Фантазии не хватит. Что касается партии Ромео, то на российской сцене стал лучшим РОмео Л. Собинов, обладатель достаточно звучного голоса, но лирического. Из известных мне спектаклей для меня лучшие в таком порядке: Бьёрлинг, Гедда, Ванзо. Там есть и достаточная сила, и фраза "моё почтение", и тембр молодого, но не слюнтяя, человека.
Разумеется Ромео не может быть спет как Отелло. Тут и обсуждать нечего. Но все-таки даже в легких партиях для тенора хочется слышать мужчину.
Не знаю согласитесь или нет, но для меня однозначно, что тот же ди Стефано как Альмавива не имеет конкурентов среди бездны всяких женоподобных тенорков типа Альвы. Я даже не про качество тембра, а именно о некой мужской окраске его.
Бьерлинга я для себя ставлю где-то рядом с Корелли в партии Ромео.
На счет Карузо, конечно, могу и ошибаться, но почему-то мне кажется что где-то я читал, что он пел Ромео. Но это только на уровне смутных домыслов.
И, кстати, на счет Скипы. Несмотря на его довольно небольшой и легкий голос, у меня никогда не возникает ощущения, что ему не хватает мужественности.
Относительно Скипы Вы правы. Но голос его по своей фактуре лирический, силенок маловато для таких партий, что он понял достаточно рано и отказался от Каварадоси, Турриду и т.п. партий. Потому и пел долго. Зря Гедду проигнорировали - он очень, очень хорош!