|
Композиторы первой половины XX века
| |
Stravigor | Дата: Четверг, 19 Января 12, 20:08 | Сообщение # 136 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) Почему то наиболее известная 2я мне не нравится. » 2-ю тоже люблю меньше всего. Любимая - 7-я. Но надо слушать и слушать, а в последнее время "познавательская" жилка как-то гаснет. Больше тянет на знакомое и "обслушанное".
|
|
| |
legoru | Дата: Четверг, 19 Января 12, 20:31 | Сообщение # 137 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Как вы думаете в чём причина? У ж не стану своё мнение излагать, да оно и известно. Вчера бросилась в глаза фраза из предисловия Щедрина к книге о Мессиане Выражу надежду, что увлеченная и по-хорошему дотошная книга В. Екимовского восполнит пробел нашей неосведомленности и отодвинет от лености, равнодушия и нелюбопытства. По-моему очень верно диагноз поставлен
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Stravigor | Дата: Четверг, 19 Января 12, 21:28 | Сообщение # 138 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) отодвинет от лености, равнодушия и нелюбопытства » Это прекрасно, когда появляются такие катализаторы любопытства! Но, видимо, бывают в слушательской (зрительской, читательской) биографии "застойные" моменты. Видимо, надо передохнуть, перевести дыхание, чтобы вновь броситься в пучину неизвестного. Но это уже психология пошла! А вообще, в последнее время слушаю романсы Шостаковича, которые когда-то послушал по одному разу и успокоился. Теперь кажется, что открываю их заново! На очереди симфонии Мясковского.
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Пятница, 20 Января 12, 03:38 | Сообщение # 139 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Quote (Stravigor) На очереди симфонии Мясковского »
А я слушаю Роджера Сейшенса.))))Нигде нет его музыки...еле-еле раскопал на youtube...Какой-то добрый ценитель выложил мириаду сочинений...Вот где сериализм показался мне по-настоящему интересным и человечным...сколько экспрессии...сколько интроспективного интеллектуализма...вместе с тем никакой догматичности,схематичности,псевдоструктурности,все живое,все двигается.)
Причем сегодня был легкий когнитивный диссонанс после средневекового Данстейбла.))Я люблю мешать...интересные психические и духовные процессы начинают происходить,переживания.Добавлено (20 Январь 12, 03:38) --------------------------------------------- Сегодня плюс полетел Opera...неожиданно...что только ни делал через антивирус...не работает...Через непривычный ЭКСПЛОРЕР только...
|
|
| |
legoru | Дата: Пятница, 20 Января 12, 04:55 | Сообщение # 140 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| У нас выкладывались его симфонии Quote сериализм показался мне по-настоящему интересным Самое интересное, что во времена изобретения сериализма, этот стиль особо никто не воспринял, хотя предыдущие прививались быстро и естественно. Разве, что Кшенек в 30е в серии писал, но он в венском соку варился, и вообще пробовал все стили, которые можно. Зато прошло 25 лет... и понеслось - Дармштадт и тп. Поневоле задумаешься о причинах)
Кстати, Контрапункт, любознательный, вы наш :), попробуйте послушать французских сериалистов на свежую голову - все ученики Мессиана, сочинения 50-60х - как раз пик, потом раскажите о впечатлениях http://intoclassics.net/news/2010-01-22-13172Добавлено (20 Январь 12, 04:55) --------------------------------------------- Темы додекафонии мы тут ещё не касались (в интеллигентном, неругательном ключе). Привожу интересную познавательную таблицу
Этапы возникновения первых додекафонных* сочинений
*Додекафония (от греч. додека - «двенадцать», «фон» - звук). Метод композиции, при котором всё сочинение выводится из определённой последовательности 12 звуков.
Из таблицы можно сделать вывод, что первые тенденции серийности стали появляться вначале не у учителя, а у ученика! Веберн говорил: «Так исчезли эти два лада (мажор и минор), уступив место одному-единственному звукоряду - хроматической гамме. Возникали гармонические комплексы такого рода, что опора на основной тон стала беспредметной. Это произошло в период между Р. Вагнером и А. Шёнбергом, первые сочинения которого были ещё тональными. Рухнуло то, что в период от непосредственных предшественников Баха и до наших дней составляло основу музыкального мышления: мажор и минор исчезли. А. Шёнберг образно выразил это так: "из двуполовости возник сверхпол!"».
