|
Единственно правильное исполнение - существует ли оно?
| |
Земля | Дата: Пятница, 26 Июня 09, 01:45 | Сообщение # 76 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Quote (doc-ballast) Может и не стоило пытаться унизить "всяких там николаевых и гульдов". Вообще-то, не об этом речь. Вообще, если речь незаметно скатывается на выяснение амбиций, то на это лучше просто не обращать внимания, никак не реагировать. (ИМХО) Да и о Е. П. И. можно уже и не говорить: как будто исчерпали тему уже. Пожалуй, наиболее интересно было бы узнать мнение о приведённых мною "проблемных" нотных примерах от композиторов или людей, склонных к сочинительству. С чисто исполнителями как бы всё ясно: они - солдаты генерала по прозванию "Его Святейшество Авторский Текст". И это, конечно же, хорошо. Но, как видим - кажется, не всегда. Потом, ведь вопрос на самом деле гораздо мельче и приземлённей, чем то, как его пересказал уважаемый Furtwangler. Это - вопрос редакций авторских текстов и возможности участия в этом исполнителей. Возьмите ноты хотя бы того же Баха в разных редакциях, и вы найдёте немало отличий в тех же знаках альтерации, в расположении каких-то кусков тем в той или иной октаве, в присутствии или отсутствии каких-то мелизмов, каких-то как будто бы авторских указаний. Это я перечисляю лишь самые отъявленные, грубые разночтения как бы с "волей автора". Вспоминается момент из 1-й части 9-й симфонии Бетховена. В нотах ясно написано автором: "Не замедляя темпа". Бетховен чётко сознавал, что в этом месте исполнителей потянет замедлить темп. Ну и что? Все, кого мы ни слушаем, "как специально: с точностью до наоборот" замедляют темп в этом месте! Потому что так кажется всем логичнее и проникновенно-убедительнее - кажется дирижёрам, кажется и нам, слушателям. А как же автор? Как же его воля? А никак, получается. Вот как. ... Вот вам и пример для подражания или пища для осознания относительности всего и истин с правилами в том числе. Практических вопросов свободы творческих привнесений в авторский текст можно найти или придумать очень много. Вот, например: будет ли "грехом" удвоить басы до октавы в клавирных произведениях Генделя - кое-где? "Что вы! Что вы! Ни в коем случае!" - воскликнут, наверно, многие. А почему тогда клавесинистам на клавесине это можно? Ведь им действительно можно! Нажать на рычажок, включить соответствующий регистр. Почему же пианисту этого нельзя делать? "Не по тексту!"- говорите? Хорошо. А вот ... например ... в иные места хочется подголосок для более явного обозначения гармонии вставить. Как? Можно?? Опять нельзя??? А почему клавесинистам, исполняющими роль бассо континуо, это можно, а пианистам вот нельзя? ... Самое смешное, что этот мелкий произвол исполнителя никто даже и не заметит умом своим, потому как произведения могут быть совсем и не на слуху даже искушённого слушателя. И так далее, и тому подобное. --------------------------------------------------------------------- (Где же ты, Единственно Правильное Исполнение? Где?)
Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 26 Июня 09, 09:28 |
|
| |
sav2403 | Дата: Пятница, 26 Июня 09, 09:16 | Сообщение # 77 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 681
Статус: Offline
| Quote (Земля) Где же ты, Единственно Правильное Исполнение? Где? В голове создателя партитуры..
Я умер и засмеялся. Просто большое стало малым, малое большим. Просто во всех членах уравнения Мира знак «да» заменен знаком «нет». (Велимир Хлебников)
|
|
| |
henry23 | Дата: Пятница, 26 Июня 09, 10:00 | Сообщение # 78 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Статус: Offline
| Quote (sav2403) В голове создателя партитуры Не новая , но очень интересная в данном контексте мысль
|
|
| |
doc-ballast | Дата: Пятница, 26 Июня 09, 12:14 | Сообщение # 79 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 189
Статус: Offline
| Quote (Земля) а пианистам вот нельзя? А кто сказал, что нельзя? МОЖНО!!! Но только чтобы не навредить первоначальному замыслу первого соавтора, а улучшить его. И это решает соавтор - исполнитель. Он же редактор. Поскольку никто лучше его не знает, что должно получиться в конечном результате. Даже его соавтор - композитор! Композитор может представлять себе ЭТО произведение совсем иначе. И часто менее интересно, чем исполнитель - редактор. При создании произведения стоят часто совсем другие задачи, и часто они больше занимают голову автора, чем конечный результат. Редко какой поэт читает свои произведения лучше, чем даже не очень хороший актёр. А ежели кто-то возражает, то может писать и исполнять сам. В одном флаконе.
