Эстетика боли - это эстетично? - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 151231415»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Эстетика боли - это эстетично? (...о наболевшем.)
Эстетика боли - это эстетично?
ksenaДата: Среда, 10 Март 10, 18:31 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Quote (legoru)
у Шопена с Чайковским есть какая-то болезненность, которая меня всегда отталкивала. Послушал - будто в больницу сходил (ненавижу такие походы) »

legoru, Вы затронули такие давно волнующие меня вопросы.
Давно спрашиваю (это без относительно пока конкретных композиторов):
Является ли боль,болезненность - правомерной частью палитры эстетических чувств?
Может ли художник,композитор пользоваться этой частью на равне с другими без стеснений и ограничений?
Как определить тот высокий градус чувственности в области страданий,мучений героев за которым идёт болезненность?
Возможно ли,если в художественном произведении заложена предельная степень откровенности в части исповедального и наболевшего,чтобы это видели с концертной эстрады на глазах миллионов?Не кощунство ли это по отношению к автору?

Пока не нашла на эти вопросы ответа.Может Вы уважаемые мне поможете в этом разобраться?

 
TrompeteДата: Среда, 10 Март 10, 18:56 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Хочу назвать помимо Шопена и Чайковского и других композиторов.

Болезненность была правомерной частью эстетической палитры не только романтиков, но и многих композиторов 17-го века (можно даже сказать, что это почти что характерная примета музыки этого времени). В особенной мере:
Доуленд (вокал), Джезуальдо, Бибер, Перселл, Корелли.

В 20-м веке: Малер и Шостакович (оба с социальным оттенком), Шнитке, Пярт.

Сообщение отредактировал Trompete - Среда, 10 Март 10, 18:58
 
Yura-nskДата: Среда, 10 Март 10, 19:20 | Сообщение # 3
Группа: Заблокированные
Сообщений: 651
Статус: Offline
ksena, похожая тема обсуждалась здесь: http://intoclassics.net/forum/7-1475-1
Мои тамошние ответы можете применить и здесь, в ответе на Ваш вопрос.


"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
 
InkognitoДата: Среда, 10 Март 10, 19:26 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 763
Статус: Offline
Чувства вообще говоря - это такая вещь,что в пограничном, крайнем состоянии носят оттенок болезни. Но не хотите ли Вы сказать,что поэт или композитор спекулируя на одной какой-либо эмоции уподабливается садо-мазохисту? %)

Добавлено (10 Март 10, 19:26)
---------------------------------------------
Давным-давно, вспомнил сейчас, сходил как-то с девушкой в кино на Дзефирелли "Ромео и Джульетта".На мой взгляд, потрясающий по глубине и возздействию фильм. А она неожиданно для меня отреагировала:"как на кладбище сходила - кругом гробы,покойники,похороны и плач".
Вот тогда подумал: насколько разной бывает реакция на великие творения искусства! booze

Сообщение отредактировал Inkognito - Среда, 10 Март 10, 20:04
 
galjatuДата: Среда, 10 Март 10, 20:49 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 1168
Статус: Offline
По-моему, есть болезненность и есть просто боль. Иногда мы это путаем. Если болит душа - это боль, так же ощутимая, как и физическая. Не думаю, что найдется человек, у которого не бывает таких болей. Болезненность - это производное. Не скажу о других, но я чувствую боль как свою, а болезненность как не свою ("да он болен" - как-то так). То, что идет от многих романтиков - Чайковского, Шопена, других, - это все-таки боль. Если трудно слушать такую музыку, то значит, болевой порог этого не позволяет. А душевную боль испытываешь и слушая Баха.

Мы не можем жить без боли. В искусстве, особенно в музыке, - это может показаться странным логике, но так и есть - боль концентрируется, а при этом у нас больше достает сил ее принять.


Галина
 
legoruДата: Среда, 10 Март 10, 20:55 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
ksena, психологи считают, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными ;) Жизненные положительные эмоции кратковременны, а "страшная" музыка может значительно продлевать их. Взять, например, экспрессионистов - у них музыка нарочито больная, она специально эксплуатирует агрессивный психический дискомфорт, вызванный окружающим миром. Но всё понимают, что это такой художественный приём. Поэтому Малер, Шостакович, новоdенцы не кажутся мне тяжкими и угнетающими до болезненности, наоборот даже оптимизм вселяют (сдержанный :).

