Если я не ошибаюсь, на звуковых носителях выходило только два собрания сочинений Шостаковича: советское Собрание сочинений в грамзаписи – на 56 пластинках и Shostakovich Edition от Brilliant Classics на 27 дисках. Ни то, ни другое не претендует на полноту, что, в принципе, неудивительно – наследие композитора очень обширно.
Shostakovich Edition, впрочем, нельзя назвать даже обзорным – отсутствуют прелюдии и фуги, нет опер, вокальных произведений, зато целых два диска занимают камерные симфонии (как известно, это обработки струнных квартетов, сделанные Рудольфом Баршаем).
Советское собрание сочинений тоже не безукоризненно. Нет таких этапных работ, как опера «Игроки», оперетта «Москва, Черёмушки», Фантастические танцы для фортепиано, 24 прелюдии (ор. 34), Сатиры на слова Саши Чёрного. Разумеется, не мог быть опубликован «Антиформалистический раёк».
По той же причине не были включены записи Ростроповича и Вишневской. К моменту отъезда Кондрашина успели выйти 2 комплекта с симфониями в его исполнении. Записи эти не стали изымать из продажи, но виолончельные и скрипичные концерты, записанные при участии Кондрашина, в издание не попали. Об этом можно только пожалеть – ведь солировали Леонид Коган и Наталия Гутман.
Исключение сделали для «Казни Степана Разина» - кондрашинскую запись заменить было нечем. Но имя дирижёра не было указано – ни в буклете, ни на
этикетках пластинки. Точно также поступили и с записями Рудольфа Баршая
(оркестровые версии вокальных циклов). В буклете значилось просто: «Евгений
Нестеренко. Московский камерный оркестр». Персимфанс…
Гораздо трудней понять, по какой причине в советское издание не вошла ни одна пластинка Мравинского, ни одна пластинка квартета им. Бетховена. То, что записи Мравинского в основном концертные – вряд ли весомый аргумент, в Собрании немало «живых» записей.
Но даже если учитывать эти недостатки, виниловое собрание сочинений Шостаковича пока рано называть устаревшим.
Главное его достоинство в том, что основные жанры, в которых работал композитор, представлены достаточно полно. Хотя составители издания при выборе исполнителей были сильно стеснены, откровенно неудачные записи назвать трудно. Так что слушатели имеют возможность познакомиться с творчеством Шостаковича в достаточном объёме и хороших (а то и эталонных) исполнениях.
От начала до конца виниловое собрание не переиздавалось на CDни разу. Зато отдельные записи – неоднократно. Большая их часть была выложена на сайте. Я просто попытался их упорядочить в виде каталога. Мне кажется, в этом есть смысл – ведь тираж издания был не так уж велик – в среднем 4-5 тысяч экземпляров, да и не во всех фонотеках имеется полный комплект.
ЗДЕСЬ можно скачать треклист собрания и проспект подписки.
Все ссылки даны на «живые» посты. Записи, отсутствующие на сайте, выделены серым. Возможно, я что-то упустил. За исправления и дополнения буду благодарен.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Собрание сочинений в грамзаписи
ЧАСТЬ I.
СИМФОНИЧЕСКИЕ И ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Комплект первый
Симфонии №1-7, 9
(7 пластинок)
Комплект второй
Симфонии №8, 10-15
(7 пластинок)
Артур Эйзен, бас (Симфония №13)
Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла
Художественный руководитель Александр Юрлов
(Симфонии №2, 3, 13)
Евгения Целовальник, сопрано
Евгений Нестеренко, бас
Ансамбль солистов академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии
(Симфония №14)
Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижёр Кирилл Кондрашин
Все симфонии Шостаковича в исполнении К. Кондрашина
Дорогой Георгий,спасибо вам за труды,но у меня есть одно уточнение. Аутентичность записи второго скрипичного концерта с Рождественским у меня вызывает некоторые сомнения ещё со времён винила. Премьеру играл Ойстрах с Кондрашиным. Эта запись существует даже в видео варианте,не так давно она была официально издана. Помнится по пластинке,что и запись с Рождественским тоже с концерта. И если я не ошибаюсь (я кажется видел у кого-то из знакомых старую советскую пластинку) самое первое издание этого концерта было опубликовано с фамилией Кондрашина. Фамилия Рождественского возникла в издании Ойстраха "Из сокровищницы",а затем или параллельно (хронологией выпуска этих серий не владею) перекочевала в издание ПСС в грамзаписи.К сожалению ни того ни другого винила под рукой давно нет,но слушая впервые видео запись с Кондрашиным я поймал себя на мысли,что звучит она до боли знакомо и похоже на "рождественскую". И дело не только в Ойстрахе,но и манере дирижёра. Кстати, насколько помню Рождественский не записывался,хоть может и изредка играл с оркестром московской филармонии. Сравнивать по тактам у меня нет времени,но не исключено,что это одна и та же запись,только причина того,что фамилия Кондрашина была удалена всё та же,о которой вы уже написали.
