|
Эстетика боли - это эстетично?
| |
irinarch | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 15:38 | Сообщение # 61 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 258
Статус: Offline
| Code Является ли боль, болезненность - правомерной частью палитры эстетических чувств? Боюсь сказать глупость, но, по моему, ответ очевиден: страдания всегда занимали важнейшее место в культуре - и как сюжетная составляющая, и как мотив создания отдельных произведений. Что еще к этому добавить? Представьте Гамлета без "быть или не быть?". Что останется? Останется только "Он тучен и одышлив". Что касается боли "на концертной эстраде на глазах у миллионов", то это не кощунство, это пошлость, потому как миллионы - это не адресат, это толпа, по сути - никто. Настоящее искусство имеет своего адресата и обращается к одному, даже если таких "одних", как Вы сказали, миллионы.
|
|
| |
sirdragon | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 15:48 | Сообщение # 62 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
| Могу ответить исключительно за себя: для меня - нет (но с этим "нет" я не родился и пришёл к нему не сразу). Вот.
だわいてじてづるずの (c) 猫レオポルド
|
|
| |
galjatu | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 16:04 | Сообщение # 63 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1133
Статус: Offline
| Согласна с Иринархом. Есть боль, страдание - и есть "эстетика боли с страдания". И в части направленности искусства тоже согласна. Если в сообщениях Земли заменить понятие "человечество" на "человек" (не понятие, а просто - человек), то под многим подпишусь. Но думаю, что и она имеет в виду человека, каждого.
Галина
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 16:17 | Сообщение # 64 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Quote (ksena) Лучше о смежных искусствах,где чётко и ясно - герой страдает,вскрывает себе вены,бросается в реку и .т.п. А музыка (или звуковое сопровождение)здесь,как один из сильнейших инструментов возздействия.Как в "Тоске",к примеру.Уже говорили.Эстетично смотреть,как на сцене пытают человека? » Понимаете, я не наблюдаю здесь особой "эстетики боли". Всё-таки опера, несмотря на свою относительную конкретность ("чётко и ясно") - в то же время и условна. А чем плоха Лиза, бросающаяся в реку, с сильнейшим музыкальным сопровождением? Это и сильно, и в то же время эстетично, и с высокими нравственными идеалами, с моралью и сочувствием. Вам же не натуралистические пытки показывают, не концлагеря во всех, простите, подробностях. Вот я как-то давно, помню, прочитал книгу про Дахау, воспоминания от бывшего заключённого, в невероятнейших, противнейших, гадостнейших подробностях (сейчас пишу, вспоминая с дрожью) - этого я перечитывать точно никогда не стану, это именно что вещь на один раз (чтобы раз и навсегда отрезало от некоторых политических побуждений). Но в операх же подобно ничего нет, к великому счастью..... Или вот ещё пример. Представьте себе, на одной стороне, кровавый фильм-триллер "Монтекки и Капулетти", со всеми подробностями битв "не для слабонервных". А с другой стороны, образ вражды в увертюре Чайковского. С одной стороны, у Чайковского изображение зла, страдания - с другой, с высокой моралью (переживания героев; бессмысленность всего этого; любовь и смерть), с сочувствием, с потрясением и художественной красотой. Первое я бы ни разу бы не стал смотреть, а второе переслушиваю регулярно.
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
Сообщение отредактировал Yura-nsk - Четверг, 11 Марта 10, 16:48 |
|
| |
irinarch | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 16:32 | Сообщение # 65 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 258
Статус: Offline
| Знаете еще, достойно внимания то, что такая мощная культура как европейская возникла на почве самой "страдательной" из всех религий. Конечно, можно понимать это как парадокс, но для меня - я не занимаюсь религиозной пропагандой, поэтому "для меня" - это закономерность. Отчасти - потому, что христианство не отменяло понятие катарсиса.
