"Так выразить беззаветную любовь юной четы, как это пропел, а не сочинил Чайковский в "Ромео”, никому из композиторов не удавалось"
Александр Глазунов
"До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки!"
Николай Андреевич Римский-Корсаков (о теме любви)
"(Тема любви) принадлежит к тем неотразимо чарующим напевам, от действия которых не может освободиться слушатель, каково бы ни было направление его вкуса или настроение его духа"
Герман Ларош
"У Чайковского непревзойденные сюжетные вещи по Шекспиру: "Ромео и Джульетта”, "Буря”, "Гамлет”. <...> Начинаешь читать Шекспира: как начать, где остановиться? Штука огромная. Чайковский не пересказывает сюжет. В его шекспировских вещах сочетание великой гармоничности и внутреннего напряжения."
Дж. Баланчин
"После короткого вступления, порученного духовым инструментам, возникала напряжённая, исполненная глубокого страдания тема, звучащая в низких регистрах струнных. Стенания и вздохи, невыплаканные слёзы, скорбь и горькая жалоба. Но и это ещё только вступление, только рамка для трагедии. Действие начнётся чуть позднее бешеным натиском злобы и ненависти. Зазвенят короткие удары мечей в уличной схватке неукротимых Монтекки и Капулетти, своими раздорами и взаимной местью превращающих мирные улицы Вероны в кровавое поле боя. Всё стихает постепенно, и из чуткой тишины рождается тема любви. В неё вложена такая полнота нежности, такое томление и нега... широко раскидывающаяся светлая мелодия. Пётр Ильич намечает для сопровождения мягкое, словно баюкающее движение, он вводит тихие, вздыхающие звуки валторны, и мелодия становится ещё одушевлёнее, ещё сладостней. Снова врываются тревожные, энергичные звуки схватки. Они нарастают. В ожесточённой, не знающей пощады борьбе гибнут юные герои. Меркнет и никнет тема любви. Под глухие, траурные удары литавр раздаётся вопль отчаяния. Но уже звенит в высоком, просветлённом голосе скрипок тема любви Ромео и Джульетты. Могучие удары всего оркестра завершают увертюру. Борьба не кончена. Борьба продолжается. Любовь победит!"
Ал. Алтаев (М. В. Ямщикова)
Время создания первой редакции "Ромео и Джульетты " - это время знакомства и увлечения Чайковского французской певицей Дезире Арто. Многие исследователи связывают программу этого сочинения с личными обстоятельствами жизни композитора. Возможно, эта связь не совсем прямая, ведь сюжет был предложен Чайковскому. Но это предложение легло на благодатную почву и нашло отклик в душе композитора. Его друг Кашкин так вспоминал об этом времени: "М.А.Балакирев, Чайковский и я были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, на одной из подобных прогулок Милий Алексеевич предложил Чайковскому план увертюры "Ромео и Джульетты", по крайней мере, у меня воспоминание об этом связывается с прелестном майским днем, лесной зеленью и больших соснах, среди которых мы шли"
Музыка увертюры строится на темах, которые олицетворяют основные образы и коллизии шекспировской трагедии.
При жизни композитора увертюра "Ромео и Джульетта" пользовалась большим успехом и у публики, и у критиков. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
П. Е. Вайдман, ведущий научный сотрудник Государственного Дома-музея П.И.Чайковского в Клину
Герберт фон Караян, 1946 год (формат mp3) http://narod.ru/disk/15067224000/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0%2C%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%BD%2C%201946.mp3.html
Михаил Плетнёв (формат ape) http://narod.ru/disk/15067292000/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%B0.%20%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%91%D0%B2.ape.html
Евгений Светланов (формат mp3) (наверняка эта запись есть в выложенной здесь Антологии, но там надо искать по томам; я сделал её отдельно) http://narod.ru/disk/14847171000/01-Romeo%20%26%20Juliet%20Fantasy%20Overture.mp3.html
Другие записи "Ромео и Джульетты", выложенные на Погружении:
Томас Зандерлинг (Новосибирский Академический симфонический оркестр) http://intoclassics.net/news/2009-08-27-8364
Герберт фон Караян,1964 (или 1967) год. Материал участника Juniper http://intoclassics.net/news/2009-03-24-4732
Также она есть в свободном доступе в mp3: http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/romeo.mp3 Клаудио Аббадо (материал участника arkanvlt) http://www.intoclassics.net/news/chajkovskij_quotmanfredquot_nbcso_dir_arturo_toskanini_1953/2009-10-17-9901
Если я пропустил выкладку какого-либо участника - напишите, обязательно добавлю!
