Название: Кастор и Поллукс Оригинальное название: Castor & Pollux Год: 2008 (Запись - 21 и 25 января) Жанр: Опера Композитор: Жан-Филипп Рамо (Jean-Philippe Rameau) Либретто: Pierre-Joseph Bernard Режиссер-постановщик: Pierre Audi Ансамбль старинной музыки «Лирические дарования» (Les Talens Lyriques) Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Кристоф Руссе (Christophe Rousset) Хор: Нидерландской оперы Хормейстер: Martin Wright Выпущено: Нидерланды, NPS TV Язык: Французский с одноименными субтитрами
Действующие лица и исполнители: Télaïre - Anna Maria Panzarella Phébé - Véronique Gens Castor - Finnur Bjarnason Pollux - Henk Neven Cléone/Une suivante d'Hébé/Une ombre heureuse - Judith van Wanroij Jupiter - Nicolas Testé Le Grand-Prêtre/Une autre voix - Thomas Oliemans Un Spartiate/Un athlète/Mercure/Une voix - Anders J. Dahlin
О театре
Нидерландская опера (De Nederlandse Opera)
История оперы в Нидерландах насчитывает не одну сотню лет. Базировавшаяся в разных театрах и выступавшая на различных площадках, опера редко задерживалась надолго в одном здании; частенько приходилось "делить площадь" с драматическими труппами - разумеется, к взаимному неудовольствию...
В 1883 году Генри Виотта организовал Вагнеровское общество, и с 1884 по 1919 год продирижировал девяносто тремя операми Вагнера, включая "Парсифаль" в 1905 году (к огромному неудовольствию Козимы Вагнер, полагавшей, что эту оперу можно ставить только в Байрёйте). Общество не ограничивалось Вагнером: в 1932 году был поставлен "Борис Годунов" с Фёдором Шаляпиным в заглавной роли; Рихард Штраус дирижировал свои "Ариадна на Наксосе" и "Арабеллу" в 1924 и 1934 годах соответственно.
Тем не менее, собственно оперный театр был выстроен в Амстердаме лишь совсем недавно; он открылся в 1986 году премьерой оперы "Итака" композитора Отто Кеттинга.
"Het Muzikiektheater" представляет собой современное здание из красного кирпича, стекла и бетона; зал с двумя балконами и хорошей акустикой, вмещающий 1594 человека, а также одну из наиболее совершенно экипированных в техническом отношении сцену среди оперных театров Европы. Компания даёт в год порядка ста спектаклей десяти различных постановок.
Мировая премьера первой оперы Альфреда Шнитке "Жизнь с идиотом" прошла именно в этом театре 13 апреля 1992 года.
Официальный сайт театра:
О дирижере и ансамбле
Кристоф Руссе (Christophe Rousset) (род. 12 апреля 1961, Монфаве, близ Авиньона) — французский клавесинист и дирижёр, видный представитель движения аутентичного исполнительства.
Окончил с отличием парижскую Schola cantorum (класс клавесина Huguette Dreyfus). В 1983 окончил Гаагскую консерваторию, где учился у Б. ван Асперена (класс клавесина), братьев Кёйкен и Л. ван Даль (класс камерного ансамбля). Брал частные уроки у Г. Леонхардта. Лауреат (1-я премия) международного конкурса клавесинистов в Брюгге (1983). В 1986-91 работал клавесинистом в известном барочном оркестре «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants). В 1991 основал и возглавил ансамбль старинной музыки «Лирические дарования» (Les Talens Lyriques), в основу репертуара которого положил музыку эпохи барокко и венской классики, в том числе исполняет редко звучащие оперы и кантатно-ораториальные сочинения Ж.-Ж. Мондонвиля, Н. Йоммелли, Ф. Кавалли, Ж.-Ф. Рамо, А. Сальери, Т. Траэтты, Ж.-Б. Люлли и др. В 1993 выполнил музыкальную аранжировку и записал со своим ансамблем саундтрек к нашумевшему фильму «Фаринелли-кастрат» (1994).
Руссе гастролирует как солист и в ансамбле со всемирно признанными коллективами, специализирующимися на исполнении барочной музыки («La Petite Bande», «Musica Antiqua Köln», «Academy of Ancient Music», «Il Seminario Musicale»). Осуществлял музыкальное руководство постановками барочных и классических опер в престижных театрах, в том числе в Лионской национальной опере (2000), в оперном театре Дротнингхольма (2007), в Театре на Елисейских полях и «Опера-Комик» (2009), оперном театре «Ла Монне» (впервые в 2009), на международном оперном фестивале в Экс-ан-Провансе (2008), на Фестивале барочной оперы в Боне (впервые в 1993) и др. Ведёт мастер-класс клавесина в различных городах и на различных музыкальных фестивалях Европы, в том числе (в 2000—2008) в летней музыкальной академии «Киджи» (Сиена). С 2007 Руссе и члены его ансамбля активно занимаются просветительской деятельностью (тематические лекции, концерты и семинары по барочной и классической музыке, основы техники аутентичного исполнительства) в школе «Колледж Эдгара Вареза» (Париж). Кавалер французского ордена «За заслуги» (2004).
Творчество и признание
Творческий метод Руссе отличает скрупулёзное внимание к аутентичным стилевым особенностям исполняемой им музыки — строю инструмента, барочной импровизации и орнаментике. С этой точки зрения показательны аудиозаписи Руссе полного собрания сочинений для клавесина Ж. Ф. Рамо (зап. 1989) и Ф. Куперена (1992-94), партит И. С. Баха (1992), получившие широкое общественное признание. За записи Рамо он удостоился в 1992 награды авторитетного журнала «Gramophone» (1992), за Баха в 1995 награды «Cannes Classical Award». Для его ансамбля характерны строгая исполнительская дисциплина, точное музыкальное интонирование, виртуозность. В 2001 ансамбль «Les Talens lyriques» Руссе был удостоен французской музыкальной премии «Виктуар де ля мюзик».
Официальный сайт ансамбля «Les Talens lyriques»:
Дискография Руссе и его ансамбля:
О произведении (Автор - А. Гозенпуд)
Кастор и Поллукс (Castor et Pollux) — опера Ж. Ф. Рамо Кастор и Поллукс (Castor et Pollux) — музыкальная трагедия Ж. Ф. Рамо в 5 д. с прологом, либретто Ж. Бернара. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 24 октября 1737 г.
Аллегорический пролог посвящен теме победы Минервы, Амура и Венеры над силами войны. Побежденный Марс признает владычество богини любви и уступает ей землю. Все разрушенное войной восстанавливается, и в честь победы готовится праздник.
Телаира оплакивает своего возлюбленного Кастора, убитого Линкеем. Тщетно пытается утешить ее спартанская царевна Феба, говоря, что убийство Кастора будет отомщено его братом Поллуксом. Мстя за Кастора, Поллукс, любящий Телаиру, убил Линкея, но девушка просит его умолить Юпитера (Поллукс — сын царя богов) вернуть Кастора из обители тенен. Любовь к брату побеждает ревность, и Поллукс, которого тщетно пытаются удержать, сходит в Аид и оттуда в обитель блаженных — Елисейские поля. Чтобы Кастор вернулся к живым, его место в обители теней должен занять Поллукс. После душевной борьбы Кастор решает выйти из Елисейских полей для встречи с Телаирой. Она не хочет отпустить возлюбленного. Юпитер освобождает Кастора от возвращения в обитель мертвых, Поллукс также освобожден богами. Братская верность вознаграждена: на небесах загорится созвездие Близнецов, названное их именем, а удел братьев — бессмертие.
В XIX в. это произведение было предано забвению; возобновление состоялось лишь 29 января 1903 г. в Париже, и далее опера ставилась до конца 1930-х гг. в различных театрах. В последние десятилетия она появилась на сцене в 1980 г. во Франкфурте-на-Майне, а позднее — в 1991 г. на фестивале в Экс-ан-Провансе (в постановке П. Л. Пицци).
Информацию о композиторе Вы можете почитать в теме:
Из мифологии Кастор и Поллукс (ПОЛИДЕВК)
Их часто называют Диоскурами (сыновьями Зевса), они братья Елены и сыновья Леды, жены царя Спарты Тиндарея. В некоторых легендах говорится о том, что они вылупились из яйца, после того как Зевс посетил Леду в образе лебедя; согласно другим, они - сыновья Тиндарея (или Поллукс вышел из яйца, а Кастор - сын Тиндарея). Среди их многочисленных подвигов - участие в походе аргонавтов. После того как был убит Кастор, Поллукс просил Зевса послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить половину своего бессмертия брату, и с тех пор Диоскуры день проводили в Подземном царстве, а день на Олимпе, среди богов (см. Левкипп). Позднее их стали отождествлять с созвездием Близнецов и считали, что одна из их обязанностей - охранять моряков во время плавания, так, ап. Павел возвращался с Мальты на корабле, "называемом Диоскуры" (Деян. 28). Со времен Гомера Диоскуров связывали с лошадьми, они считались укротителями коней. В виде всадников Диоскуры появились и сражались на стороне римлян против латинян, после чего, в соответствии с традицией, почитание Диоскуров распространилось в Риме (Ливий, кн. 2). Их культ также был связан с церемониальным парадом членов всаднического сословия в Древнем Риме. Три колонны из храма Диоскуров все еще стоят в римском Форуме, а в Пьяцца дель Квиринале находится скульптурная группа Диоскуров с их конями - прекрасная римская копия с греческого оригинала и одно из немногих произведений античного искусства, известное во времена средневековья, когда считали, что они - волшебники, дающие советы императорам. Их скульптурные изображения также установлены у основания лестницы, ведущей в Капитолий.
Связанные с композитором темы:
"Дженет Бейкер - Гендель, Рамо, Перселл, Кавалли, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Берлиоз, Равель, Бриттен и др. (5 CD)" Адрес - http://intoclassics.net/news/2010-04-17-15674
|