Mateus Baroque Ensemble, руководитель Jean-Christophe Spinosi
Продолжаем марафон опер Вивальди от Naive, на этот раз опера по сюжету 10 новеллы 10 дня Декамерона Бокаччо о Верной Гризельде.
Вивальди написал «Гризельду» в Венеции в 1735, чтобы продвинуть свою протеже — меццо-сопрано Анну Жиро, которая была близка композитору как в музыкальном, так и в личном плане. Сюжет основан на 10-й новелле 10-го дня «Декамерона» Боккаччио. Либретто было написанное Апостоло Дзено еще в 1701 для оперы Антонио Поллароло и неоднократно использовалось различными композиторами, в том числе и знаменитым Алессандро Скарлатти (1721). Во время подготовки премьеры в театре «Сан-Самуэль» весной 1735 года возникла необходимость внести в старое либретто ряд изменений в соответствии с новыми вкусами публики. Эта задача была возложена владельцем театра синьором Гримани на молодого Карло Гольдони — впоследствии знаменитого венецианского комедиографа. В «Мемуарах» Гольдони мы находим меткую характеристику композитора, запечатлевшую живые черты облика "il prete rosso" (рыжий поп — прозвище А. Вивальди). Подвижный, импульсивный, с мгновенными озарениями мысли и... — чуть ли не поминутно читающий по требнику молитвы — таким предстает он в несколько ироничном гольдониевском описании, где оперные партитуры и молитвенник, тексты либретто и Анна Жиро образуют парадоксальное единство.
Интрига «Гризельды» является типичной для своего времени. До начала оперного действия, Гуальтьеро, король Фессалии, женился на пастушке Гризельде, которая впоследсвии родила двух детей — дочь, которая пропала и полагают, что ее уже нет в живых, и сына. Однако, народ Фессалии недоволен,, что король женился на простолюдинке. Все события оперы — это испытания, которым Гуалтьеро подвергает верность своей жены Гризельды. Это его способ оправдать свой выбор перед своими подданными. Он отвергает Гризельду как недостойную и заявляет о намерении жениться на принцессе Костанце. Костанца, однако, предпочитает выйти замуж за Роберто, принца Афин. Гризельда продолжает любить Гуальтьеро, несмотря на его отношение к ней. Оттон, фессалийский вельможа, влюблен в Гизельду, решает использовать ситуацию, чтобы добиться ее любви. Единственный персонаж, не обремененный любовью к кому бы то ни было — Коррадо, и он тратит большинство времени, шпионя за другими персонажами. К счастью, в конце концов любовь торжествует, и Гуалтьеро убеждается в верности своей Гризельды. Кроме того, как мы видим, он никогда не намеревался жениться на Костанце, потому что она — дочь его и Гризельды! С современной точки зрения, это — смешная и жестокая история. Однако, даже если опера изображает женщин как собственность, которая может быть взята, отдана, или выброшена, именно женщины в «Гризельде» являют пример силы и благородства характера. В опере только шесть персонажей, у каждого несколько арий в разнообразных стилях. Мы слышим арии, тексты которых обращаются к штормам, птицам и сну, каждый с соответствующими музыкальными иллюстрациями, унаследованные от концертов Вивальди. Такие «жанровые» арии были типичны для того времени. Мы также услышим драматические речитативы, написанные композитором. Во многих барочных операх речитативы замедляют действие, но в «Гризельде», мы вслушиваемся в каждое слово и каждую реплику — в опере нет ни одной утомительной фразы. И, что было в порядке вещей той эпохи, некоторые из арий были взяты Вивальди из своих более ранних произведений. Возродить эту омузыкаленную рыцарскую сагу к новой жизни решился французский дирижер Жан-Кристоф Спинози - балагур, гурман и провокатор, у которого Вивальди лучится энергией и ошарашивает реактивными темпами. Состав певцов выше всяких похвал. Оригинальный состав включал кастратов, роли которых здесь исполняют мужчины контр-теноры или женщины. Любопытно, что в этой опере нет низких мужских голосов, и именно французско-канадская контральто Мари-Николь Лемье добавляет самые низкие штрихи к ансамблю – и она делает это очень красиво. Вивальди не щадил своих исполнителей, и действительно, есть некоторые пассажи, которые должны были быть исправлены из-за их трудности. В дополнение к теплому, нежному и технически совершенному голосу Лемье, мы услышим яркого Оттона в исполнении Симоны Кермес (просто дух захватывает в ее колоратуре "Scocca dardi l'altero tuo ciglio"), и блистательную Констанцу (Вероника Кангеми). К слову сказать, ария Констанцы "Agitata da due venti..." одна из лучших, если не самая лучшая оперная ария Вивальди. Из мужчин, Филипп Ярусски (Роберто) — безусловный лидер, который, пожалуй, один из самых лучших контр-теноров современности. Тенор Стефано Феррари поет благородно, особенно в "Sento che l'alma teme,", но давайте согласимся: Гуальтьеро — противный человек, и, таким образом, это – сложная и неблагодарная роль. Айстен Дэвис, другой контр-тенор, производит хорошее впечатление в небольшой роли Коррадо.
Представленная запись — истинное удовольствие для всех поклонников хорошей музыки и хороших голосов.
Как королю Фессалии с женитьбой повезло! Жена досталась верная, интригам всем назло, Очаг семейный сохранить ей всё же удалось. Хотя народ тут шалопай - всё судит вкривь и вкось!
А вот и краткая мораль от сказочного Кельда: Скажи спасибо, что жена - она, а не Грымзельда!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".