Также есть изумительная видео передача Михаила Казиника, целиком посвящённая этой увертюре. Найти её можно здесь (материал участника Aleksandr): http://intoclassics.net/news/2009-04-09-5029
Отрывки из передачи:
"Сейчас я скажу несколько скучных слов и понятий. Скучных для тех, кто никогда не занимался профессионально историей музыки, музыкальными формами. Есть такое понятие - «сонатная форма». У нее есть несколько разделов, скажем Вступление (сейчас будет ещё скучнее), Главная партия, Связующая партия, Побочная партия, Заключительная партия. Вся сонатная форма состоит из трех крупных частей: Экспозиция, Разработка и Реприза. Слышали? А теперь забудьте все это. Музыканты-профессионалы всю жизнь помнят это, играя, а не профессионалы – забудьте. Потому что сегодня вместо «вступление» мы будем говорить «Патер Лоренцо», вместо «главная партия» будем говорить «Смертельная вражда Монтекки и Капулетти»! Вместо «побочная партия» будем говорить «Любовь Ромео и Джульетты», вместо «разработка» будем говорить «Сражение»… Страшный мир Монтекки и Капулетти, мир крови и мир вражды против великой любви мальчишки Ромео Монтекки и девчонки Джульетты Капулетти…"
"Мне безумно хочется, чтобы те, кто могут прожить жизнь и не слыхать этой музыки, получили это шанс. Послушайте эту музыку, потом, без меня, и Вы услышите, Вы услышите больше, чем я сказал. Вы поймёте, что такое сонатная форма, Вы услышите, как вырастает мотив Патера Лоренцо, и превращается в мотив помощи, затем жизни, затем смерти, затем крика, затем хорала! Вы услышите, как вырастает тихая тема Ромео и Джульетты, с "необитаемого острова" становится вселенской! И как вырастает вражда, тема вражды из многоголосных сплетений вдруг становится единой ударной силой и ударяет... в конечном итоге в прямом смысле, потому что китайский гонг там-там....- страшная волна , идущая от этого удара! - этот страшный, мистический инструмент древних китайцев - и он здесь участвует...... Пустота...... Звенящая пустота смерти.... И услышите, как преображаются все темы.... Сад небесный, цветущий, многогранный....
"Из маленького зёрнышка - гигантские сады. Вот чему нас учит обращение к увертюре-фантазии Петра Ильича Чайковского."
Михаил Казиник
Ценнейшие записи Бруно Вальтера и Артуро Тосканини взяты с интернет-фонотеки им. П.И.Чайковского, за что очень ей благодарен. Запись Бруно Вальтера должна где-то быть в lossless-варианте. Если у кого есть - пожалуйста, поделитесь!
Вся информация на этой странице предоставлена Yura-nsk'ом
Зеркало для всех исполнений: http://files.mail.ru/FOM0LWFOM0LWFOM0LWFOM0LWFOM0LWXX
Я особенно был бы рад Караяну-83, Караяну-46 (в lossless) и Кусевицкому. А нет ли Джуллини в хорошем качестве? Может быть, имеет смысл всё это богатство объединить в один пост, который стал бы коллективной работой участников Погружения? Или, если же материалы в разных постах, делать обоюдные ссылки друг на друга?
На торрентс.ру имеется в аудио и видео у Ростроповича, в видео у Орманди, в видео у Светланова, можно подыскать также отрывок видео у Стоковского. В фильме о Рождественском тоже имеется поkyjt видео
Даю зеркало только для четырех исполнений: Бруно Вальтера,Бернстайна, Тосканини и Светланова. Остальные ссылки мне не ухватить (разъезжается страница). Если кто-нибудь подбросит в ЛС, доделаю. files.mail.ru/ABD85H
Спасибо! Но я не могу слушать много исполнений подряд. Идея собрать всё в одном месте заманчива, но всё-таки сайт - не научный каталог, а что-то вроде журнала. Листать его интересно, и пусть новые исполнения добавляются потихоньку в розницу. Кстати, высокую оценку получила трактовка К. Симеонова: http://www.intoclassics.net/news/2010-02-25-14267
Я тоже пришёл в классику во многом благодаря этой Увертюре-Фантазии. Помню, переписал музыковедческий разбор из библиотечной книги. Пытался расслышать на пластинке похоронные литавры после кульминации - и не слышал их, заглушаемые шипением иглы дешёвой радиолы... В 60-70 годы по ТВ часто показывали балет на эту музыку. Стал приглядываться к титрам - оркестр п/у К.Кондрашина. Эта запись запала в душу... Однажды, уже после отставки Кондрашина, с оркестром Моск. филармонии выступил в качестве дирижёра известный скрипач Игорь Безродный. Хорошо сыграли Р. и Дж., в кондрашинском ключе, но дирижёром Безродный так и не стал и исчез с музыкального горизонта...
НОвая ссылка: http://files.mail.ru/FOM0LWFOM0LWFOM0LWFOM0LWFOM0LWXX
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".