Система нововенцев предполагала использование серии, состоящей из 12 неповторяемых звуков, употребление её 4-х форм. На этом должно было быть построено всё произведение. А. Веберн так описывал своё использование 12 звуков: «Приблизительно к 1911 году я написал Шесть багателей для струнного квартета (ор.9). При этом я чувствовал: как только пройдут все 12 звуков, пьеса кончается. Я выписывал в свою черновую тетрадь хроматическую гамму и вычеркивал в ней отдельные звуки. Почему? Потому, что я обнаруживал: этот звук уже встречался»7. Веберн пробовал сочинять в додекафонном стиле ещё за целое десятилетие до «открытия» Шёнберга. Но не стоит недооценивать роль Учителя, ведь именно Шёнберг смог сформулировать метод сочинения и создать школу новой музыки.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Пятница, 20 Января 12, 14:43 | Сообщение # 141 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Quote (legoru) двуполовости возник сверхпол »
Жесть фразочка...
А мне нравится французский сериализм,Легору.)))Он с фишечками.)Добавлено (20 Январь 12, 13:19) ---------------------------------------------
Quote (legoru) У нас выкладывались его симфонии »
Ссылочки уже не рабочие.Добавлено (20 Январь 12, 13:23) --------------------------------------------- Штокхаузен...только если ранний.Очень привлекательные идеальные логические структуры. Добавлено (20 Январь 12, 13:44) --------------------------------------------- Роджер Сейшенс конечно гений американского конструктивизма...
Обухов и Рославец тоже создали свои системы 12-тоновые у нас в стране. Добавлено (20 Январь 12, 14:43) --------------------------------------------- Cериальность очень близка средневековой полифонии в своей линеарности,просто она как бы вывернута наизнанку,интересный экспрессивный эффект дикого 20-го века.)
|
|
| |
Stravigor | Дата: Суббота, 21 Января 12, 14:46 | Сообщение # 142 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (Контрапункт) Обухов и Рославец тоже создали свои системы 12-тоновые у нас в стране. » Причём с совершенно особым "наполнением", пост-скрябинским, так сказать. "Третий завет" Обухова в чём-то сохраняет даже романтический налёт.
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Суббота, 21 Января 12, 17:29 | Сообщение # 143 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Рославец все же относительно независимую систему создал...Обухов же да...эпигон чистой воды.
|
|
| |
legoru | Дата: Суббота, 21 Января 12, 19:11 | Сообщение # 144 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Оба они звучат как устаревший ранний авангард Потому-то люди тянутся к Мясковскому Хочется чего-то душевного, уютного, родного. Осенью переслушал на свежую голову все симфонии НЯМа. Некоторые отсеялись. Заново открыл неофольклорные - 8я (очень интересно оркестрована), потом предвоенные симфонии - 17я особенно красивая, даже драматичная (с Чайковским), 18я симпатичная, 23я ориентальная в духе Р-К. Люблю 12ю, как образец колхозного импрессионизма, 21ю и 27ю, конечно, но больше всего 5ю - самая мелодичная, русская, без общих мест и 16ю в духе Прокофьева с упругими, энергичными темами. Также у него отличные квартеты - 5й.6й, 9й и 13й
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Stravigor | Дата: Суббота, 21 Января 12, 19:36 | Сообщение # 145 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) Хочется чего-то душевного, уютного, родного. » Тут, конечно, выскажу мнение субъективное - для меня Мясковский - один из самых "неуютных" композиторов! И форма, и стиль позднеромантические, а вот чувственности той нет. Не сухость, нет, но какая-то "застёгнутость", "зачехлённость". И поэтому интересны для меня экспрессивные взрывы у Николая Яковлевича - в 6-й симфонии, в Славянской рапсодии, да и в 3-й тоже. Но 6-я как-то в центре внимания.
|
|
| |
legoru | Дата: Суббота, 21 Января 12, 19:40 | Сообщение # 146 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| А я не люблю 6ю. Первые три части - просто концентрат общих мест, в духе скрябинской 2й симфонии, только русская тема в финале спасает Quote а вот чувственности той нет А у Глазунова в симфониях есть?
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Суббота, 21 Января 12, 19:41 |
|
| |
Stravigor | Дата: Суббота, 21 Января 12, 19:54 | Сообщение # 147 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Хотя ощущения уюта может давать любая музыка. Главное, чтобы эмоциональные вибрации слушателя совпали с таковыми же у композитора. А это может быть и Леонин, и Викториа, и поздний Бах, и Хиндемит, и додекафонный Стравинский ("Агон", "Памяти Дилана Томаса"). Добавлено (21 Январь 12, 19:46) ---------------------------------------------
Quote (Stravigor) А у Глазунова в симфониях есть? » Не много. Но у Глазунова есть интересные оркестровые краски (у Мясковского всё-таки больше гризайль) и яркие мелодии (Квинтет, "Раймонда", 2-я, 5-я симфонии).Добавлено (21 Январь 12, 19:54) --------------------------------------------- К тому же основное настроение у Глазунова (как заметил М.Гнесин, кажется) - это пантеистическое изумление перед чудом мироздания. По Асафьеву - "непроницаемая ясность". Притом - довольно "лирический" пассеизм в "Средних веках" и "Раймонде". Это вполне романтические эмоции, которые после 1-й мировой войны уже едва теплились. Мясковский по образу чувствования и восприятия мира - человек 20-го века, но по стилю письма чайковист. Это-то придаёт его фигуре своеобразие, хотя и служит источником конфликта между формой и содержанием, так сказать.
|
|
| |
legoru | Дата: Суббота, 21 Января 12, 20:17 | Сообщение # 148 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote но по стилю письма чайковист Вот, именно, что Глазунист, потому что глазуновский Чайковский у него, препарированный. Также есть сильное влияние кучкистов, Скрябина, Дебюсси, Метнера (!), Прокофьева. Какое-то одномерное у вас восприятие этого композитора, внешнееДобавлено (21 Январь 12, 20:17) --------------------------------------------- И уж, конечно, Мясковский более русский композитор, чем Чайковский, как и Глазунов.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Stravigor | Дата: Суббота, 21 Января 12, 20:35 | Сообщение # 149 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 254
Статус: Offline
| Quote (legoru) Глазунист, потому что глазуновский Чайковский у него, препарированный. Также есть сильное влияние кучкистов, Скрябина, Дебюсси, Метнера (!), Прокофьева » Глазунист - да, но в отношении густоты полифонических плетений, вот и всё. Моделью для симфонических построений Мясковского служила всё-таки драматическая триада Чайковского (хочется вспомнить статью Мясковского "Бетховен и Чайковский"). С Метнером сходство аналогичное, а не гомологичное. Те же влияния, что и Мясковский, испытал на себе и Прокофьев (перечисленное Вами + Рахманинов). И также хорошо усвоил. Но какие разные результаты! Сходство со Скрябиным в 6-й? Но Скрябин также не прошёл мимо европейских черт симфонизма Чайковского, зародыши 2-й Скрябина есть и в 3-й Чайковского, и в его же "Ромео", и в "Гамлете", и в "Снегурочке". Да и "Щелкунчика" с "Иолантой" придётся вспомнить. Мясковский великолепно знал эти партитуры. Quote (legoru) И уж, конечно, Мясковский более русский композитор, чем Чайковский, как и Глазунов. » Это ни хорошо, ни плохо!
|
|
| |
Контрапункт | Дата: Суббота, 21 Января 12, 20:42 | Сообщение # 150 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 886
Статус: Offline
| Мясковского даже не сравнивайте с Глазуновым.Последний во сто крат был одареннее...Все 8 симфоний-жемчужины,ни одной проходной мелодии. Добавлено (21 Январь 12, 20:42) --------------------------------------------- Моя душа какое-то время тянулась к началам нашего авангарада.Обожаю Мосолова,Лурье и Рославца.Станчинского недооценили,великий был творец фортепианного письма...Гениальный композитор абсолютно.
|
|
| |
|
|