Aнглийский искусствовед Вальдемар Янушчак (Waldemar Januszczak) осуществил на BBC2 интересный проект об импрессионистах, состоящий из 4-х фильмов.
Во втором фильме «The Great Outdoors» подробно рассказывается о новом явлении в истории живописи – написании картин не в студии, а на открытом воздухе. Вместе с автором фильма мы как бы перенесемся в виртуальном пространстве и времени и очутимся там, откуда открывались пейзажи знаменитых картин импрессионистов и откуда они набрасывали свои эскизы.
Типичное настроение картин импрессионистов – покой, оптимизм: у Ренуара – прогулки на лодках, катание на качелях, красивые девушки, ланчи, Бужеваль, сцены танцев; в работах Моне - задумчивые пруды, солнечные пейзажи, где повсюду разлиты безмятежность и счастье; у Писарро – счастливые крестьяне, весело работающие в полях, залитые солнцем старые церквушки, даже от изображений холодной зимы веет теплом…
Может показаться на первый взгляд, что достижение этого легкого счастливого настроения тоже было приятной забавой, веселой игрой. Но за этой легкостью стоял тяжелый труд художника.
Страстью Моне было изображение воды. Ее изображение было настоящим вызовом – ведь она каждый момент разная. Чтобы постоянно быть у воды, он сам построил «плавучую студию» и проводил в ней целые дни, сопровождаемый женой Камилой. Настоящий денди, Моне был всегда одет при этом в элегантную, ослепительно белую рубаху ручной работы, с манжетами и рюшами!
Изображать своих подружек, семью - никто до импрессионистов этого не делал. Они стремились быть в гуще жизни, рисовать там, где находились, и из каждодневной жизни сделать подходящую тему для искусства. Большинство из них были бедны и не могли себе позволить дорогие модели, а быть на реке, наблюдать людей – было совершенно бесплатно!
В поисках подходящих пейзажей импрессионисты невольно стали большими путешественниками и в этом им помог развивающийся в конце XIX века ж.д. транспорт. При этом ими были изобретены многочисленные гаджеты и экипировка для работы, где каждый предмет имел свой глубокий смысл.
Фрагонар. На Качелях 1767 Ренуар. Качели 1876
Писать пейзажи на пленере тяжело, но еще труднее рисовать людей не в студии. У Ренуара были амбиции схватить настроение современного ему Парижа, запечатлеть богему, любовников, отдых, так, как это происходит в жизни. Для этого он обустроил студию с удобным садом на Монмартре – вдали от властей, от старых правил – где проживало небогатое население, но где было весело. Здесь Ренуар уговаривал самых красивых девушек Монмартра попозировать ему. Он любил проводить выходные в западном пригороде Парижа Бужевале, понаблюдать за танцующими и самому потанцевать.
Картины, созданные Ренуаром в этот период – не просто полотна о развлечениях, отдыхе, веселье, но важное заявление о социальных изменениях в обществе: новыми героями картин были не генералы, не императоры, не церковные служители, а работающие девушки, простые современные парижане. Если раньше воскресенье было посвящено посещению церкви, то теперь выходные были днями выхода в свет, катания на лодках, веселья, танцев, обедов, это дни, когда можно и нужно выглядеть красиво – себя показать и на людей посмотреть.
Стоя в центре площади Moulin de la Galette, при этом в одной руке сжимая юркого соболя, а другой рукой удерживая на поводке хрюшу, Вальдемар Янушчак еще раз рассказывает о технике работы с круглой мягкой и с плоской жесткой кистями. Он называет свинью лучшим другом импрессионистов, т.к. именно жесткая плоская кисть из свиной щетины произвела в конце XIX века революцию в технике живописи – импрессионистами, по сути, был изобретен новый язык.
Снег был особой страстью импрессионистов. Первое, что их привлекало – это красота снежных видов. Но чем пристальнее рассматриваешь их зимние пейзажи, тем отчетливее видишь их многочисленные эксперименты с тенями на снегу. Благодаря автору фильма мы тоже станем участниками эксперимента - магические вещи, происходящие на холстах импрессионистов, Вальдемар Янушчак проделает на наших глазах на настоящем снегу!
Больше других импрессионистов экспериментами со снегом увлекался Писсаро. Он любил изображать снежные рождественские виды Pontvoise (предместье Парижа), где он прожил 17 лет. Но самым главным достоинством Писсаро было великодушие.
А вот самым упрямым, эгоистичным, непокладистым среди импрессионистов был Сезанн. Он участвовал только в трех (из восьми) выставках импрессионистов. Затем он поссорился с Писсаро, что было типично для него – он ссорился со всеми. Сезанн начинал как автор странных мрачных портретов с большими не очень привлекательными ню. В 1886 г. он уехал в свой дом в Экс-ан-Провансе, замкнулся там от парижского артистического мира и полностью посвятил себя написанию пейзажей, преимущественно своего дома и его окрестностей. Он располагал в своем доме большой студией. Здесь он сделал самые революционные картины в истории искусства, используя самые простые предметы. Всё, что ему было нужно – это пакет яблок и новый способ смотреть на них.
Середина XIX века была временем многочисленных оптических исследований и открытий. Так английский ученый Чарльз Уитстон в 1848 г. впервые описал механизм получения объемного изображения парой человеческих глаз. До него никто не задавался вопросом, почему у человека именно два глаза. Сезанн был очень увлечен этим оптическим открытием и много экспериментировал в своей студии, добившись потрясающей объемности предметов и пейзажей в своих полотнах.
В свою очередь Моне много экспериментировал с дымом паровозов на парижском вокзале Сен-Лазар, посвятив этой теме целую серию из 12 картин.
Пожалуйста! Вальдемар, прочтите внимательно мой текст выкладки. Этот текст - дословный перевод примерно 75% того, что Янушчак говорит с экрана (с сохранением его лексики, настроения) или же обобщение его определенного высказывания, сюжета. Я специально сопровождаю эти выкладки подробным текстом для тех, кто не вполне понимает разговорный англ. яз. Надеюсь, что текст выкладки будет Вам полезен.
Спасибо большое! Уважаемый Валерий, с Вашего позволения, я добавлю Вашу ссылочку в мои посты с импрессионистами?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".