|
|
| |
Земля | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 17:08 | Сообщение # 66 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Можно ещё вот такой ракурс рассмотреть. У нас в старших классах был странный факультатив - "юридический". Один немолодой адвокат приходил и всем желающим рассказывал случаи из своей практики. Как правило, это были очень страшные истории реальных кровавых и жестоких преступлений. Рассказывал он об этом натурально-реалистично, но в итоге - как адвокат, нередко при этом пояснял, что хоть он и адвокат, и его долг адвоката - защищать и опрадывать преступника, чего бы тот не насовершил, но вот этого и этого вот, мол, я никак принять не мог, не могу и вам не желаю оказаться в роли адвоката вот в таких вот случаях. Итак, это была документальная криминальная хроника, художественная лишь настолько, насколько это могло получиться у этого в общем-то необременённого литературными талантами и потугами в них человека. Неэстетично, страшно, противно порой было так, что запечатлелось в мозгу и душе на всю оставшуюся жизнь. Но какой воспитательный эффект!! ИМХО: это были уроки жизни, очень важные уроки жизни - не на своём личном опыте, а на окунании хоть и в чужой, но очень сильный опыт. Учение на ошибках других. Иногда кажется, что если бы многие, совершившие преступления, имели бы в своей жизни вот такой вот странный "факультативный" опыт совершённых кем-то преступлений, они бы не совершили позже своих - таких же вот, хотя бы в чём-то вот таких же. А вы про "Бима, белое ухо"... Обязательно ндо смотреть в детстве-юности "болезное, но полезное"... С другой стороны, очень часто смотришь на людей в жизни. И вот, хоть и знаешь, что они и Чехова читали, и всё такое, а ведут себя в точь в точь как его осмеянные им герои-персонажи... Значит, не всем в прок наука чужого опыта идёт ить...
|
|
| |
Malamute | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 17:19 | Сообщение # 67 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
|
Grrr...Wough!
|
|
| |
Fionne | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 17:21 | Сообщение # 68 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 719
Статус: Offline
| Эстетика боли - это не эстетика, это чувство сильного напряжения, которое угнетающе действует на тебя (если знаешь в чем суть произведения). Это относительное понятие...
"Я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
Сообщение отредактировал Fionne - Четверг, 11 Марта 10, 21:43 |
|
| |
Yura-nsk | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 17:23 | Сообщение # 69 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Угнетающе? Или воскрешающе?
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
|
|
| |
Totkotoryi | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 18:39 | Сообщение # 70 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 349
Статус: Offline
| Quote (Fionne) эстетика боли - это не эстетика, это чувство сильного напряжения, которое угнетающе действует на тебя (если знаешь в чем суть произведения). Это относительное понятие... » ???????
Таити, Таити! Говорили же, что и здесь неплохо кормят...доплыви до этого Таити!!
|
|
| |
ksena | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 19:46 | Сообщение # 71 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| А как вам такая ситуация. Предположим. Творец пережил огромное потрясение в жизни(Не буду придумывать какое - сами додумайте),результатом чего стало его исповедальное произведение(стих,картина,музыка - не важно),в котором он с предельной откровенностью выразил всё своё страдание,всю свою боль... Люди начинают знакомиться с его новым опусом и говорят:"ну это не интересно","это уже не ново","ну это скучно" и т.д. Каково автору?И как должно относиться к такому произведению?Может всё же место этого произведения под подушкой?Или его следует ставить в один ряд с другими и оценивать по тем же меркам?
|
|
| |
Cassis | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 19:52 | Сообщение # 72 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| страдания и скукота несколько разные вещи, если он не умеет выразить интересно то, что пережил, зачем он делает вид, что занимается искусством? не умеешь интересно сочинять, не сочиняй или сочиняй для себя, давай хороший продукт народу!
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
|
|
| |
ksena | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 20:06 | Сообщение # 73 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1494
Статус: Offline
| Это понятно и справедливо в вообщем-то. Но тогда возникает вопрос:что если мы оцениваем иногда произведения,которые для автора были просто как дневник(набросок,черновик,просто времяпровождение).А потом вдруг делаем вывод о всём творчестве. Вообще оценка автором своих произведений и оценка людей порой сильно отличаются. То,что видит создатель (ошибки,просчёты или наоборот находки)- не видят другие. Даже в плане концепции,образов. И потом идёт череда неправильных,отличных от авторского понимания интерпретаций.
|
|
| |
Cassis | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 20:16 | Сообщение # 74 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2323
Статус: Offline
| и наоборот, автор не может слышать как слышит аудитория
Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
|
|
| |
Земля | Дата: Четверг, 11 Марта 10, 20:25 | Сообщение # 75 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| А чаще бывает так, что ни автор, ни аудитория, ни исполнители ничего не понимают в том, как надо Единственно Правильно Играть то, что они никак не поймут. Иной раз так обидно за всех их, товарищи! С другой стороны, это и хорошо : есть, значит, чем ещё уесть своих предков следующим поколениям интерпретаторов!
|
|
| |
|
|