Олег,вы не перестаёте удивлять.Очень уважаю,можно сказать люблю музыку Сибелиуса.Есть только один вопрос - как в этой записи оркестр и дирижёр на ваш вкус? Для исполнения его музыки это крайне важно.Ярви у меня есть и мне очень по душе,а как финны играют свою национальную гордость?
А мне вот совсем не смешно от Вашего противоречивого понимания сущности формы и содержания.Вы просто притягиваете за уши тезис о форме и содержании относительно Неоконченной.Если бы Шуберт не оставил набросков других частей или дал понять,что именно в таком виде это сочинение и представляет собой законченное целое,то тогда можно было бы согласиться с Вашим смехом. Но ведь зачем-то пытались композиторы "закончить" Неоконченную? А если дальше следовать Вашей логике,то вполне можно одну часть играть из одной симфонии,другую из другой,третью из третьей,а четвёртую из четвёртой,поскольку каждая часть взятая сама по себе есть законченная по содержанию и по форме пьеса. Что же до общей идеи,так это по-Вашему видимо не имеет значения.
Да,что там Неоконченая.Вот более простой Вам пример - Турандот Пуччини. Общеизвестно,что Пуччини умер не закончив оперы.Так фот Альфано не только завершил оперу,хотя фактически лишь неуклюже скомпоновал пуччиниевские наброски финала,но и оркестровал полностью всю оперу,что абсолютно не гарантирует того,что Пуччини сделал бы тоже самое.Вот Вам явственное несоответствие между содержанием,то есть идеей и музыкой Пуччини и той формой в которую её облёк Альфано.Даже если не говорить о том,что он сочинил,то уж что касается оркестровки,то она груба и в целом хоть и напоминает манеру Пуччини,но в целом лишь искусная подделка,но не подлинник.
Вся благостная философская картина о единстве формы и содержания разбивается об один реальный пример (как минимум один,первый пришедший в голову). Это Неоконченная симфония Шуберта. Известно,что Шуберт написал наброски ещё двух частей,но по какой-то причине оставил эту работу. И все попытки закончить это сочинение за него другими композиторами оказались бесплодными. Философ скажет - значит эта форма абсолютно соответствует содержанию.Но как быть с тем,что Шуберт всё-таки хотел написать четырёхчастный цикл? Более того,предположим,что он его закончил,но эти две части пока не найдены. Получается,что содержание сочинения почти 200 лет существует без полноценной формы и это совершенно не мешает нам восхищаться им и более того,ошибочно полагать,что именно в таком виде эта форма полностью соответствует содержанию. Нам просто удобно так думать. При желании можно отыскать в музыке примеры подобные приведённому мной. И решение этих задач посложнее чем обосновать тождество грустных стихов с весёлой музыкой. Философия хороша для понимания многих вещей,но реальность бытия многократно сложнее,чем самая глубокая философская концепция.Более того, переносить механически принципы существования литературы на музыку слишком опрометчиво. При кажущейся основополагающей философской общности это очень разные искусства.В частности,в понимании формы и содержания. Из литуратурного сочинения действительно трудно выбросить отдельный абзац без ущерба замыслу и форме,скажем в опере выбрасываются арии,кабалетты,повторы и много чего еще,по большому счёту без особого ущерба содержательной и формальной стороне сочинения.
У меня есть эта книга.Всем кто не читал рекомендую.Рождественский неподражаем как рассказчик.После его слов самая нелюбимая музыка может стать родной.А его энциклопедической образованности можно только позавидовать.
Я думаю,что форма может существовать и в отрыве от содержания или скажем так не будучи с ней абсолютно идентичной,то есть чем хуже одно тем хуже другое и наоборот.Именно об этом и есть второй тезис Топтыгина.Поразмыслив,можно найти в искусстве примеры когда форма совершеннее содержания или когда содержание оказывается выше формы.Но это столь тонкие материи,что объективно это почти недоказуемо.
Дмитрий Вы путаете два понятия - гениальное и совершенное.Произведение искусства может быть гениальным,но при этом человек,не Бог и не способен на создание абсолютного совершенства.В любом на первый взгляд самом совершенном произведении искусства при ближайшем рассмотрении можно найти,так сказать проблемные точки,однако если произведение гениально,эти проблемы как бы отходят на второй план и мы их не замечаем.Если же "совершенство" формы есть чисто технологический результат без должного смыслового наполнения,то даже её мелкие недостатки становятся очевидными.
Караяновская Шестая Чайковского гениальна? Однозначно да. Совершенна? Ровно настолько,насколько это возможно для человека,не более того. Не смотря на железную логику интерпретаций Караяна при желании можно найти и у него "тонкие места".Вопрос в том,нужно ли это делать если главное - сильнейшее эмоциональное воздействие на слушателя - достигнуто.
Дж.Норман конечно великая певица,но конкретно здесь не производит впечатление юной девы.Вот уж кто тянет на статус матроны,что вообще не соответствует характеру партии Эльзы,но по какой-то причине господин Топтыгин об этом умолчал.
Мегги Тейт английская певица первой половины 20 века.Выдающая исполнительница французской музыки,как пишут лучшая Мелизанда своего времени,она даже с Дебюсси кажется дружили.У меня есть её двойник с французской музыкой,там есть сеанс песен Дебюсси с А.Корто,фантастический,правда там она уже в возрасте,но поёт чудно,я именно после того как её послушал влюбился во французский камерный вокал.
Я Вас полностью поддерживаю.Фирма Перл выпускала пусть и шипящие записи,но она не портила звук реставрацией,поэтому их диски одни из самых натуральнозвучащих из большинства фирм занимающихся архивными записями.
Недавно выпустили комплект из 4х дисков с Дютуа всех его записей Рахманинова.Мне в целом очень нравится."Колокола" действительно очень хороши.Ну а Коллар, уж простите, играет ужасно. Какой там импрессионизм? Долбит как стахановец.
Сергей.Огромное Вам спасибо.Не могли бы Вы проверить кто флейтист во второй сюите на наших мелодийных пластинках.В записи 1969 указан Гаррет Моррис,а если мне не изменяет память на пластинках был Гелуэй.Возможно я просто что-то перепутал.
Спасибо.По моей просьбе его скачал и в письме прислал на е-мейл другой человек,так я даже из письма его не могу на комп сбросить.Ужас какой-то.Даже отключая антивирус всё равно не получается.Не знаю что делать.