Опера-балет в IV действиях с прологом (Париж, 1735). Тулузский манускрипт
Amel Brahim-Djelloul - Hébé, Phani, Fatime
Benoît Arnould - Bellone, Huascar, Alvar
Hélène Le Corre - Amour, Roxane, Zima
Judith van Wanroij - Émilie, Atalide
Anders J. Dahlin - Carlos, Damon, Valère, Tacmas
Thomas Dolié - Osman, Adario
Choir of Opéra National de Bordeaux
Les Talens Lyriques, руководитель Christophe Rousset
В честь 330 со дня рождения и 250 летней кончины Рамо французы устроили музыкальный годовой марафон в его честь (сезон 2013/2014 годов). Открыт сайт, на котором можно следить за новинками. Самое ожидаемое событие - постановка и издание полной версии оперы-балета "Египетские Боги". Кроме того, уже увидела свет другая грандиозная опера "Превратности любви", ожидает представления и "Празднества Полимнии".
В очередной раз прослушивая Галантные Индии не перестаю восхищаться гениальности человека воплотившего в своём творчестве предельные для французской школы характеристики. Танцевальность (она пронизывает каждый номер), песенность и ариозность (где граница между декламацией и песней довольна условна). Только многократно прослушивая арию благородного турка, до меня дошло, что танцевать можно даже во время сольных номеров. Количество и качество музыкально материала в одой опере-балете Рамо превышает таковое у большинства не только его современников, но и просто композиторов всех времён и народов. Именно слушая эту арию, наверное в сотый раз, я понял, что имел ввиду Кампра, когда говорил о том, что в "Ипполите и Арисии" музыки на десяток опер.
Именно слушая Рамо я начал смутно осознавать что такое "абсолютная музыка". Инструментальные и вокальные партии номеров соединяясь открывают высшую творческую одухотворённость. Когда говорят, что Рамо это "французский Бах", то хотят подчеркнуть учёность Рамо. Но Рамо не нужны фуги, для того, что-бы доказывать кому-то собственную исключительность, он и в краткой ритурнели куда более щедр на музыку чем его немецкий коллега. Феномен музыки Рамо невозможен без глубочайших познаний автора не только в теории и практике музыки, но и понимания возможностей оркестра. Оркестр в музыке Рамо - главный коллективный солист, без которого распадается музыкальная ткань.
Видеоверсия постановки Руссе также доступна на Погружении, но я после лицезрения отвисших грудей статисток разочаровался в постановке. Видимо, столь убогая трактовка естественного человека через его выхолащивание - всё на что способны современные постановщики.
Работа оркестраи и солистов на высоте, казалось, после Кристи нечего сказать, но нет, Руссе постоянно совершенствуется в трактовках музыки. Так выход благородного турка получился не ироничным, но трагическим, подчёркнуто серьезным и оттого удивительно сочным.
В целом, Галантные Индии - искусство на все времена. Сугубо гуманистические идеи о всепобеждающей любви и благом человеке, способных преодолеть смерть нашли воплощение в пасторальном действе "расслабленной" эпохи рококо. Виньетки и украшения, однако, не затемняют сути, погружаясь в увлекательные узоры музыки, мы обнаруживаем не попытку скрыть от нас пустоту, но явственно обнаруживаются могучие культурные корни пышной, но отнюдь не праздной изящности.
Запись радиотрансляции с представления из Концертного дома Брюгге от 4 марта 2014 года
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".