Но болезненность, которая скрывается за флером салонности гладкого академизма бывает неприятна, также как вопиюще-пошлый Иоганн Штраус) Пример отличной чувственной, но не болезненной музыки - Тристан и Изольда Вагнера. Хотя такую музыку тоже слушать много не могу. Сгладить впечатление может помочь, например "сухо-механистичный-оптимистичный" ни разу не болезненный Прокофьев. piano


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Среда, 10 Март 10, 21:00
 
MalamuteДата: Среда, 10 Март 10, 21:30 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Эх, как бы обеднела музыка без Иоганна Штрауса!..

Grrr...Wough!
 
ksenaДата: Среда, 10 Март 10, 21:34 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Да."Ромео и Джульетта" Прокофьева сильно отличается от Дзефирелли,хотя у первого музыка далеко не лишена экспрессии.
Значит
Quote (legoru)
такой художественный приём »
, legoru,
вселяет оптимизм?Но не потому ли,что длительность произведений такого состояния несколько(а,если точнее, значительно)короче
Quote (legoru)
отличной чувственной, но не болезненной музыки »
?
Т.е. я хочу сказать,что кратковременная болезненность активизирует ощущения человека и его жизненный настрой,чем долговременное не болезненное,но чувственное.
А если бы было наоборот?Кратковременный Вагнер и длиннотный Веберн?Веселее бы Вам стало, legoru?
 
legoruДата: Среда, 10 Март 10, 21:38 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
Malamute, а если у меня прослушивание его музыки приводит к странным болезненным ощущениям, кошмарным снам и просыпаниям в ужасе и холодном поту? Я как-то писал уже, что его музыка настолько пошла,что порой кажется будто рукой этого композитора водил сам сатана :D Шучу, конечно, но правда -некий физический дискомфорт возникает, нечто вроде - время теряю

Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
CassisДата: Среда, 10 Март 10, 21:40 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 2404
Статус: Offline
Eсли всё творчество художника это боль, то мы имеем случай патологии, боль неотъемлемая часть искусства, но всего должно быть в меру. Как-бы Бетховену не было больно, он в 7-ой посвятил боли ~ 1/4 часть.

Mon centre cède, ma droite recule, situation excellente, j’attaque. Ferdinand Foch
 
legoruДата: Среда, 10 Март 10, 21:42 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 4177
Статус: Offline
Quote
вселяет оптимизм?Но не потому ли,что длительность произведений такого состояния несколько(а,если точнее, значительно)короче

Скорее потому, что на самом деле реальной опасности нет.
Quote
Кратковременный Вагнер и длиннотный Веберн?Веселее бы Вам стало, legoru?
А причём здесь длина? Если музыка увлекает, времени не замечаешь

Добавлено (10 Март 10, 21:42)
---------------------------------------------
У Бетховена здоровая музыка. Трагедийный пафос - это ещё не болезнь ;)


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
MalamuteДата: Среда, 10 Март 10, 21:56 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
legoru, вы всегда можете принять противоядие - двойной Форе, и по одной части Шабрие и Ф.Шмитта. :)

Grrr...Wough!
 
ksenaДата: Среда, 10 Март 10, 22:00 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 1497
Статус: Offline
Cassis, верно. Я тоже склонна к этой мысли.И Inkognito, отчасти об этом упомянул.
В классическом понимании всё должно быть гармонично.Да, Эвридику уже не спасти,но Орфей не потерял красоту и гармоничность жизни.Поэтому опера Глюка заканчивается таким образом,а не иначе.
С романтизма крен и пошёл в сторону личностных переживаний.Не потому ли Шопен,кстати не писал в других более объективированных жанрах музыку? Только фортепиано, только своё душевное состояние...
Quote (legoru)
потому, что на самом деле реальной опасности нет »

Конечно, музыка - условное искусство, но сопереживаем-то мы на самом деле?И не знаю,как психологи, но медики бы,мне кажется не стали бы советовать слушать и смотреть "Воццека" слишком впечатлительным натурам.
 
MalamuteДата: Среда, 10 Март 10, 22:09 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
. :( anakim14, под симфонию Франка.

Grrr...Wough!
 
TrompeteДата: Среда, 10 Март 10, 22:15 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
:) Брамс вот вообще не танцевал. А Иоганна Штрауса очень любил.
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Эстетика боли - это эстетично? (...о наболевшем.)
Страница 1 из 151231415»
Поиск: