Единственно правильное исполнение - существует ли оно? - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 18
  • 1
  • 2
  • 3
  • 17
  • 18
  • »
Единственно правильное исполнение - существует ли оно?
ЗемляДата: Пятница, 19 Июня 09, 11:42 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Только что прочла фразу Дениса Куталёва в комментариях к его выкладке партит и сонат Баха для скрипки соло в исполнении Мулловой:
Quote
"как будто существует "единственно правильное исполнение"..."
Ну, так вот. В отношении ряда произведений у меня есть прочно сложившееся впечатление-ощущение, что единственно правильное исполнение существует. В первую очередь теоретически. Это как собственная резонансная частота физического тела. Угадаешь её - и будет чудо раскрытия. Кто-то к ней приблизился очень близко, кто-то не очень, кто-то, возможно, попал прямо в неё, а кому-то она в принципе неинтересна, и он с гораздо большим удовольствием пытается шокировать нас совсем неожиданными подходами с задействованием совсем,казалось бы, отдалённых "частот".
К таким произведениям, для которых существует единственно правильное исполнение, я отношу, например, Анданте из 40-й симфонии Моцарта. Слышала ли я его? Нет. Но близкое - кажется, да.
И меня всегда неприятно разочаровывало, когда я ставила послушать именитого исполнителя в искренней надежде, что вот уж он-то сумеет сыграть единственно правильно, намного ближе к этому правильному, чем тот-то и тот-то, и... оказывалось, что этот корифей вместо этого мною ожидаемого и казалось бы очевидного исполнения пускался на деле "во все тяжкие" или просто, как будто, предпочитал не быть банальным и тривиальным, а взять да и поэкспериментировать, поискать что-то новенькое, нетрадиционное, никем ещё неиспробованное - например, (самое простое!) замедлить или ускорить темп.

А вы что думаете или хотите сказать по этому поводу? Существуют ли единственно правильные исполнения, и есть ли среди них уже воплощённо-реализованные?

Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 19 Июня 09, 12:16
 
TrompeteДата: Пятница, 19 Июня 09, 13:30 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
1. Я могу признать единственно правильным только Сергея Рахманинова, играющего собственные сочинения. Конгениальный композитор и исполнитель, и, наверно, разбирался в собственной музыке (+, что также очень важно, ощущал на личной шкуре культурную, психологическую и социальную атмосферу времени, когда рождалась его музыка).

2. А в целом я согласен с появлявшимся тут ненадолго спорщиком wbl, что многое зависит от слушательского стажа. С возрастом диапазон лично приемлемых интерпретаций расширяется, а само понятие "правильной" (даже без наречия "единственно") интерпретации часто размывается и становится все "зыбче".

Сообщение отредактировал Trompete - Пятница, 19 Июня 09, 15:07
 
CassisДата: Пятница, 19 Июня 09, 14:35 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
Не верьте слухам, верьте мне! :D
Не существует единственно верного исполнения, хотя можно спорить в зависимости от многих факторов, например- откуда музыка берётся. Если принять, что музыка посылается в мозг композитора свыше- то это отнюдь не означает, что композитор способен передать всю глубину произведения, все детали, а главное- посыл, ведь многие кто писал музыку не исполняли её сами, а доверяли это тем, кого они почитали за лучшего, хотя их понятие о лучшем было ограничено временем и местом, следственно с развитием исполнительского искусства, музыкальной теории и музыкальных инструментов- то будущее поколоние играет техничнее- выдаёт более совершенный алгоритм Информационного поля.
Ну а если не брать во внимание этот бред и считать, что музыка есть плод труда человека, то вероятно, Александр прав и лучше чем генератор музыки никто его не исполнит, а за сим правы аутентисты, которые пытаются возродить звучание таким, которое было-бы максимально близким эпохе. Я например не воспринимаю фортепиано там где должен звучать клавесин или клавикорд, поэтому я прав, можно закрывать обсуждение. crazy


Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch

Сообщение отредактировал Cassis - Пятница, 19 Июня 09, 14:36
 
MalamuteДата: Пятница, 19 Июня 09, 14:44 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
Cassis, Согласен. "Единственно правильное исполнение" существует только в платоновском мире идей. Соната Моцарта сыгранная учеником и знаменитвым пианистом все равно остается сонатой Моцарта.

Grrr...Wough!
 
AHATAHДата: Пятница, 19 Июня 09, 15:41 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Статус: Offline
Сказанное о Рахманинове можно было бы отнести также и к, скажем, Скрябину. Да и к Шопену с Листом. Казалось бы, очевидная вещь: великий музыкант и композитор исполняет свое произведение. Да только кто из нас их слышал? Разве что, пожалуй, Рахманинов оставил более-менее объемное собрание своих аудиозаписей. Но ведь зачастую лупит же по клавишам безбожно - какая уж тут нюансировка! Конечно, это связано, видимо, с несовершенством звукозаписывающей аппаратуры, от музыканта требовался достаточно громкий звук - в ущерб всему остальному. Так что тот Рахманинов, которого мы слышим, вряд ли может служить эталоном "правильного исполнения". Лично мне ближе Рихтер в Рахманиновском 2-м концерте...
ПМСМ (По-Моему-Скромному-Мнению - это, кажется, вполне адекватная русская замена тошнотворному "ихнему" ИМХО!), Денис Куталев совершенно прав. Если даже теоретически допустить возможность "единственно правильного исполнения", то, значит, должен (теоретически же!) существовать некто, чье мнение в этом вопросе неоспоримо, т.е. тот, кто скажет: да, это единственно правильно! Ну, и кто возьмет на себя такую ответственность - быть абсолютным авторитетом? Сам автор может исполнять свое произведение по-разному в зависимости от настроения, возраста, аудитории - и при этом каждый раз считать, что исполняет правильно. Но тут появляется некий слушатель и говорит:" Что-то в этот раз он играл неправильно. Вот два раза назад было гораздо правильней". Смешно, не так ли? А если же идти от себя - "я считаю это исполнение правильным, потому что..." - легко заработать комплекс непогрешимости.
По-моему, каждый из нас решает, нравится ли ему это исполнение - в данное время, с учетом его данного настроения, его возраста, его слушательского опыта (как об этом было правильно сказано), его состояния здоровья и многих других субъективных вещей. А "правильно" или "неправильно" - это объективная оценка, невозможная в субъективном мире музыкального восприятия. Многие исполнения, ранее считавшиеся "правильными", нынче таковыми уже не считаются - и наоборот (достаточно почитать комментарии в отношении аутентичности). Уфф! Извините за многословие!
 
TrompeteДата: Пятница, 19 Июня 09, 15:48 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
Что касается пояснения, которое написала в заглавном посте Земля, то мне кажется, что она ищет не единственно правильное, а наиболее близкое ей лично исполнение. Такое, конечно, реально, но в рамках индивидуального восприятия и, как показывает жизненная практика, в течение конечного отрезка времени (через десяток лет все может измениться).
 
ЗемляДата: Пятница, 19 Июня 09, 15:52 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Вот и я всегда говорила учителям: "Что Вы мне всё в ноты тычите! Всё равно всё тут неправильно! А правильно - вот так!" И играла всё по-своему. %)
 
ЗемляДата: Пятница, 19 Июня 09, 16:08 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
Это не конструктивное предложение.
Таким образом, получается, что нет единного для всех резонанса, у каждого он свой и тоже, как утверждают бывалые - непостоянный.
 
CassisДата: Пятница, 19 Июня 09, 16:11 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
Земля, а собственно вы хотите что? Выявить неприложную истину по этому вопросу?! Ведб сколько людей столько мнений, ну нельзя возвести всё в абсолют. :)

Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 
TrompeteДата: Пятница, 19 Июня 09, 16:17 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
Нету. А ведь еще не сказали про естественную и объективную эволюцию исполнительских стилей. Сравните Шаляпина и Карузо с Фишером-Дискау.
 
