|
классическая музыка и так называемая эстрада
| |
Inkognito | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:00 | Сообщение # 376 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
| Quote (Jenka) Я знаю одного преподавателя муз. литературы, который практически всегда ставил произведения целиком (причем в циклических произведениях - именно все части). » Ага. Значит всё-таки есть такой педагог! Я очень рад! С него надо брать пример и учиться опыту обучения. Очень интересно - как это у него получается?
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:04 | Сообщение # 377 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (Inkognito) С него надо брать пример и учиться опыту обучения. Очень интересно - как это у него получается? » Ну видимо у него программа ограничивается пятью композиторами,либо учебных часов в 10 раз больше чем у других.Третьего быть не может.Вернее может,если он не умеет читать лекции и скрывает своё косноязычие музыкой. Quote (Земля) Т. е., наверняка, мало кто из нас (разве что только по профессиональной нужде или по каким-то чрезвычайнм обстоятельства) слушал 9-ю симфонию или хотя бы Финал её ЦЕЛИКОМ у себя в голове. » уж не знаю профессиональное это или нет,но я финал Девятой без труда могу весь представить одномоментно как бы с высоты птичьего полёта.И ничего выдающегося в этом нет,это обязан уметь каждый профессиональный исполнитель,без этого навыка играть музыку невозможно.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:10 | Сообщение # 378 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Это другое. Это "представить". Речь же о "слушать". Добавлено (05 Январь 11, 21:10) --------------------------------------------- Например: в моей голове очень часто звучит этот самый хоровой (медленный) фрагмент Финала 9-й - тот самый, который прокручивал точно так же, как и я в своей голове, Тарковский в "Ностальгии". Ни раньше, ни меньше. Именно этот КУСОК. Циклом. Туда-сюда, туда-сюда. С каждым разом всё как бы глубже уходя в некое как бы наслаждение этой последовательностью гармоний, всё более очаровываясь ею. И так до некоего пресыщения-изнеможения. И никакого желания слушать внутренним слухом то, что там дальше за этим куском. Потому что дальше - уже совсем другая история - не о том, о чём этот кусок, если взять его отдельно сам по себе. ... Точно так же и с вступительными тактами к "Реквиему" Верди. И так далее и т. п.. Можно точно так же в голове (в уме) вырывать из Финала 9-й другие фрагменты и точно так же прокручивать циклом и их в своей голове. Например оркестровое Vivace (или что-то в этом роде) всё в той же середине Финала - опять же обрывая этот фрагмент на том месте, где он переходит в следующий эпизод или фазу развития музыки. Потому что следующий эпизод - это уже о чём-то другом. А мне хочется насладиться именно тем, что сосредоточенно в данном моменте. Ведь преимущество внутреннего слушания как раз в этом: в том, что нет нужды слушать всё без остановки - можно всё останавливать и начинать с начала и повторять это ровно столько, сколько организму для усвоения требуется.
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 05 Января 11, 21:19 |
|
| |
Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:16 | Сообщение # 379 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (Земля) Это другое. Это "представить". Речь же о "слушать". » Так это и значит что я его слышу разом.Римский-Корсаков это называл архитектоническим слухом. Добавлено (05 Январь 11, 21:16) ---------------------------------------------
Quote (Земля) И никакого желания слушать внутренним слухом то, что там дальше за этим куском. » Ну вот потому вам и нравится эстрада.Вы раба мотивчиков,уж простите за прямоту.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:24 | Сообщение # 380 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Quote (Furtwangler) архитектоническим слухом » Хорошее точное слово!
Grrr...Wough!
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:28 | Сообщение # 381 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Quote (Furtwangler) Так это и значит что я его слышу разом.Римский-Корсаков это называл архитектоническим слухом. » Так это другое же! Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. Вы слушаете всё в реальном потоке времени: ноту за нотой, аккорд за аккордом. Ведь вы же не знаете "что там за поворотом дальше?". Если, конечно, это не хорошо знакомое вам произведение. Нет, слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение. Это всего лишь форма "понимания", "видения", "ориентации" в материале. А разве ради этого мы СЛУШАЕМ? Да, и ради этого. Это как бы одлна из циклически повторяющихся фаз процесса восприятия-осмысления. Но ведь важно и другое - погружение в таинственное, в то, что не подвластно никакому архитетконичекому умствованию-видению-слышанию. Ведь это - погружение в тайну. Причём не преследующее целью её открыть-раскрыть, а напротив - преследующую целью как можно больше ощутить-прочувствовать степень непостижимости этой тайны. Чем больше эта степень - тем лучше. А с архитектоническим "слухом" всё ровно наоборот. Не так ли?Добавлено (05 Январь 11, 21:28) --------------------------------------------- Мне кажется, мы на пути очень интересного исследования. Давайте разбираться!
|
|
| |
Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:34 | Сообщение # 382 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Quote (Земля) слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение » В голове находятся готовые формы, вроде бутылки. А на концерте в них вливается жидкость. Если произведение незнакомое, то самый интерес происходит, если жидкость вдруг принимает форму, отклоняющуюся от стандартной. В общем, чем больше в голове бутылок, тем интереснее.
Grrr...Wough!
Сообщение отредактировал Malamute - Среда, 05 Января 11, 21:35 |
|
| |
Inkognito | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:36 | Сообщение # 383 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
| Malamute, специально сравнили с бутылкой или так вышло? случайно? по инерции, так сказать?
Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 05 Января 11, 21:39 |
|
| |
Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:38 | Сообщение # 384 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (Земля) Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. » Когда играю в оркестре за меня это делает дирижёр,хотя любой хороший оркестрант слышит наперёд что будет дальше,иначе никакая ансамблевая игра была бы невозможна.Это был бы квартет Крылова. Quote (Земля) Вы слушаете всё в реальном потоке времени: ноту за нотой, аккорд за аккордом. » Так играют плохие музыканты,остальное написано выше.Quote (Земля) Ведь вы же не знаете "что там за поворотом дальше?". » когда я не знаю,то у музыканта есть интуиция,без неё невозможно.Когда я играю соло дуэтом с другим инструментом,скажем кларнетом или фаготом,которые сидят за моей спиной и которых я не вижу,но я вынужден их чувствовать кожей,чтобы ты фраза которую мы играем была не только по ансамблю вместе,но ещё и музыкально-агогически.Quote (Земля) Нет, слушать архетиктоническим слухом - это не наслаждение. » Разве кто-то так слушает? я сказал,что это профессиональный навык используемый по прямому назначению.И только.Слушаю я музыку как все те, кто не знает ни одной ноты,но любит музыку.Quote (Земля) прочувствовать степень непостижимости этой тайны. » Тайна исполнения рождается из понимания того,что ты делаешь,иначе это не тайна,а анархия и непрофессиоализм.Как то Софроницкому задали вопрос как ему удаётся достигать на концерте такой невероятной свободы и органичности одновременно.Он ответил - помилуйте,какая свобода,я каждую мелочь репетирую.И пусть он немного слукавил,но в основе он сказал абсолютную правду.Свобода и тайна есть результат абсолютного знания произведения и архитектонического в том числе.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:38 | Сообщение # 385 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Это все недавние праздники.
Grrr...Wough!
|
|
| |
Jenka | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:54 | Сообщение # 386 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (Inkognito) Очень интересно - как это у него получается? » Просто на что-то уделяется больше внимания, на что-то меньше. Например, если Шестая Бетховена проходиться вскользь, то на Девятой останавливается подробнее. Некоторые композиторы вообще пропускаются. Т.е. все зависит от того него самого (как я понял программа для него не главное). Я не скажу что я поддерживаю такую методику полностью, но на мой взгляд лучше пройти меньше, но качественнее проработать. Я забыл уточнить что это касается муз. училища, а не школы. Quote (Земля) Вы же на концерте не слушаете архитектоническим слухом. » Если сказать просто, то архитектонический слух - это чувство формы произведения. Это как раз то, что нужно для того чтобы охватить произведение целиком, а не кусочками.
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 21:56 | Сообщение # 387 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Нет. Меня не столь интересуют процессы исполнительства. Меня интересуют процессы слушания музыки, особенно же слушания в голове. не в процессе исполнения, а вообще - по жизни. Вот вы идёте по улице и влруг вам вспомнилась 9-я Бетховена, фрагмент. Он вас захватил, он вас поразил, он вас увлёк. Вы слушаете его снова и снова. Нет, не для того, чтобы познать тайну исполнения или чего-то там чисто музыкального, а для того, чтобы через ощущение тайны этой музыки понять неизвестно что - что-то к музыке никакого непостредственного отношения не имеющее, а имеющее какое-то отношение к вам как личности, к вашему понимания не то жизни, ни то мира, не то себя в них и так далее и т. п.. И вот для этого процесса ну никак не нужно слышать всё произведение целиком. ХЪотя бываюи и такие произведения. Бываюи и такие потребности услышать-прослушать всё произведение целиком. Но чаще, много чаще, несравненно чаще, сознание циклится именно на каком-то фрагменте. Иначе говоря, на какой-то мысли. И это мысль не музыкальная, эта мысль какая-то невнятная, не пойми о чём, метафизическая мысль какая-то и какая-то непостижимая работа сознания вокруг неё, стимулируемая-провоцируемая или находящаяся в тесном взаимодействии с данным музыкальным фрагментом, с вызываемым им в вас состоянием, переживанием, чувством и т. д.. Я об этом вот...
|
|
| |
Furtwangler | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:02 | Сообщение # 388 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
| Quote (Земля) Меня интересуют процессы слушания музыки, особенно же слушания в голове. не в процессе исполнения, а вообще - по жизни. Вот вы идёте по улице и влруг вам вспомнилась 9-я Бетховена, фрагмент. Он вас захватил, он вас поразил, он вас увлёк. Вы слушаете его снова и снова. » Я уже сказал,таким свойством обладают рабы мотивчиков.К серьёзной музыке это отношения не имеет.
Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
|
|
| |
Земля | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:06 | Сообщение # 389 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Quote (Jenka) Если сказать просто, то архитектонический слух - это чувство формы произведения. Это как раз то, что нужно для того чтобы охватить произведение целиком, а не кусочками. » Ну, это для меня не вопрос. Меня интересует совсем противоположный конец, так сказать. "Зачем мы слышим музыку?", можно так сказать. Но лучше не кидаться отвечать на этот вопрос буквально. Надо разобраться в чём-то другом. Добавлено (05 Январь 11, 22:06) --------------------------------------------- "Рабы мотивчиков". А что это? Это плохо? Почему это происходит? Происходит ли это со всеми? Нужно ли, чтобы это происходило? Какой в этом смысл? Не так ли построена старинная музыка или какая-то немалая часть её? Это обжовывание (условно "бесконечное") какой-то мысли, какой-то темы, какого-то бассо остинато... Например, у Пёрселла довольно часто, но явно. Не столь явно, но сплошь, у Баха. И так далее...
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 05 Января 11, 22:07 |
|
| |
Malamute | Дата: Среда, 05 Января 11, 22:21 | Сообщение # 390 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| В голове кусочками очень хорошо слушать вагнеровские лейтмотивы. Кратко, емко и можно подобрать к любой жизненной ситуации.
Grrr...Wough!
|
|
| |
|
|