Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 6123456»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? ((вопрос к исполнителям и слушателям живых исполнений))
Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"?
ЗемляДата: Воскресенье, 20 Декабрь 09, 15:32 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Эту тему для очередного флуда мне только что подсказал Юра (admirador). Вот как начался наш диалог, спровоцированный моей выкладкой видеозаписи выступления Андрея Гаврилова с БЗМК вместе с Штутгартским камерным оркестром, где А. Гаврилов играет концерты Баха, глядя в ноты перед собою на рояле:

http://www.intoclassics.net/news....omments

3. Admirador (iura) (Вчера 22:16)
Читал хорошо и с юмором написанный комментарий присутствовавшей на концерте слушательницы на одном из форумов-в том смысле, что Гаврилов на концерте внимательно читал с листа. Я лично не верю, но хорошо бы посмотреть.

* 4. Земля (Земля) (Вчера 23:01)
Да, он играл по нотам. Переворачиал их себе сам, успевал.
------------------------------------------------------------------------
А вот вам и фотосвидетельства: пианист играет, глядя в ноты. Правда, делал он это, часто отрываясь: то на клавиши и руки свои взглянет, то на оркестр с дирижёром... (Но, увы, ни разу нам в глаза. ;) ) Так что, я бы не сказала, что он "читал с листа". Он только подглядывал. ;)

7. Admirador (iura) (Сегодня 14:46):
... по поводу "читал-не читал"-всегда видно, поставил пианист ноты, потому что не доучил, или играет хорошо выученное, но страхуется. По себе знаю, т.к. в последнее время играю в концертах по нотам, что нотный лист притягивает внимание и от него уже взгляд не отведёшь. У меня это от боязни забыть, да и наизусть учить лень. На публику лучше не смотреть, проверено много раз, сколь бы благодарна она тебе не была-выбивает сразу. Но, повторяю, читку с листа видно в любом случае.. piano

* 8. Земля (Земля) (Сегодня 15:04)
А вот тут, кажется, можно пофлудить.
Мне кажется, что играть музыку по нотам, глядя в них - это путь к растворению в авторском замысле, в его мечтах, так сказать, и способ забыть о себе. А вот если играть без нот, а как бы оставшись один на один с самими собою и личной ответственностью перед публикой - тут сразу начинает активизироваться эго исполнителя, и за ним начинает теряться автор музыки и его мечты что-то там ею (своею) выразить. Тут же перед публикой возникает Исполнитель, его Мастерство и его Интерпретация.

Будь моя воля, я бы всех исполнителей обязала бы играть на публике по нотам. Скромнее надо быть, товарищи, скромнее.

Сообщение отредактировал Земля - Воскресенье, 20 Декабрь 09, 15:38
 
zaswerДата: Воскресенье, 20 Декабрь 09, 16:17 | Сообщение # 2
Группа: Заблокированные
Сообщений: 6
Статус: Offline
Я скажу как пианист,..играйте и по нотам и по памяти,,.. ;)
 
MalamuteДата: Воскресенье, 20 Декабрь 09, 19:05 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Конечно по нотам - на все никакой памяти не хватит. :)

Grrr...Wough!
 
hgjghДата: Воскресенье, 20 Декабрь 09, 20:27 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 79
Статус: Offline
По нотам оно спокойнее.
 
NivalubДата: Воскресенье, 20 Декабрь 09, 23:24 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Offline
Согласен, что по нотам - оно вроде как-то правильнее. В то же время - смотря что играть (имею в виду публичное выступление, игру в зале). Например, зачем пианисту ноты, если он играет, скажем, Первый Мефисто-вальс или h-moll'ную сонату Листа (список можно продолжать - думаю, сюда можно вписать многие виртуозные сочинения - когда, как говорится, тут уж при исполнении не до нот, едва за руками успевай следить). В то же время можно с удовольствием и не в ущерб сценическому вдохновению и артистизму сыграть по нотам многие произведения из старинной, современной музыки и даже многих классиков - например, сонаты Гайдна, Моцарта, салонные пьесы - почему бы публично не исполнить их по нотам? Впрочем, тут, как говорится, каждый решает сам. Другое дело, когда начинают решать ЗА ТЕБЯ - вот это никуда не годится. Знаю, например, что в некоторых российских муз. школах и училищах строго запрещается игра по нотам при исполнении на концертах или экзаменах ансамблевых сочинений (!!!!!!) Что ж, получается, и дирижер, играющий по партитуре - это неправильно, и камерный состав, играющий по нотам - это не то и не так? Словом, вопрос сложный, и однозначно на него не ответишь. Когда Гаврилов играет по нотам концерты Баха, не возникает ощущения, что он читает с листа (я лично помню, как он исполнял эти сочинения без нот). А Рихтер всю вторую половину своей жизни играл принципиально по нотам (и этюды Шопена и Листа, и сонаты Гайдна - в общем, ВСЁ) - и у меня (в данном случае говорю за себя) ни разу не возникло ощущения "читки с листа" - просто артист отдавал себе полный отчёт в том, ЗАЧЕМ и КАК он это делает. И его цель оправдывала себя. Вспоминаются и другие эпизоды - помню, например, исполнение "Времен года" Чайковского одной болгарской пианисткой по нотам - после первых же 3-5 минут слушания возникло абсолютно явное ощущение, что она поставила перед собой ноты лишь потому, что плохо знает текст и боится "напортачить" - впрочем, она и с нотами умудрялась "портачить" так, что я еле досидел отделение концерта до конца. Вот и рассудите тут - кто прав, кто виноват - те, кто играет по нотам на сцене или те, кто относит себя к убежденным сторонникам игры наизусть и при этом готовы с пеной у рта защищать свою позицию.
 
ЗемляДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 03:24 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
А мне хочется сопоставить то, как это у меня, с тем, как это у других. Я - музицирующий самой себе на дому дилетант. Бесконца играю по нотам. Наизусть ничего не учу. То, что когда-то в музыкалке выучила, помню, играю по памяти, но ощущаю в игре по памяти свою большую и как правило не очень комфортную специфику (комфортно становится, лишь если из чужого матеириала начинаешь, балуясь, лепить что-то своё - импровизированное). Давно уже читаю с листа, и видеть ноты перед собой давно стало каким-то как бы ключом к контакту с автором, его замыслом, с музыкой внутри. Когда играешь по нотам, их как бы не видишь. Голова совсем не занята нотами, их разглядыванием, разбором. Восприятие нот идёт на каком-то автопилоте, автомате - само по себе, автоматически-машинально. Голова больше занята какими-то соображениями художественного плана: "Ага, здесь автор хотел бы то-то. Надо это выразить-передать.", или "Ага здесь я хочу и я сделаю так-то, потому что это будет по-нашенски - здорово просто!" и так далее. Или просто музыка слышится в голове, подстёгиваемая полусознательным созерцанием нот, и мысли только о том, как её воплотить, передать реально, материализовать, и всякое самооценивание того, что реально получается или не получается. Ноты перед глазами - это как киль для корабля. Они держат тебя в музыке, не дают соскочить в сторону. А когда их нет, чувствуешь себя как в стране без правительства и милиции - сразу хочется сделать что-нибудь не то, не так и вообще - не по закону.
А как у вас?
 
KlarissaДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 08:01 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 6
Статус: Offline
Я считаю себя лентяйкой - давно играю в основном по нотам, так как моя работа - аккомпанировать в школе. Также рабротаю в ресторане, где играю опять по нотам, что принесу с собой. И бывает стыдно, когда просят какую-то популярную вещицу, а у меня нет этих нот, а подбирать "по слуху" не решаюсь - нас этому практически не учили и уверенности нет.
 
iuraДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 08:50 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 7
Статус: Offline
Короче, ребята, не ленимся и учим наизусть! :D

я
 
NivalubДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 10:07 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: Offline
Quote (iura)
Короче, ребята, не ленимся и учим наизусть! :D
Во-во!!! НЕчего развращать начинающих музыкантов! Да и "бывалых" тоже!!! Пульты и пюпитры - долой из залов!!! Долой лень и инертность!!! Срочно развиваем память!!! Оркестранты, вас это что, не касается?!! А квартетным музыкантам пультов вообще не выдавать!!! Гип-гип, ура!!! :D piano violin appl booze
 
ЗемляДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 10:15 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Давно, господа учёные, придумали бы музыкантам нано-тёмные очки какие-нить: одеваешь - а там ноты бегущей строкой, только успевай считывать. А зрители и не догадываются, что перед ними фанерщики под слепых музыкантов косят, и слушают концерт как живой. А живой концерт это всегда тот, что по нотам. А тот что по памяти - это "фанера", товарищи! Правильно? booze

Добавлено (21 Декабрь 09, 10:15)
---------------------------------------------
А вдруг в памяти сбой ... ошибка? Да такой, что ни одна коммиссия сразу не разберётся. А звук-то уже того - улетел. Его не поймаешь уже!
Нет. Надо срочно всех за ноты сажать и учить играть с листа по тактам. Как в первом классе. book

 
TrompeteДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 11:50 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Некоторые артисты-юмористы тоже читают свои хохмочки по бумажке. И ничего публика довольна. А это самый главный критерий.
 
татьянаДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 11:58 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 329
Статус: Offline
Молодым нужно играть без нот, а то память атрофируется, да и за игровым аппаратом им еще приходится следить. А когда овладел исполнительским мастерством, можно позволить себе играть по нотам, больше успеешь переиграть. Кстати, без привычки по нотам играть тоже непросто: отвлекают. А для композитора и трактовки никакой разницы, т.к. не читаешь с листа, а просто играешь с нотами, или без них.
А для неуверенных в памяти бегущая строка - хорошая идея! :D Только не в очках, а как на телевидении, можно на задней стенке зала. Правда, для круглых сцен не подходит :) На рояле вообще без проблем, вместо пюпитра!
 
ЗемляДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 12:46 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
А дожить бы ещё до таких чудес нано-технологии, когда любому встречному-поперечному взявшему в руки инструмент или севшим за него, надевают на голову нейродатчики-передатчики, подглючают их к компьютеру, запускают программу исполнения аппассионаты а ля Рихтер, из компьютера по проводам к датчикам-передатчикам устремляется поток электрических импульсов, они давят этому первому встречному-поперечному на мозги и вынуждают его против воли делать то, что он и не умел никогда - играть Аппассионату прям как Рихтер!
Вы можете себе это представить?! Вот бы было б хорошо! И учиться не надо. booze
 
mvd23Дата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 13:09 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Статус: Offline
А ещё лучше - съел таблетку и в голове симфония Бетховина заиграла, съел другую - Чайковский или Стравинский, словом и играть ничего не надо, никаких наушников, наглазников, намордников, всё в голове без посредников в наилучшем виде.

Да здравствует то, благодаря чему мы - не смотря ни на что!
 
татьянаДата: Понедельник, 21 Декабрь 09, 14:55 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 329
Статус: Offline
Нет, если ВСЕ как Рихтер, то это кошмар! Пусть каждый по-своему :D
Вообще-то, у музыкантов и так вся музыка в голове, без проигрывателей. И не выключишь! :)
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? ((вопрос к исполнителям и слушателям живых исполнений))
Страница 1 из 6123456»
Поиск: