|
А надо ли музыку ПОНИМАТЬ?
| |
legoru | Дата: Среда, 16 Марта 11, 01:18 | Сообщение # 46 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| nibelung, не согласен. Выше сказано уже, что можно понимать и любить, и одновременно понимать и не любить Я тоже к вокальному жанру прохладно отношусь, но стоит увлечься - впечатления накапливаются как снежный ком... Только обсудить, как выяснилось не с кем. Как правило, люди, интересующиеся оперой гораздо больше разбираются в певцах А различие профессионалов и непрофессиналов в вопросах восприятия музыки лежит в области не музыкальной - у одного есть диплом, а у другого нет. Если у вас есть корка, но вы не слушаете (не слышите) музыки, то весь ваш профессионализм ничего не стоит. Сколько раз убеждался. Спрашиваешь профи (заранее готовясь к интересному разговору): -А как вам это, а как вам то? -А я не слышал. -Хотите послушать, составить мнение? -Пожалуй нет. А почему? Машут рукой.... Нет практики - нет слушательского опыта, нет опыта - профессионал не интересен
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Среда, 16 Марта 11, 01:21 |
|
| |
oleggureev | Дата: Среда, 16 Марта 11, 02:01 | Сообщение # 47 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Quote (legoru) нет опыта - профессионал не интересен » Это не профессионал. Без опыта – это даже не любитель. А просто «корочка» или «умное лицо» при плохой игре. Сноб. Как правило, профессионалам такие просто неинтересны. Им хочется побыстрее уйти из этого общества на свежий воздух.
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
|
|
| |
Пяточог | Дата: Среда, 16 Марта 11, 13:08 | Сообщение # 48 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 129
Статус: Offline
| Смотря о каком чувствовании и понимании идёт речь. На мой взгляд, понимание музыки - это и есть чувствование. Через чувствование из звучащей музыки изымаются её тезисы и складываются в какую-то драматургическую линию. Разве нет? А вот настоящее чувствование на уровне осознания любви к данному произведению - результат уже итоговый. чувство->понимание->Чувство. Понимание - неотъемлимая часть. Пусть даже неосознанное. Музыковеды учатся осознавать движения своих мыслей во время прослушивания музыки, а обычному слушателю можно оставить эту часть для подсознания. upd. мы получаем удовлетворение оттого, что какая-то музыкальная мысль оказалась нам родственна, "пришлась по душе" - значит произошёл процесс "опознания", значит в голове уже есть критерии для оценки этого явления, значит оно понято.
Сообщение отредактировал Пяточог - Среда, 16 Марта 11, 13:10 |
|
| |
Джорджий | Дата: Среда, 16 Марта 11, 21:18 | Сообщение # 49 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Quote (Пяточог) Музыковеды учатся осознавать движения своих мыслей во время прослушивания музыки » ... и они гораздо больше заняты осознанием движения СВОИХ мыслей, чем самой Музыки. А потом весь этот "слуховой" бред выливают в свои статейки Добавлено (16 Март 11, 21:18) --------------------------------------------- С композиторами - сложнее. Они слышат музыку - даже чужую - изнутри, часто не обращая внимания на "внешний ряд", на слушабельность самого сочинения, его актуальность. Композитор как раз наиболее слышит Музыку как "вещь в себе", восхищаясь красотой тембральных сочетаний, смелостью формы, необычностью замысла - всего того, чего "обычный" слушатель не слышит, но лишь предчувствует, домысливает, а часто и "изобретает" в своей голове некую "смысловую, эмоциональную матрицу", что бывает далеко от оригинала. Композитор находится в наиболее выгодном положении потому, что часто является одновременно автором и исполнителем
Гоша, он же Жора...
Сообщение отредактировал Джорджий - Среда, 16 Марта 11, 21:21 |
|
| |
ksena | Дата: Среда, 16 Марта 11, 22:04 | Сообщение # 50 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| oleggureev, спасибо. Quote (nibelung) Вы можете не понимать саму суть музыки. Потому что она некая вещь в себе, которая либо консонирует с Вашей личностью, либо нет. Поэтому применительно к музыке слова "люблю" и "понимаю" синонимичны. » Да. Но это на определённом этапе знаний о музыке. А когда Вы знакомы со сверх того,что просто слышали - знаете внутренние законы, правила, условия, по которым писано произведение, знаете подобные структуры-формы их варианты (где-то лучше, а где-то хуже), то тут возникает сверх-знания, которые создают сверхпонимание. Разве нет? Пяточог Quote А вот настоящее чувствование на уровне осознания любви к данному произведению - результат уже итоговый. чувство->понимание->Чувство. Это идеал. К этому следует стремиться каждому слушателю. Но! Чтобы не произошло на пути обратной реакции после понимания, о которой уже говорилось: Чувство - понимание - античувство. Пяточог Quote мы получаем удовлетворение оттого, что какая-то музыкальная мысль оказалась нам родственна, "пришлась по душе" - значит произошёл процесс "опознания", значит в голове уже есть критерии для оценки этого явления, значит оно понято. Только вот иногда от частоты такого восприятия опасно перейти к привычке понимания. То есть человек начинает слушать - вроде уже знакомо, а значит это то-то и то-то, ан нет...дальше-то совсем иначе и по другому или внутри знакомого имеются вещи новые, которые не опознаются из-за инерции восприятия, так называемой привычки воспринимать так-то и так-то. С этим как? Опыт может сыграть злую шутку с человеком и "подставить" в отношении предвзятости. Джорджий Quote Композитор находится в наиболее выгодном положении потому, что часто является одновременно автором и исполнителем Это с одной стороны в выгодном. А с другой - наоборот. Композитор зависим от своего композиторского вкуса-стиля, всегда соотносит чужое с ним, а также пытается соотнести всё слушаемое к композиторской технике (своей или чужой), а это порой мешает и очень сильно - отвлекает от чистого восприятия, без корысти, так сказать.
|
|
| |
oleggureev | Дата: Среда, 16 Марта 11, 22:19 | Сообщение # 51 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Помню, как-то, в муз.училище, спросил одного парня (на тот момент он был студентом, апологетом Бетховена, сейчас председатель республиканского Союза Композиторов) – «ЧТО значит – понимание музыки?» – «если тебе во время прослушивания представляются картины, значит ты её понимаешь» – ответил мне он… Да, разумеется, всерьёз этот ответ принимать не стоит. Сейчас-то я понимаю, что он просто хотел мне хоть как-то помочь… (Но на тот момент я попытался представить картину – неизбежно была одна и та же: – сидит оркестр – и играет. Стоит дирижер – и дирижирует. То есть – либо я ВСЮ академическую музыку понимаю одинаково (плохо) хорошо, либо совершенно не понимаю, находясь на 3-м курсе обучения)…
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
|
|
| |
Джорджий | Дата: Среда, 16 Марта 11, 22:45 | Сообщение # 52 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Quote (ksena) Композитор... пытается соотнести всё слушаемое к композиторской технике (своей или чужой), а это порой мешает и очень сильно - отвлекает от чистого восприятия, без корысти, так сказать » Это Ваше высказывание не совсем верно. Композитор не соотносит всё слушаемое к композиторской технике, а слушает более объёмно, а тут и эмоции и "содержание" и ассоциации с чем-то - по ходу. А "чистого восприятия" вообще не бывает. Восприятие может быть вынужденным, когда ,случайно или не случайно, оказываешься в какой-нибудь звуковой среде, и естественным, когда слушаешь от удивления, или с интересом, или ещё какая-нибудь другая, третья причина.
Гоша, он же Жора...