Кстати и дата здесь стоит 1968 год,а с Кондрашиным запись премьеры в 1967 году. Может это и так,а может дата также изменена,чтобы запутать следы.
Возможно я ошибаюсь. Если у Вас есть какие-то сведения об этом буду признателен если поделитесь ими.
Спасибо вам за информацию, с этим концертом действительно могла возникнуть какая-то путаница.
Матричный номер этой пластинки С10-1491-92
В новой (2010) дискографии Шостаковича значится
USSR: Melodiya C10 14091-2 (in third box of Part 1 of Collected Works on Records). D. OISTRAKH (violin), Moscow Philharmonic Orchestra, Gennadi Rozhdestvensky. P Moscow concert 27 Apr. 1968, I 1980 ~ *Reissued on CD—Netherlands: Brilliant Classics 92609 (ten-disc set, mono). P date given incorrectly as 27 Sept. 1968, I 2005.
У записи с Кондрашиным другие номера:
Melodiya D021405-6 (mono) and C01627-8. David OISTRAKH (violin), Moscow Philharmonic Orchestra, Kirill Kondrashin. P 21 Nov. 1967, I 1967 ~ HMV Melodiya ASD 2447. G Mar. 1969 ~ HMV Melodiya ASD 3235 in Set SLS 5058. G Oct. 1976 ~ USSR: Melodiya C10 06907-8 (a 16-minute phone conversation between D. Oistrakh and the composer concerning rehearsal of the work). I 1976d ~ Germany: Melodia Eurodisc 88 665 XPK (in thirteen-record Oistrakh box set). Reissued on CD—France: Le Chant du Monde LDC 278 882 (‘The David Oistrakh Edition’, on second of five discs available singly. I 1987, G Apr. 1988 ~ USSR: Melodiya SUCD 10 00242. I 1991c ~ RCA 74321 72914-2 (two-disc set). I Apr. 2000.
Я, наверное, оцифрую пластинку, чтобы можно было сравнить записи.
Это две совершенно разные записи - по двум причинам. А) Запись с Кондрашиным - студийная, с Рождественским - концертная. В) Резкие отличия в тайминге. Чистое время звучания (Кондр.-Рожд.) - I: 12'37 - 11'51; II+III: 16'57 - 16'01, итого запись с Рожд. на 1'42 короче (я заметил тенденцию, что живые записи как правило и по темпу "живее" студийных, видимо, из-за иного уровня адреналина) . Запись Кондрашина у меня на компакт-диске BMG Classics GD69084 (вместе с концертом №1 с Мравинским) под лэйблом Melodia-Eurodisc (Vol.7 from "David Oistrach - Originalaufnahmen aus der UdSSR"), выпуск 1990. На обратной стороне бокса имя Кондрашина не упомянуто, но в буклете оно есть; указан и год записи 1967 (без даты). В свое время я убедился, что это та же запись, что была выпущена на пластинке Мелодии вместе с телефонным разговором Д.О. с Д.Ш.
Честно говоря, слушать многие композиторские исполнения -сомнительное удовольствие. А вот в списке сочинений Шостаковича пробелы нужно заполнить, неважно в каком качестве, хотя наверняка не всё и записано
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".