Уважающий многих - Ballast.
|
|
| |
Новice | Дата: Понедельник, 13 Июля 09, 17:50 | Сообщение # 80 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Как много слов! Зачем так много треска? Вы что, простите, здесь друг-другу все - невестки? Итак. вопрос: зачем Вам е. п. и?
|
|
| |
villalobos | Дата: Четверг, 13 Августа 09, 17:03 | Сообщение # 81 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Статус: Offline
| Прочитал всё! Получил массу удовольствия (без шуток)! Всем спасибо! И что парадоскально - все правы !
|
|
| |
Земля | Дата: Четверг, 13 Августа 09, 20:44 | Сообщение # 82 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Quote (Новice) Итак. вопрос: зачем Вам е. п. и? Примерно вот зачем. Например, у вас на слуху исполнение маэстро Т.. Оно замечательно. Но... как известно - нет пределов совершенству. И вот вы включаете новую запись того же произведения более молодого маэстро Ф., надеясь в душе услышать нечто ещё более совершенное, нечто ещё более продвинутое вперёд к совершенству от того уровня совершенства, которое продемонстрировал когда-то достигший во всех отношениях некоего совершенства маэстро Т.. И что вы слышите? Вы слышите нечто совсем другое, совсем не то, всё как ни с того, ни сего - непонятно откуда, и хуже, хуже, хуже, хуже!.. "Ай-ай-яй, маэстро Ф.!" - хочется вам воскликнуть тут же на услышанное: "Вы что же: не слышали исполнение маэстро Т.??? Зачем вы играете хуже? Как вы посмели?!?!?" Вот для чего нужно Е. П. И.. Вы поняли теперь? Для того, чтобы оно стояло в рамочке на всеобщее обозрение-почитание как образец, как последнее достижение начала 50-х, которое никто ещё не посмел перепрыгнуть, как козырь, как запрет самОй попытки опошления его не столь же удачным попаданием в яблочко, каковой продемонстрировало когда-то оно. Хочешь перепрыгнуть? - дерзай! Но раньше, как не достигнешь способности - не высовывайся. Или высовывайся со словами: "Извините, граждане! Это, конечно же - так: нескромная попытка хоть каплю повторить того, что показал нам в 50 таком-то году великий Т.. Не судите строго!" Примечание: буквы "Т" и "Ф" выбраны тут не случайно, но могут быть свободно заменены другими, равно как и подразумеваемые под ними имена.
|
|
| |
Trompete | Дата: Четверг, 13 Августа 09, 22:15 | Сообщение # 83 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
| Quote (Земля) последнее достижение начала 50-х, А я представил себе конец 40-х. И комиссию под руководством тов. Ж. (помните Антиформ. раек композитора Ш.). Все четко и ясно. Неправильно играешь - вон из филармонии. Или из консерватории, как того же Ш. по сокращению штатов.