Сообщение отредактировал Джорджий - Среда, 16 Марта 11, 22:46 |
|
| |
Trompete | Дата: Среда, 16 Марта 11, 23:14 | Сообщение # 53 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
| В отношении исполнений и интерпретаций тоже много тонкостей. Идеал - это когда и понимаешь и чувственно любишь исполнение. Однако можно понимать логику интерпретации, но не воспринимать ее чувством и соответственно не любить. Можно, наоборот, чувственно поддаваться обаянию исполнителя (особенно глядя на его мимику и жесты), но не слышать существенных изъянов в интерпретации, т.е. фактически это исполнение не понимать.
|
|
| |
legoru | Дата: Среда, 16 Марта 11, 23:18 | Сообщение # 54 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Композитору, вообще противопоказано чужую музыку слушать, а то потом плагиат или эпигонство получается или крайности от безысходности вроде Зажитьки
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Тугоухий | Дата: Среда, 16 Марта 11, 23:27 | Сообщение # 55 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 423
Статус: Offline
| Воспалённой губой Припади и попей, Из реки по имени факт (с) Знаю молодого человека, для которого результатом обучения в музыкальной школе стало то, что он на дух не переносит не только классическую, но и любую нормальную музыку
Каждый борется со скукой по-своему.
|
|
| |
oleggureev | Дата: Среда, 16 Марта 11, 23:38 | Сообщение # 56 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Quote (legoru) Композитору, вообще противопоказано чужую музыку слушать, а то потом плагиат или эпигонство » Эт, перефразируя Василия Ивановича, "смотря какой композитор" Лобанов вполне успешно играл Шнитке – это отнюдь не помешало ему в его собственном творчестве. Подобных примеров полно, вспомните Рахманинова – он не чурался ни музыки Скрябина, ни Римского-Корсакова, ни Листа. А по поводу проблемы «эпигонства» – так её вообще не было до XIX (XX) века, пока не ввели «авторское право» . Бах вполне мог подписаться как автор под концертами Вивальди, переложенными им для органа… Quote (Тугоухий) на дух не переносит не только классическую, но и любую нормальную музыку » Это какую же?
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
Сообщение отредактировал oleggureev - Среда, 16 Марта 11, 23:59 |
|
| |
Джорджий | Дата: Четверг, 17 Марта 11, 00:15 | Сообщение # 57 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Quote (legoru) а то потом плагиат или эпигонство получается или крайности от безысходности вроде Зажитьки » У Зажитьки нет плагиата и безысходности тоже, но есть желание выпендриться Сегодня, к примеру, он не узнал собственную "Степь широкую"... перепутал (по первых 10 тактах) с "Ионизациями" Эдгара Вареза. Но зато как он восхищался Николаем Обуховым (Третий завет) и "Ноктюрном" Рославца Добавлено (17 Март 11, 00:15) ---------------------------------------------
Quote (Тугоухий) Знаю молодого человека, для которого результатом обучения в музыкальной школе стало то, что он на дух не переносит не только классическую, но и любую нормальную музыку » Зато прекрасно переносит ненормальную
Гоша, он же Жора...
Сообщение отредактировал Джорджий - Четверг, 17 Марта 11, 00:13 |
|
| |
oleggureev | Дата: Четверг, 17 Марта 11, 00:32 | Сообщение # 58 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 536
Статус: Offline
| Quote (oleggureev) Quote (Тугоухий) на дух не переносит не только классическую, но и любую нормальную музыку » bugaga Это какую же? » Quote (Джорджий) Зато прекрасно переносит ненормальную » Ооооу! Созрело предложение. Поскольку здесь тема всё равно исчерпана, устроить некий «погруженский музыкальный рейтинг-тест» на «нормальность» музыки. Предлагаю установить границу – с чего (?) начинается музыкальная «ненормальность»...
— мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился извне (Станислав Ежи Лец)
|
|
| |
Джорджий | Дата: Четверг, 17 Марта 11, 01:00 | Сообщение # 59 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Ура! Давайте... Уверен, что музыкальная "ненормальность" начинается с первой ноты
Гоша, он же Жора...
Сообщение отредактировал Джорджий - Четверг, 17 Марта 11, 01:31 |
|
| |
nixelle | Дата: Четверг, 17 Марта 11, 01:36 | Сообщение # 60 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
| Quote (Джорджий) Уверен, что музыкальная "ненормальность" начинается с первой ноты » Как у Джерома: "Он начинал свою игру с неимоверно высокой и громкой ноты, от которой слушатель подскакивал, как ошпаренный..."
|
|
| |
Добрая ночь!
|
|