brumsДата: Пятница, 19 Июня 09, 16:26 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 94
Статус: Offline
Земля, я тоже давно задаюсь этим бессмысленным гносеологическим вопросом относительно соотношения субъективного и объективного в теории познания вообще, и в музыке, в исполнительском искусстве, в частности.
Относительно "единственного" - с одной стороны, если мы признаем что-то единственно верным и выдаем индульгенцию кому-то одному, тем самым пресекая любые другие попытки интерпретации, мы, по сути, уничтожаем творчество как таковое, ставим крест, сознательно ограничиваем себя.
С другой стороны, любой музыкант (или почти любой) в процессе исполнения музыки абсолютно уверен в том, что то, как он играет - должно звучать именно так, а не иначе. Не правда ли? Или Вы, сидя на клавиатурой, или стоя за дирижерским пультом рефлексируете, находясь в постоянном раздрае? Ведь у Вас в башке сидит свой абсолютный Брамс, абсолютный Шуберт, абсолютный Моцарт.
Именно уверенность в одной правильной интерпретации и рождает тот неповторимый, присущий только ему стиль музыканта, который мы все так любим (или не любим) - как у Фуртвенглера, Челибидаке или Микеланджели с их правотой "единственно верного".
Так, что "единственно правильное исполнение" - величина искомая и несомненно полезная, т.к. порождает - пусть и не истину, но нужные (если уйти от вкусовщины) всем нам споры.

Такие, вот, мысли не-музыканта.

ЗЫ. Вспомнился забавный случай к месту: Ганс фон Бюлов репетировал четвертую симфонию Брамса в присутствии автора. В одном месте Бюлов засомневался, следует ли играть crescendo и accelerando или diminuendo и calando. Продирижировав эпизодом дважды - разными способами, он обратился за решением к Брамсу. Бюлов: "Ну так как же ты решаешь?" Брамс: "Да можно один раз сыграть так, а другой - по-другому". :D


Sapienti sat

Сообщение отредактировал brums - Пятница, 19 Июня 09, 16:28
 
henry23Дата: Пятница, 19 Июня 09, 16:34 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 154
Статус: Offline
Quote (Земля)
А вы что думаете или хотите сказать по этому поводу? Существуют ли единственно правильные исполнения, и есть ли среди них уже воплощённо-реализованные?

Единственно правильное размышление о Единственно правильном исполнении

Единственно правильное исполнение - это
единственно правильная мысль, единственно правильное слово,
единственная и к тому же правильная жизнь, непреложно верная походка,
наивернейшая интонация, безошибочная жестикуляция,
единственно возможное, наиточнейшее произношение
идеально неизменное сознание - совершенное незнание,
навсегда решенная задача, навсегда поставленная точка,
последнее слово---

piano piano piano piano

 
doc-ballastДата: Пятница, 19 Июня 09, 18:11 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 189
Статус: Offline
Quote (AHATAH)
субъективных вещей. А "правильно" или "неправильно" - это объективная оценка,

Quote (henry23)
Единственно правильное исполнение - это единственно правильная мысль, единственно правильное слово, единственная и к тому же правильная жизнь, непреложно верная походка, наивернейшая интонация, безошибочная жестикуляция, единственно возможное, наиточнейшее произношение идеально неизменное сознание - совершенное незнание, навсегда решенная задача, навсегда поставленная точка, последнее слово---

Правильно, последнее - надгробное слово, а музыка, кажется ещё скорее жива, чем мертва и в наших силах её туда запихать, откуда дорога в наш мир малореальна. Играйте на ''аутентичных'' инструментах, пока последний из них не развалится, и она (музыка) вместе с Бахами - Моцартами прикажет всем вам долго жить!


Уважающий многих - Ballast.

Сообщение отредактировал doc-ballast - Пятница, 19 Июня 09, 18:13
 
prestДата: Пятница, 19 Июня 09, 18:44 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
"единственно-правильное" это, видимо, такое, после которого исполнение музыки потеряет смысл.
Это как контрольный выстрел.
И получается, что единственно-правильный исполнитель - киллер.
Даже смайлика такого нет,
если только такой violin2
 
snuxДата: Пятница, 19 Июня 09, 19:03 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Статус: Offline
Даже не сомневайтесь, ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Прав был Мравинский, сказав, что можно говорить только об УБЕДИТЕЛЬНОСТИ того или иного прочтения.
 
  • Страница 1 из 18
  • 1
  • 2
  • 3
  • 17
  • 18
  • »
Поиск:
Доброе утро!

Хостинг от uCoz