|
|
| |
Земля | Дата: Пятница, 14 Августа 09, 00:04 | Сообщение # 84 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Нет. Я не о том. Я предлагаю создать Всемирный Паноптикум условно и временно Единственно Правильных Исполнений (сокращённо: ВПЕПИ). Всякое определившееся на данный момент истории единственно правильное исполнение ставить в этот самый паноптикум как образец, на который все должны молиться, почитать и не перепрыгивать, если сил перепрыгивать нету. А всякий смельчак, решивший, что он тоже уже созрел для нового рекорда правильности в едигственном своём роде, должен подать заявление в нобелевскую комиссию на рассмотрение его заявки и только после этого перепрыгивать. Нобелевская комиссия должна после этого удостовериться в единственности и правильности совершённой попытки и в случае надобности заменить старый образец новым вновь обнаружившимся - для дальнейшего служения последнего маяком и вершиной единственности и правильности для всех других и их потомкам. Например. Берём 1-ю симфонию Бетховена, заслушиваем её в разных исполнениях, выбираем единственно правильное или самое близкое к таковому исполнение и объявляем: "Отныне и до следующего заседания нобелевского коммитета Единственно Правильным Исполнением 1-й симфонии Бетховена считать Фуртвенглером. Заседание объявляется закрытым. Результаты выбора обсуждению не подлежат." (Стукнуть молотком по столу.) После этого все будут смотреть на это самое Е. П. И. данного произведения, слушать и восторгаться, а некоторые будут учиться у него и вынашивать амбициознейшие планы, как его перепрыгнуть. ... Так мы достигнем единственно правильного пути (ЕПП) на достижение, на поиск и совершенствование достигнутого Единственно Правильного Исполнения - сокращённо: Е. П. И.. Как вы на это смотрите, господа хорунжии?
|
|
| |
nibelung | Дата: Пятница, 14 Августа 09, 00:07 | Сообщение # 85 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2303
Статус: Offline
| Но в принципе всё равно хочется, чтоб не исполняли. Зачем зря воздух сотрясать!
Сообщение отредактировал nibelung - Пятница, 14 Августа 09, 00:08 |
|
| |
Новice | Дата: Среда, 19 Августа 09, 15:29 | Сообщение # 86 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 37
Статус: Offline
| Одно и то же исполнение (неважно, е. п. оно или не е. п.) способно рождать во мне самые противоречивые ощущения: от psychedely'ческого восторга до непреодолимого желания ржать как пьяная белая лошадь (по поводу какого-нибудь особенно пафосного tutti, к примеру). Но, ради возможности разрешать, запрещать и... вообще, входя во вкус, управлять чем-либо - очень заманчиво! Очень! Саркомы вот только боюсь
|
|
| |
r280609 | Дата: Среда, 19 Августа 09, 23:02 | Сообщение # 87 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Не существует единственно правильного исполнения. Есть множество правильных исполнений одного и того же произведения, с разными ритмами, акцентами... Одно и то же произведение может выражать разные чувства в зависимости от того, как его играть, или разную степень глубины чувств. Мы тоже все живем по разному, кто-то горит на все 100%, а кто просто тлеет... кого-то и огонек согреет... И есть еще большее количество отвратительных исполнений, где совершенно не понята идея произведения. Поэтому спорить рано, о самом лучшем исполнении. Для начала нужно выработать общую точку зрения о явно провальных исполнениях. Не всякий разбирается в винах, точно так же не у всех развит художественный вкус или заполнен стереотипами. Вот например назовите мне, кто исполняет концерты Паганини лучше чем Аккардо...
|
|
| |
nibelung | Дата: Четверг, 20 Августа 09, 00:13 | Сообщение # 88 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2303
Статус: Offline
| Quote (r280609) Вот например назовите мне, кто исполняет концерты Паганини лучше чем Аккардо... Можно поискать, конечно, если вы назовёте, например, кто исполняет скрипичные сонаты Моцарта хуже, чем Аккардо...
|
|
| |
lerit | Дата: Четверг, 20 Августа 09, 09:23 | Сообщение # 89 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Статус: Offline
| Quote В голове создателя партитуры.. Увы, оно и там не равно самому себе... Сегодня оно такое, завтра - эдакое... А вообще-то правильного исполнения не существует. Как и неправильного.
Сообщение отредактировал lerit - Четверг, 20 Августа 09, 09:25 |
|
| |
Земля | Дата: Четверг, 20 Августа 09, 09:43 | Сообщение # 90 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Quote (lerit) А вообще-то правильного исполнения не существует. Как и неправильного. Если б это было так, все играли б как попало.
|
|
| |
|
|