|
Композиторы первой половины XX века
| |
Stravigor | Дата: Среда, 18 Января 12, 21:34 | Сообщение # 106 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) Stravigor, Это не пейзаж, это Франция. » Ну, пейзаж - это один из примеров. Может быть тут и старая легенда, и звон сквозь листву, и запахи, и вкусы, и прочие "внешние раздражения". "Шестёрка"? Дюрея вообще ничего не слышал. А так нравится очень Онеггер. Остальных уважаю.Добавлено (18 Январь 12, 21:33) --------------------------------------------- В целом - те же объективные лирики, что и Дебюсси, и Равель. Но по сравнению с ними даже Пуленк кажется суховатым, без аромата. Добавлено (18 Январь 12, 21:34) --------------------------------------------- Зато Стравинский дал им остроту и остоумие.
|
|
| |
legoru | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:21 | Сообщение # 107 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| С лирикой у французов всегда было замечательно, только вот гармония бедна была. Про композиторов типа Буалдьё, Берлиоз писал, что он обнаруживает детское изумление перед любой комбинацией, находящейся за пределами трёх аккордов, которые тот обычно употреблял Благодаря работе над гармонией появился наконец самобытный французский стиль, который и привёл к Дебюсси. Кстати, то же и у нас. Поэтому кому-то и Римский-Корсаков кажется суховатым. Просто его мелодии более изысканны, а главное слишком гармонически непохожи на немецкие. С Сати, с Шестёрки начался обратный процесс -назад к Буалдьё)) Это забавно, хотя не так глубоко, как у импрессионистов. Мне нравится Пуленк. Онегерр, конечно тоже. Они разные, два полюса Quote Зато Стравинский дал им остроту Стравинскому многим обязаны все музыканты прошлого века. И вместе с тем это самая уязвимая фигура для критики. Парадокс
Добавлено (18 Январь 12, 22:44) --------------------------------------------- Немцы, наоборот - полезли в дебри. Может им стоило пойти по пути Шестёрки? Только Хминдемит кое-чтио сообразил. Как он вам?
Добавлено (18 Январь 12, 23:21) --------------------------------------------- Quote После Малера я слушал Мясковского...наверно поэтому я так не люблю последнего...все стало казаться блеклым... Мне казалось, наоборот, должен был сработать 'эффект Мясковского'. После захлёбывающейся в эмоциях музыки - наше русское раздолье, наши русские поля, руская метафизика, загадочная наша душа.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Среда, 18 Января 12, 23:45 |
|
| |
Stravigor | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:40 | Сообщение # 108 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) Немцы, наоборот - полезли в дебри. Может им стоило пойти по пути Шестёрки? Только Хминдемит кое-чтио сообразил. Как он вам? » Ну, немцы на то и немцы, им бы места глубокие да рыбные. А Хиндемит - хороший композитор. Редкий пример, когда в одном лице теоретик не мешает практику, а наоборот - помогает.Добавлено (18 Январь 12, 23:40) ---------------------------------------------
Quote (Stravigor) С лирикой у французов всегда было замечательно, только вот гармония бедна была. » Зато уж в лице Дебюсси они взяли реванш!
Надо бы докончить свой разбор Клода Французского по пунктам.
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:44 | Сообщение # 109 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Хиндемит для меня открыл целый космос образов через свою камерную музыку с участием фортепиано...Мастерская контрапунктическая разработка в сонатах для виолончели...меня шокировала ужасающая объективность музыкального мышления...вместе с тем как-то очень по-человечески мудро....
|
|
| |
Stravigor | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:47 | Сообщение # 110 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (Контрапункт) Я терпеть не могу 8-ую Малера...такая лабуда... » Вы знаете, Контрапункт, я долго не мог понять, почему эта симфония мне не нравится. А потом пришла в голову крамольная мысль - а не есть ли это два совершенно разных сочинения? По отдельности и 1-ю, и 2-ю часть слушать можно с интересом. А вместе - чуточку утомляет.Добавлено (18 Январь 12, 23:47) ---------------------------------------------
Quote (Контрапункт) меня шокировала ужасающая объективность музыкального мышления...вместе с тем как-то очень по-человечески мудро.... » Способность к объективному мышлению в музыке многих отталкивает - а зря. Вы точно заметили - хорошая объективность сродни мудрости.
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:52 | Сообщение # 111 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Quote (Stravigor) Способность к объективному мышлению в музыке многих отталкивает - а зря. Вы точно заметили - хорошая объективность сродни мудрости. »
Терпеть не мог Хиндемита...сейчас получаю огромное удовольствие от его игр с линеарностью...Добавлено (18 Январь 12, 23:52) --------------------------------------------- Ludus Tonalis стала полностью ясной.
|
|
| |
Stravigor | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:54 | Сообщение # 112 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (Контрапункт) сейчас получаю огромное удовольствие от его игр с линеарностью... » Следить за интересным движением голосов - это как следить за ходом мысли великого учёного (а это "наука самая занимательная" по Пушкину).
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Среда, 18 Января 12, 23:58 | Сообщение # 113 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Искусство Фуги Баха в этом смысле-удивительнейшее произведение.)
|
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:03 | Сообщение # 114 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote Надо бы докончить свой разбор Клода Французского по пунктам. Сейчас вам Контрапункт поможет. Он просто кладезь неожиданных мыслей и выводов
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:09 | Сообщение # 115 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| На самом деле его стиль-это уникальное смешение традиций французского барокко (Куперен,Рамо),ориентального фолклора (гамелан),русской симфонической классики (Римский-Корсаков,Чайковский и Бородин),французского романтизма "объективисткого"в духе Франка и Сен-Санса и испанской музыки...)))))
Ну а мы любим Дебюсси все за мелодизм утонченный.)Правда ведь?
Добавлено (19 Январь 12, 00:09) --------------------------------------------- Quote (legoru) Сейчас вам Контрапункт поможет. Он просто кладезь неожиданных мыслей и выводов »
Ой,спасибо,Олег.))))Очень приятно...Да ладно...просто я очень люблю музыку...это огромный пласт моей жизни...который всегда со мной...который вдохновляет меня на достижения...когда я начал слушать где-то с июня сплошной академ-стал учиться в несколько раз лучше,глубже стал анализировать явления и чаще молчать и слушать мнения других людей.
Сообщение отредактировал Контрапункт - Четверг, 19 Января 12, 00:10 |
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:21 | Сообщение # 116 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Браво!
Я не стал заморачиваться, залез в Кремлёвскую монографию и цитирую оттуда фразу, которая отражает наиболее близкое мне восприятие музыки Дебюсси.
Искусство Дебюсси, казавшееся многим далеким или оторванным от жизни, на деле отразило и запечатлело острые жизненные противоположности с исключительной пластической ясностью и стройностью. Чем больше в этом искусстве сдержанности и тишины, тем вернее открывается в нем перед вдумчивым восприятием существо страстей и тревог, радостных порывов и тяжких разочарований. Они просвечивают сквозь безупречное изящество форм подобно образам жестоких битв, выраженных линиями пленительно-грациозного рисунка.
Лучше и не скажешь
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Stravigor | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:31 | Сообщение # 117 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Как и обещал, разберу Дебюсси по пунктам:
Quote (Stravigor) 1) Как много в творчестве данного автора сочинений, выдержавших суд времени. 2) Каково количественное соотношение в творческом наследии признанных шедевров, просто хорошей музыки и сочинений "так себе". Объясню: ведь и у малозначительных авторов случаются удачи! Но их немного. 3) Что принципиально нового принёс данный композитор в мировую музыку (тут дело касается не только форм и "трюков", музыка Малера, к примеру - это новый музыкальный этос). 4) Насколько сильным было влияние композитора на современников и представителей следующих поколений (тут надо добавить и активизирующее-провоцирующее влияние на противников и антагонистов). 5) Насколько исполняема и слушаема музыка данного автора. (тут лучше говорить на языке цифр, а не эмоций) 6) Повлияла ли его музыка на формирование исполнительских стилей? (это как бы подпункт к 5) 7) Влияние на иные виды искусства: литературу, живопись, театр, кино и т. д. »
1) Достижения во всех жанрах, в каких работал (перечислю шедевры) а) опера - "Пеллеас и Мелизанда" б) балет - "Игры" в) симфоническая музыка - "Прелюдия...", "Море", "Ноктюрны", "Образы" г) камерная музыка - 3 сонаты д) фортепианная - Прелюдии, Образы, 6 античных эпиграфов, Остров радости. е) Романсы - Стихотворения Бодлера, Баллады Вийона, Галантные празднества, Мандолина (куда уж без неё!) ж) Кантаты - тут может быть спорно. Я назову "Деву-избранницу".
2) Сочинений второго плана немного, но и они по-своему интересны и среди них трудно назвать откровенные неудачи - Музыка к "Королю Лиру", "Ящик с игрушками", Танцы для арфы
3) В области формы - гармония, индивидуальный стиль оркестровки ("прорубил просеки в густом лесу вагнеровского оркестра"), постороение крупных симфонических форм без оглядки на Бетховена, начало ретроспективизма (в сонатах). Начало современной декламации (романсы, "Св.Себастьян", "Пеллеас") В области содержания - первое адекватное прочтение символистских текстов. Объективизация лирики.
4) Равель, Руссель, Стравинский, Черепнин, Фалья, Респиги, Копленд, "Шестёрка" а от них - дальше, дальше... Антиподов столько же, сколько поклонников - нововенцы, неоклассики, футуристы, конструктивисты, затем вновь Стравинский и "Шестёрка". Все они, при этом обязательно что-то брали у Дебюсси. Пример с "Золотым петушком" показателен.
5) Дискографию приводить нет смысла. Играют всё. Даже юношеское. Даже недописанное. Лучший способ подчеркнуть свою исполнительскую ни-на-кого-непохожесть - принципиально не играть Дебюсси.
6) Там, где Бетховен требует 100 оттенков, Дебюсси требует 100.000 - и умелого пользования этими оттенками. Это целая школа.
7) Нижинский ("Фавн", "Игры") - ниточка к современной хореографии. Бакст. Скульптура Майоля (сам признавал)Добавлено (19 Январь 12, 00:31) ---------------------------------------------
Quote (legoru) Он просто кладезь неожиданных мыслей и выводов » Контрапункт - поэт среди музыковедов.
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:35 | Сообщение # 118 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| И вы знаете...в музыке Дебюсси все-таки есть что-то очень четкое...архитектурное.У него в фортепианных произведениях нет ни одной лишней нотки.В прелюдиях это очень видно...Уникальные пьесы.Это музыка СОЛНЕЧНОГО ТЕПЛА И УЮТА при этом,музыка эмоционального и чувственного изобилия!!!Даже в моменты тоски и грусти...столько красок и полутонов.) Добавлено (19 Январь 12, 00:35) ---------------------------------------------
Quote (Stravigor) Контрапункт - поэт среди музыковедов. »
Я получаю политическое образование,кстати.)))Вернее,политологическое.))
|
|
| |
Stravigor | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:38 | Сообщение # 119 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (Контрапункт) Это музыка СОЛНЕЧНОГО ТЕПЛА И УЮТА при этом,музыка эмоционального и чувственного изобилия!!!Даже в моменты тоски и грусти.. » И при этом - без какого-либо "нажима". Можно слушая музыку переживать, а можно просто наслаждаться движением мелодии, "вкусными" гармониями. А то и просто - плыть по течению музыки...
|
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 19 Января 12, 00:41 | Сообщение # 120 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote 1) Достижения во всех жанрах, в каких работал (перечислю шедевры) а) опера - "Пеллеас и Мелизанда" Почему-то не люблю Аналогично. Дебюсси - не балетный композитор, в отличие, например от Равеля. Может быть от близости барокко и Мусорсгскому? Quote в) симфоническая музыка - "Прелюдия...", "Море", "Ноктюрны", "Образы" Все - шедевры, по возрастающей. Разве, что крайние Образы похуже. Quote г) камерная музыка - 3 сонаты Но лучше всего - квартет! Quote д) фортепианная - Прелюдии, Образы, 6 античных эпиграфов, Остров радости. А как же ранний? Бергамасская сюита, Забытые образы с потрясающей Сарабандой Quote е) Романсы - Стихотворения Бодлера, Баллады Вийона, Галантные празднества, Мандолина (куда уж без неё!) У нас почему-то почти неизвестны Quote ж) Кантаты - тут может быть спорно. Я назову "Деву-избранницу". Блудный сын! Есть ещё Мистерия Quote 2) Сочинений второго плана немного, но и они по-своему интересны и среди них трудно назвать откровенные неудачи - Музыка к "Королю Лиру", "Ящик с игрушками", Танцы для арфы Мне, пожалуй только вещи его Римского периода не нравятся Quote 3) В области формы - гармония, индивидуальный стиль оркестровки ("прорубил просеки в густом лесу вагнеровского оркестра"), постороение крупных симфонических форм без оглядки на Бетховена, начало ретроспективизма (в сонатах). Это для музыковедов, для многих тёмный лес Quote В области содержания - первое адекватное прочтение символистских текстов. Объективизация лирики. Да. Был Форе, но тот не всё у символистов понял (но композитор очень душевный) Quote 4) Равель, Руссель, Стравинский, Черепнин, Фалья, Респиги, Копленд, "Шестёрка" а от них - дальше, дальше... Шоссон, Дюка, Скрябин, Барток, Шимановский, Делиус, Холст, Воан-Уильямс, Вилла-Лобос, Чюрлёнис, Лядов, Мясковский, Мессиан и многие другие Quote Антиподов столько же, сколько поклонников - нововенцы, неоклассики, футуристы, конструктивисты, затем вновь Стравинский и "Шестёрка". Все они, при этом обязательно что-то брали у Дебюсси. Пример с "Золотым петушком" показателен. Согласен! И далее
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Добрая ночь!
|
|