Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? - Страница 6 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 6 из 6«123456
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? ((вопрос к исполнителям и слушателям живых исполнений))
Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"?
прохорычДата: Суббота, 26 Декабрь 09, 20:46 | Сообщение # 76
Группа: Проверенные
Сообщений: 362
Статус: Offline
mvd23, в этом Вы совершенно правы. Мне не хотелось бы чтобы возникли недоразумения, мол, Прохорыч говорит - ноты долой совсем! Конечно, невозможно и нет никакой необходимости абсолютно все учить наизусть, тем более если речь идет о изучении и ознакомлении. И тут необходим навык чтения с листа чтобы ознакомление происходило в радость. Более того, даже выученное и неоднократно сыгранное произведение крайне полезно проигрывать время от времени по нотам, потому что со временем могут вкрадываться ошибки.
Но если речь идет о концертном исполнении, то тут уже для нот места нет.
 
mvd23Дата: Воскресенье, 27 Декабрь 09, 09:22 | Сообщение # 77
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Статус: Offline
Да, с этим я согласен, готовиться к выступлению надо основательно и не отвлекаться на дополнительные средства, сконцентрировавшись полностью на том, что в звуках и образах глубоко сидит, там уж ноты не помогут, а скорее будут мешать, это высший класс исполнительства, к которому надо стремиться, перевоплощаться и быть самой музыкой.

Да здравствует то, благодаря чему мы - не смотря ни на что!
 
Yura-nskДата: Воскресенье, 27 Декабрь 09, 09:56 | Сообщение # 78
Группа: Заблокированные
Сообщений: 651
Статус: Offline
Quote (прохорыч)
Игра на память необходима для свободы исполнения. Нужно держать в сознании и памяти всю пьесу в целом, чтобы уделять должное внимание ее деталям. Некоторые известные исполнители, которые на концертной эстраде ставят перед собой ноты, играют, тем не менее, на память. Ноты они берут с собой лишь для того, чтобы чувствовать себя более уверенно и противодействовать недостаточному доверию к своей памяти - особому виду нервозности. (...) (в последнем предложении речь шла о Р.Пюньо - прим. Прохорыч)
(...) Но вполне ли вы убеждены что ваша "нервозность" не есть просто другое название самолюбия или, еще хуже, "нечистой совести" в смысле недостаточной технической уверенности? В последнем случае вы должны усовершенствовать свою технику, а в первом - научиться изгонять всякую мысль о своем драгоценном "я", равно как и об отношении к вам слушателей, и сосредоточиться на работе, которую вам предстоит выполнить. Этого вы вполне можете добиться при помощи силы воли и упорного самовоспитания"

Йозеф Гофман очень прав! appl


"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
 
консерваторДата: Понедельник, 28 Декабрь 09, 13:34 | Сообщение # 79
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
Все говорят, что вторую половину творческой жизни Рихтер играл по нотам. Но какое количество он сыграл опусов без нот. Просто огромное. Взять, например, два тома темперированных прелюдий и фуг Баха, которые он играл наизусть. Кстати, сам Рихтер говорил, что первый том он выучил за месяц. Так, что здесь нужна особая мотивация, чтобы отказаться от игры по памяти.
 
прохорычДата: Понедельник, 28 Декабрь 09, 14:02 | Сообщение # 80
Группа: Проверенные
Сообщений: 362
Статус: Offline
Рихтер играл не половину жизни по нотам, а значительно меньше. И мотивация, а Рихтер был не едиственный кто поступал таким образом, скорее всего только одна - с возрастом слабеющая память.
"После омерзительного концерта, который я дал на Музыкальных празднествах в Турени, сыграв восемь из "Трансцендентных этюдов" Листа, и сольного концерта в Японии, когда я испытал приступ страха (выд. Прохорыч) готовясь приступить к исполнению сонаты опус 106 Бетховена, я решил никогда больше не играть без нот" (С.Рихтер. Дневники. Диалоги. Классика XXI, 2005, стр.104)
Далее он признает " Разумеется нелегко сохранять столь же полную свободу, когда на пюпитре лежит партитура."
(там же)
Далее он пытается объяснить преимущества игры по нотам, но выглядит это только как оправдание, каковым и является.
 
консерваторДата: Понедельник, 28 Декабрь 09, 14:12 | Сообщение # 81
Группа: Пользователи
Сообщений: 269
Статус: Offline
Есть видеозапись, когда Рихтер на декабрьских вечерах играл одного Шумана. Так все опусы он играл по нотам, а когда заиграл Токкату Шумана, прям во время исполнения попросил сидящего рядом человека снять с него очки и тот снял. Выглядело несколько комично. Но теме не менее сыграл по памяти. А взять, например, Горовица - он до самой глубокой старости играл по памяти, несмотря на то, что еле ходил.
 
arcangelloДата: Пятница, 08 Январь 10, 05:38 | Сообщение # 82
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Мне кажется, что в вопросе игры СОЛИСТОВ "по нотам или без" прав Хофман и, цитировавший Хофмана Прохорыч. Это правило.
 
doc-ballastДата: Вторник, 19 Январь 10, 11:39 | Сообщение # 83
Группа: Проверенные
Сообщений: 195
Статус: Offline
Однажды, подыгрывая вокалисту на конкурсе, меня спросили, где мои ноты. Я уже давно считаю, что нет никакого смысла держать бумагу, если есть память. Но тогда я ещё был молод и мне пришлось в угоду всем поставить ноты чужие (не помню, какие, одолженные на пару минут у других), так как свои бумажные я оставил за ненадобностью в своём городе.
При махании руками ноты нужны только в случае, если вы не уверены, что знаете, что будет исполнять оркестр. Вспомните Тосканини и связанные с ним анекдоты. Он знал... Я тоже знаю, а кто не знает - пусть пользуется бумагой. (Только не вспоминайте по этому поводу Рихтера - у него другой случай, и, я вам скажу, весьма печальный. Не дай Бог Вам такого, а я приближаюсь к этому)


Уважающий многих - Ballast.
 
ЗемляДата: Вторник, 19 Январь 10, 15:58 | Сообщение # 84
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
А если попытаться посмореть с такой вот неожиданной стороны: память есть, ноты перед глазами не нужны, но ... а мы всё равно делаем коллосаальное усилие над собой ... и ... всё забываем напрочь - ... (есть! получилось!!) - (и зачем?..) - для только одного: чтобы играть всё как в первый раз - по нотам. ...?Так не пробовали ещё? :D

Ведь это будет свежо-свежо - как в первый раз! Как экспромт! Как импровизация! Как чудо, рождающееся прямо здесь, в данную минуту, на глазах у всех!

Сообщение отредактировал Земля - Вторник, 19 Январь 10, 16:00
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Что лучше: играть "по нотам" или "по памяти"? ((вопрос к исполнителям и слушателям живых исполнений))
Страница 6 из 6«123456
Поиск: