|
Слова, слова... А если это профессия?
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 05:06 | Сообщение # 136 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Музыковеды - люди занимающиеся очень важным делом, важность которого известна только им. Тут много функций дали музыковедам, но мне кажется это слишком идеализировано. В действительности, музыковеды - это бесчисленный штат педагогов сольфеджио и гармонии. Да - это важная профессия, но она не может стоять выше профессии композитора или исполнителя. В любом случае, даже работы исполнителей или композиторов будут важнее чем работы теоретиков. Потому что опыт - самое важное в профессии. Всего не опишешь, а некоторые вещи порой и не узнать из книжек. Так же заметил что тут смешали профессию музыковеда с критиком, что тоже не правильно, т.к. последние так же нужны, как и переписчики нот в XXI веке. Если музыковед - плохой музыкант (хотя изначально, на сколько мне известно, говорили: педагог - плохой музыкант, а плохой педагог - методист), то критик - плохой музыковед.
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 06:58 | Сообщение # 137 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Перечитал тему - очень посмешила, особенно новый чапаевский аватар Кассиса в тему, и упоминание о верности марксистко-ленинской теории присутствует. Вот уж кто не нужен, так это марксисты-ленинисты - учили жить, а в итоге... Лучшеб помогли материально)) Мне не нравятся критики, которые кроме критики ничего не пишут - такие и в самом деле не нужны. А Музыковед-писатель как раз нужен. Книга о музыке и музыканте - увлекательное чтение, не менее интересное, чем художественный роман (для меня по крайней мере). Музыковеды рассказывают очень много нового и интересного. Когда спрашиваешь музыкантов - о чём это? большинство просто не знают или отговариваются -слушайте и услышите. Или пересказывают 'Войну и мир' своими словами - получается схематично. Потомучто практика и теория - этот как разум и эмоции. Музыкант как правило только на разумные объяснения и способен, довольно приземлённые. Теоретик мыслит возвышенне - мне так кажется. Поэтому открытые-эмоционально-незакомплексованные люди тянутся к музыковедам Закрытые-закомплексованные стараются дойти до всего сами. Либо выбирают простенькую музыку, где особо объяснять нечего. Как барокко - функциональную Вот такая теория у меня Добавлено (24 Январь 11, 06:57) --------------------------------------------- Quote Музыковеды - люди занимающиеся очень важным делом, важность которого известна только им. Ну почему же, даже я - не музыкант, понимаю что практика и теория взамодействовали, обычно первое опережала второе, но теоретики закрепляли, а главное внятно формулировали, то к чему музыканты приходили в результате проб и ошибок. Своды правил и трактаты определяли развитие музыки в целом. А главное - композиторы знали что нужно нарушать, чтоб не быть похожими на других Это всё помогало быстрее овладеть ремеслом и преодолеть его - вот и польза Добавлено (24 Январь 11, 06:58) --------------------------------------------- Во-вторых, интересно узнать отношение к композиторам, как оно менялось, причём не без помощи тех же теоретиков. Многогие великие композиторы стали великими только с подачи музыковедов, а некоторые провидцами стали вроде Мусоргского - музыканта 20 го века. Забытые имена и запись их музыки - тоже зачастую результат архивного копания музыковедов, как говорилось выше - тоже польза Добавлено (24 Январь 11, 06:58) --------------------------------------------- В-третьих, музыкальное теоретезирование во многом способствует восприятию музыки - не только самому процессу, но и даёт почувствовать историческую нагрузку, ощутить дух времени, а значит открыть новые не менее интересные, чем звуковые, качества музыки
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Понедельник, 24 Января 11, 07:00 |
|
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 07:35 | Сообщение # 138 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (legoru) Как барокко - функциональную » Quote (legoru) и упоминание о верности марксистко-ленинской теории присутствует. » Чем-то Вы похожи. Только одни последователи, а другие - борцы. Отшучусь Вашей же шуткой: неравнодушны Вы к барокко, иначе не вспомнили бы. Quote (legoru) Мне не нравятся критики которые кроме критики ничего не пишут - такие и в самом деле не нужны. А Музыковед-писатель как раз нужен. Книга о музыке и музыканте - увлекательное чтение, не менее интересное, чем художественный роман (для меня по крайней мере). Музыковеды рассказывают очень много нового и интересного. » Работы разные бывают. Например книга Гольдшмидта о Шуберте (Жизненный путь) и книга Барсовой о симфониях Малера. Два музыковеда, но работы разные. Одна написана более просто, вторая напичкана нотными примерами и более скучна. Хотя две книги достойны внимания. Так про что я. Все зависит от таланта музыковеда. Иногда бывает что книга о музыканте настолько скучна, что её невозможно читать. Quote (legoru) довольно приземлённые. Теоретик мыслит возвышенне - мне так кажется. » Опять же, все зависит от работы. Я не думаю что книга об особенностях полифонического стиля Баха будет написана поэтично. Такие работы приближаются к жанру научно-технической литературы. Сухо, запутано и не интересно Quote (legoru) но теоретики закрепляли, а главное внятно формулировали, то к чему музыканты приходили в результате проб и ошибок. Своды правил и трактаты определяли развитие музыки в целом. А главное - композиторы знали что нужно нарушать, чтоб не быть похожими на других » Все-таки здесь Вы не правы. Изначально преподаванием занимались все же композиторы. Они же писали и трактаты, и уч. пособия (Геварт, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и т.д.). Поэтому тут заслуги теоретиков нет. Quote (legoru) нтересно узнать отношение к композиторам, как оно менялось, при чём не без помощи тех же теоретиков. Многогие великие композиторы стали великими только с подачи музыковедов. а некоторые провидцами стали вроде Мусоргского - музыканта 20 го века. » Опять же, большая заслуга именно исполнителей. Даже в XX веке обвиняли Караяна что он не продвигает современных композиторов. Мне кажется что Вы немного путаете все-таки теоретиком с музыкальными критиками. Тот же Стасов - муз. критик, а не теоретик. Жаль таких критиков больше нет.
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 08:04 | Сообщение # 139 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote Отшучусь Вашей же шуткой: неравнодушны Вы к барокко, иначе не вспомнили бы. Мне просто непонятна ненависть Кассиса к музыковедам - пытаюсь разобраться) Ненависть музыкантов как раз понятна - критикуют, да ещё и паразитируют на вас. Но для слушателя все эти подковёрности неинтересны, ему важен результат. Например, когда я много слушал, то иногда судил о музыке довольно точно (но это было интуитивно). После того как музыка навеивала какие то образы я неожиданно встретил в музыковедческих трудах сходные - оказалось, что музыковеды чувствуют то же самое! Это вдохновляло) Quote книга Барсовой о симфониях Малера Интересная книга - очень познавательная, лучше не знаю. А с позиций скучно-не скучно можно оценивать и сочинения самого Малера, если захотеть) Из интересных советских авторов выделю Нестьева и Кремлёва Quote Изначально преподаванием занимались все же композиторы. Статистики не знаю, читал в большинстве своём популярную музыковедческую литературу, биографии, Летопись Римского, Хронику Стравинского и тп - это мне интересней всё-таки. Они там сами себя критикуют и других - так что интересней вдвойне) Quote Опять же, большая заслуга именно исполнителей. Исполнитель, роясь в архивах сам становится музыковедом-изыскателем, почему то с них немногие берут пример. довольствуясь малым. Вот об этом нужно задуматься Добавлено (24 Январь 11, 07:55) --------------------------------------------- Quote Тот же Стасов - муз. критик, а не теоретик. Жаль таких критиков больше нет. Известная шутка: 'Спорьте с кем угодно -в спорах рождается истина. Не спорьте только со Стасовым.' Хороший критик)) Добавлено (24 Январь 11, 08:04) --------------------------------------------- Вот, нашёл точную цитату: Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым! (И.С.Тургенев)
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Понедельник, 24 Января 11, 08:07 |
|
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 08:08 | Сообщение # 140 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (legoru) Ненависть музыкантов как раз понятна - критикуют, да ещё и паразитируют на вас. » Я думаю тут скорее всего нелюбовь к критикам. Музыкантам приходится сталкиваться с музыковедческой литературой. А критики - это отдельный разговор... Стравинский лучше всех про них написал. Quote (legoru) Интересная книга - очень познавательная, лучше не знаю. » Не буду отрицать. Очень хорошая книга, наверное лучшей русскоязычной (или переведенной) нет. Во всяком случае я не встречал. Но все-таки сложная для обычного слушателя. Еще Асафьева можно добавить (хоть и композитор)
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 08:19 | Сообщение # 141 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Но музыковед почти всегда и критик тоже. Он оценивать роль того или иного сочинения в творчестве композитора, например. Или даже композитора в целом как второстепенного. Трудно быть объективным. Поэтому свои уши тоже обязательно нужно задействовать. Бывают слишком уж натянутые сравнения - опытный слушатель их сразу раскусит. Хотя, как я уже писал недавно, даже такие в истоках творчества помогают разобраться - есть от чего плясать) Quote Еще Асафьева можно добавить (хоть и композитор) Асафьева часто цитируют, цитаты и читал в основном
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 08:56 | Сообщение # 142 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (legoru) Но музыковед почти всегда и критик тоже. » Да. Но музыковеды как правило больше углубляются в суть темы, а критики пишут поверхностно, затрагивая общие вопросы. Как на погружении часто читаешь: Такой-то дирижер не понимает что делает, у того дирижера лучше. А почему первый играет так? В чем смысл именно такой интерпретации? Когда это на уровне "мне не нравится и все тут", это еще ладно, но зачастую это преподносят как объективность. Quote (legoru) Трудно быть объективным. » Трудно. А часто и не нужно. Иногда интересно почитать именно мнение самого композитора (музыковеда), а не "объективную" оценку.
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 09:02 | Сообщение # 143 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Ещё музыковеды умеют выдумывать вкусные слова - то же барокко или неоклассицизм и вообще всё что касается меток стиля, систематизации, тегов и тп - это меломанам большую пользу приносит. Не знаю, правда, может быть у кого-то другое мнение Добавлено (24 Январь 11, 09:02) ---------------------------------------------
Quote Да. Но музыковеды как правило больше углубляются в суть темы, а критики пишут поверхностно, затрагивая общие вопросы. Как на погружении часто читаешь: Такой-то дирижер не понимает что делает, у того дирижера лучше. А почему первый играет так? В чем смысл именно такой интерпретации? Когда это на уровне "мне не нравится и все тут", это еще ладно, но зачастую это преподносят как объективность. Таким образом - критик - это просто позиция без внятных аргументов, когда аргументы есть - уже музыковед?
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 09:31 | Сообщение # 144 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (legoru) это меломанам большую пользу приносит » Это все для упрощенной классификации. Когда было начало 20-го века легко было сказать что это классицизм, а это барокко. Сейчас же не понятно где именно заканчивается барокко и начинается классицизм - много новых неизвестных композиторов открыли. Quote (legoru) Таким образом - критик - это просто позиция без внятных аргументов, когда аргументы есть - уже музыковед? » Критик критику тоже рознь. Лично мое мнение - упало качество самих критиков и исчезла ответственность за то что пишешь. Написал чего-нибудь, деньги получил и будь счастлив. Много сходу можно назвать имен критиков?
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 09:44 | Сообщение # 145 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Да я не об этом - есть конечно композиторы, не вписывающиеся в рамки, но очень удачные термины позволяют одним словом определить то, для чего раньше нужно было 20ть. Понятийный аппарат тоже музыковеды формируют вот и ещё польза Качество критиков? Вспомните войну романтиков - Вагнера и Брамса - ох и писали - не важно о чём, главное позлить Есть и сейчас хорошие рецензии на диски, концерты, на спектакли - иногда читаю. Как правило, в половине есть полезная информация
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Jenka | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 09:52 | Сообщение # 146 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 295
Статус: Offline
| Quote (legoru) Вспомните войну романтиков - Вагнера и Брамса - ох и писали - не важно о чём, главное позлить » Ну тогда действительно очень субъективно воспринимали. Я даже уверен что все что писалось - писалось искренне, с чувством правоты.
|
|
| |
Trompete | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 12:01 | Сообщение # 147 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
| Quote (legoru) Как правило, в половине есть полезная информация » Точно. У умных критиков в море слов попадается то, над чем стоит призадуматься. В отношении исполнителей - частенько удар по слепому "безграничному восхищению". Или отрезвляющий душик.Добавлено (24 Январь 11, 12:01) --------------------------------------------- А что много обычных писак, чего удивляться. Ну и композиторов и исполнителей плохих тоже полно. Что из этого следует, что вообще все плохие и пора со всеми завязывать?
Сообщение отредактировал Trompete - Понедельник, 24 Января 11, 11:39 |
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 12:15 | Сообщение # 148 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Это надо на примерах разбирать Хорошая критическая статья - Плохая критическая статья А то непонятно Ну вот, например. Это - хорошая рецензия? Quote Михаил Плетнев реабилитирован Сергей Бирюков. Газета ТРУД, 07.11.2010 Юбилейный концерт в честь 20-летия Российского национального оркестра, прошедший в Зале Чайковского, стал больше чем просто сильным впечатлением этих дней. Корреспондент «Труда» берет на себя смелость утверждать, что этот вечер наверняка станет одним из ярчайших событий всего сезона. Исполнение пяти сочинений великих композиторов — от Бетховена до Равеля — плюс одного опуса самого Плетнева стало для оркестра чем-то вроде проверки драгоценного металла на высоту пробы. А можно сказать, продолжением экзамена, который Российскому национальному приходится сдавать уже 20 лет под пристрастным и далеко не всегда доброжелательным вниманием. РНО — первый в нашей стране независимый симфонический коллектив, созданный не решением какой-либо государственной структуры, а исключительно личной волей одного из крупнейших музыкантов России — Михаила Плетнева. Тем самым ему изначально была уготована судьба и лидера, и, что естественное следствие первого, мальчика для битья. Оркестр знавал разные времена. Был и первоначальный расцвет, когда в коллектив хлынули лучшие музыканты других оркестров, привлеченные не только именем основателя, но и щедрыми благодаря спонсорам зарплатами. Был и кризис, когда уже из РНО потекла река оттока в те из оркестров, которые исхитрились добиться милостей у нашего сурового государства. А РНО до самого последнего времени этих милостей не имел… Но все равно даже в этой ситуации он единственный из московских коллективов был включен в топ-20 лучших оркестров мира (рейтинг авторитетного британского журнала Gramophone). С прошлого года РНО обрел государственный статус учреждения культуры федерального значения. Правда, скорее почетный, чем дающий реальные материальные блага. Спроса с коллектива оттого не стало меньше — наоборот, только больше. Добавим и трудности, грянувшие после летнего скандала с Плетневым в Таиланде, где против него было выдвинуто обвинение в сексуальной связи с подростком. Не вдаваясь в уголовную сторону вопроса, напомним только, что вскоре отчасти сбылись предсказания скептиков: кто-то из музыкантов или музыкальных организаций в этой ситуации приостановил свое сотрудничество с Плетневым — например, Оркестр итальянской Швейцарии. Вот и перед нынешним концертом ползли слухи, будто выдающийся американский дирижер Кент Нагано, который уже 14 лет входит в число постоянных партнеров РНО, в последний момент предпочел осторожно соскочить с подножки. К счастью, народная молва ошиблась: Нагано продирижировал и концертным исполнением «Валькирии» Вагнера 1 ноября с участием РНО и солистов российских оперных театров, надо сказать, прошедшим блестяще, и пятничным, уже чисто симфоническим концертом. Точнее, первым его отделением, как и было задумано. На долю американца достались роскошная увертюра Бетховена «Леонора № 3», эффектно-фанфаронский «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и, наконец, взрывное «Болеро» Равеля. Этакий променад-концерт, имея в виду парадный блеск вещей, но только состоящий не из миниатюр, как в обычных променад-концертах, а из могучих шедевров. И тандем дирижера с оркестром вполне эту атмосферу мощного музыкального парада передал. Казалось, овацию, доставшуюся романтичному и одновременно точному в своей игре Нагано, трудно перекрыть. Но это удалось Плетневу, в продолжение программы с тщанием и подъемом сыгравшему изумительный «Путеводитель по оркестру, или Вариации на тему Перселла» Бриттена — едва ли не самое популярное симфоническое произведение великого британца, музыку исключительной красоты, радости, праздничности, света. А затем — его самого, Плетенва, «Джазовую сюиту», произведение, чье включение в афишу, может быть, более всего смущало при предварительном взгляде. Многие помнят то недоумение, которое вызвала 3 года назад программа, целиком составленная из авторских произведений Плетенва-композитора. При некоторых симпатичных находках бОльшая ее часть показалась добросовестно-скучноватым пересказом общих мест традиционной симфонической музыки ХХ века. Но на сей раз Михаил Васильевич реабилитировался полностью. Не ставя перед собой в этом опусе грандиозных философских задач, он написал партитуру изящную, остроумную, колоритную, прозрачную, притом полную едких юмористических подколов, вроде столкновения цитат из «Чижика-пыжика» и Пятой симфонии Бетховена. Признаюсь как слушатель: так и подмывало прочесть за этим иронический комментарий музыканта к летней ситуации с «ударами судьбы», постигшими безобидную «птичку»… Хотя на самом деле сюита была написана еще в 2009 году по заказу того самого Оркестра итальянской Швейцарии, который потом так нервно отреагировал на инцидент в Таиланде. Но на десерт Плетнев припас такой хит, который смел напрочь даже малейшие намеки на ироническую интонацию: оркестр оторвал на бис «Славянский марш» Чайковского. Тот самый, которым Петр Ильич в 1876 году показал кузькину мать обидчикам славян (конкретно — Турции, пытавшейся подавить свободолюбивый порыв братской православной Сербии). Классик написал убойный по напору симфонический боевик на три сербские темы и одну русскую, причем какую — «Боже, царя храни!» В советское время эту партитуру корежили, ввинчивая в нее менее одиозное для той поры «Славься» Глинки. Именно оркестр Плетнева стал 20 лет назад первым за долгое время российским коллективом, сыгравшим произведение в подлинном виде, чем вызвал сенсацию, а «Славянский марш» стал с тех пор визитной карточкой РНО. Признаюсь, при звуках имперского гимна забылись все мелкие критические замечания, возникшие по ходу концерта (там немного баланс групп сбился, тут слегка разошлись по ритму). Так и подмывало вскочить на ноги, застыть по стойке смирно, а потом устремиться стройными рядами громить недругов, где бы они ни гнездились. Правда, другая часть сознания ехидно подсказала трагикомические ассоциации с финалом картины «Берегись автомобиля», где заваленного цветами Деточкина прямо со сцены (помните, благородному похитителю автомобилей разрешили напоследок сыграть Гамлета) увозят в милицейской машине… Да не обидится Михаил Васильевич на такой полет фантазии, но это лишь к тому, что мы его любим как музыканта — по крайней мере не меньше, чем Деточкина как киногероя, Смоктуновского как артиста, Рязанова как режиссера… Гений не спрашивает, в ком ему поселиться. Да, в конце концов, тот же Чайковский (кстати, кумир Плетнева)… Впрочем, хватит об этой теме. Дорого другое: переполненный московский зал, где в числе поклонников Плетнева были замечены великий композитор Александра Пахмутова с супругом-поэтом Николаем Добронравовым, писатель Юрий Поляков и другие нестыдные личности, вправду завалил Плетнева цветами, даже заставив привычно хмурого Михаила Васильевича улыбаться. И пусть они там себе в Таиланде, или Швейцарии, или где угодно об этом триумфе уникального русского музыканта и его оркестра тоже знают.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Trompete | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 12:31 | Сообщение # 149 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
| Единственно умное высказывание: "Гений не спрашивает, в ком ему поселиться." Добавлено (24 Январь 11, 12:31) --------------------------------------------- Но до него нужно было добраться.
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 24 Января 11, 12:35 | Сообщение # 150 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Значит плохая! Много желтизны и каких то пролетарских наездов) О музыке мало Эта как? Quote Владимир Ойвин www.classica.fm/ Российский национальный оркестр отметил свой 20-летнй юбилей 5 ноября 2010 года на сцене зала им. П.И. Чайковского. Концерт прошёл под управлением двух разных, во многом противоположных по стилю дирижёров – Кента Нагано, играющего с РНО уже 14 лет, и своего создателя – художественного руководителя и главного дирижёра Михаила Плетнёва. Это первая ассоциация с двуглавым орлом. 5 ноября 2010 года, Концертный зал им. П.И. Чайковского Первое отделение было отдано Кенту Нагано – он открыл юбилейный вечер бетховенской увертюрой «Леонора №3», исполненной с венским изяществом. В последующей симфонической поэме молодого Рихарда Штрауса «Дон Жуан» яркие вспышки будущего адского пламени, прорывавшиеся из нутра главного музыкального героя, переплавлялись в обворожительные скрипичные соло, символизирующие обольстительные приемы севильского соблазнителя, в мастерском исполнении концертмейстера РНО Алексея Бруни. Не менее чувственно прозвучал солирующий гобой Ольги Томиловой. В заключение первого отделения прозвучало «Болеро» Равеля, и здесь Кент Нагано упрочил звание мастера формы. Дирижёр выстроил безупречно гладкую линию звучания оркестра, которая ни на миг не искривилась. От чуть слышных звуков барабана (Илья Мелихов) до tutti fortissimo финала с его истерическими восклицаниями оркестра Нагано сумел выдержать идеально ровный ритм. В силу свойственного рационализма дирижёра исполнению не хватило заключенной в самой идее сочинения, нагнетаемой в течение всей пьесы инфернальности, разряжающейся во взрывном, разнузданном по замыслу автора финале, где исступленно ровный ритм в заключительных тактах ломается. У Нагано ломка происходит не безудержно, а вполне управляемо. Но как интеллигентно звучит под руками американского дирижёра оркестр! Как точно соотносятся его группы! Это ценно само по себе – РНО на сегодня безусловно самый рафинированно-интеллигентный российский симфонический коллектив. Когда во втором отделении за дирижёрский пульт стал Плетнев, музыканты заиграли совершенно другим звуком. Не хуже, но иначе, и это тоже показатель профессионализма коллектива, который может откликнуться на волю дирижёра и играть так, как тот требует. Плетнев великолепно сделал «Путеводитель по оркестру для молодёжи» (Вариация и фуга на тему Пёрселла) – сначала мощно прозвучала пёрселловская тема, которая не раз возвращалась в проведениях; затем начался парад оркестровых групп. Вот где проявилось их мастерство: ни одна группа не стремилась выделиться, играя громче. Это было пиршество звуковых красок, далеко вышедшее за рамки стремления показать свойства инструментов. Вспомнилась феллиниевская «Репетиция оркестра», где каждый инструмент устами музыканта говорил о своей уникальности. Оркестр играл ярко, вдохновенно, передавая эстафету от группы к группе. Вторым номером плетневского выступления стала его «Джаз-сюита», написанная в 2009 году по заказу Оркестра итальянской Швейцарии. Поначалу её появление в программе насторожило: вспомнился юбилей трехлетней давности, 50-летие самого Михаила Плетнева – тогда концерт был составлен только из его собственных сочинений. Все услышанное не произвело сильного впечатления, даже Юрий Башмет исполнением альтового концерта не смог спасти положения. Однако в этот раз «Джаз-сюита» без юбилейных натяжек порадовала, и даже повеселила. Во-первых, совершенно неожиданно РНО продемонстрировал хорошее, обычно малодоступное большинству симфонических оркестров владение джазовой стихией. Полномасштабный симфонический оркестр поймал «кураж» и свинговал, как заправский биг-бэнд. Во-вторых, «Джаз-сюиту» было интересно слушать: партитура оказалась легкой, изящной, колоритной и при этом остроумной. Плетнев-композитор в джазовом стиле препарировал «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» Чайковского, «стук судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, голливудскую киномузыку, и даже Чижика-пыжика. Зал взрывался хохотом, слыша знакомые цитаты в джазовом прочтении. Эти «приколы» напомнили времена студенческой молодости, когда я учился в вечерней музыкальной школе. По окончании занятий мы с будущим композитором Марком Минковым и с Борисом Фрумкиным, блестящим джазовым пианистом, ныне руководителем камерного джазового оркестра им. Олега Лундстрема садились в какой-нибудь свободный класс и импровизировали. Борис в джазовом стиле (до сих пор помню его пьесу «Черный жемчуг»), а Марк смешил уморительными переходами от одной классической цитаты к другой. В заключение юбилейного концерта произошел поворот на 180º – на бис Плетнев с оркестром торжественно, даже помпезно, исполнили «Славянский марш» П.И. Чайковского, написанный в 1876 году. В нём композитор использовал три сербские темы и единственную русскую – государственный гимн тогдашней России «Боже, царя храни!», которую в советские времена меняли на глинковское «Славься». Первым оркестром, который вернул «Славянский марш» в авторскую редакцию, 20 лет назад стал именно РНО – с тех пор это его визитная карточка. Так оркестр определил название рецензии – еще более очевидная ассоциация с двуглавым орлом. Этот скромный по сроку юбилей (20 лет для оркестра – юношеский возраст) радостно праздновали и оба дирижёра, и оркестр, и слушатели. Причем именно последние, заполнившие под завязку зал им. Чайковского, были наиболее непосредственны и искренни.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
|
|