Во втором фильме английского искусствоведа Вальдемара Янушчака об импрессионистах мы увидели природу, наблюдаемую и запечатленную новым способом. Но для импрессионистов было также важно оставаться внутри и наблюдать людей, как и выходить на пленэр и наблюдать пейзажи. Как и другим портретистам своего времени, им было интересно не только то, как люди выглядят, но их также увлекал их внутренний мир.
Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917
был очень тяжелый человек, высокомерный, вечный холостяк и гениальный художник. Сын богатого банкира, он получил совершенно традиционное образование в Школе изящных искусств и, всё предполагало, что он будет писать совершенно традиционные картины. Но с самого начала он оказался бунтарем.
он создал, будучи ещё совсем молодым человеком. Семейный портрет, который может показаться традиционным - элегантным и степенным, отражает глубокий разлад в семье: Лаура, тетка Дега, ненавидит своего мужа, барона Дженнаро Беллелли, богатого банкира. В момент написания картины она беременна третьим ребенком, но какой невеселой, несчастной она выглядит и как далеко она стоит от барона, представленным спиной к зрителям (хотя по закону жанра того времени величественной фигуре главы семейства надлежало находиться в центре композиции!). Дега с огромным психологизмом рассказал о глубоком женском и семейном несчастье.
В 1857 г. в Longchamp под Парижем, в сердце Булонского леса, открылся первый во Франции ипподром. Скачки были новым способом времяпровождения и сразу же стали хитом публики. И туда, куда идет новая публика, быстро приходят современные художники. Дега любил лошадей. Он искал новые темы для живописи и, конечно, не мог упустить Longchamp. В это же самое время английский фотограф Эдвард Майбридж был занят разгадкой секрета конского галопа. Для этого он проделывал многочисленные эксперименты, установив камеры на пути галопирующего всадника и, получив в результате моментальные снимки по мере прохождения определенной дистанции. Майбридж также фотографировал танцующих женщин, кружащихся, изгибающихся. На первой же лекции о своих экспериментах, прочитанной Майбриджем в Париже, присутствовал Дега. Фотографии Майбриджа имели огромное влияние на художника, но таким образом, которого никто не мог предположить! Дега сделал многочисленные скульптуры лошадей из воска, которые никогда никому не показывал (были найдены после его смерти). Его интересовала не грация лошадей или их сила. То, что он изобразил, было нечто странное, безобразное, изгибающееся… Это был совершенно новый способ понимания движений животных. Он применил его и к изображению людей, в основном женщин. Дега смотрит на модель под экстравагантным, невероятно острым углом зрения, чего раньше в живописи никто не делал. Общая реакция современников на его изображения обнаженных изгибающихся распростертых актрис и проституток, которых он заставлял принимать некрасивые, неграциозные позы, была – умышленное оскорбление женщин. Янушчак, однако, видит в этом нечто другое – открытие художником эмоциональности человеческих движений и новый способ смотреть. Это была новая история ню. Всем известно, что импрессионисты изобрели новый пейзаж, но они также изобрели и новую ню.
(В Лондоне только что прошла выставка под названием «Дега и балет»:
Мы воспринимаем Древнюю Грецию как колыбель цивилизации. Однако в отношении к женщине позиция древнегреческого государства мало отличалась от позиции современного Талибана: женщины не могли свободно выходить из дома, участвовать в голосовании, наследовать, получать образование и т.д. Единственный древнегреческий город-государство, где к женщинам относились как к равным и воспитывали их, чтобы быть сильными и независимыми, как юноши, была Спарта. Интересно, что первоначальное название картины было «Спартанские девушки провоцируют юношей». Это именно то, что и показано на картине - девушки приближаются к юношам и те не знают, как на это реагировать - мы видим изумительную смесь различных чувств на их лицах. Напряжение между юношами и девушками на картине символизирует борьбу между прошлым и будущим. Янушчак считает «Юных спартанцев» римейком знаменитого шедевра Давида «Клятва Горациев». Дега определенно использует его композицию, но можно заметить, что спартанские девушки выглядят и смотрят точно также как и тоненькие современные девушки с Монмартра, гораздо более естественные, свободные и живые, чем давидовские холодные римляне. В битве реальностей современный мир победил.
Вместе с автором фильма мы посетим магазин пастелей «Pastel’s de Roché» в Париже – те же пастели, предприятие той же семьи, на том же месте, что и во времена Дега. Мы услышим интересный рассказ о составе и свойствах этих волшебных палочек, с помощью которых можно достичь божественных эффектов,особенно, когда они оказывались в руках Дега.
Наиболее интенсивное исследование женщин у Дега проходило все-таки не в ванной, а в ложе театра, откуда он обожал смотреть балет. В 1875 г. открылся новый театр Опера Гарнье в Париже и быстро стал местом посещения VIP персонами. (Не упустите возможности полюбоваться его интерьерами, следуя за рассказом Янушчака!). Типичным для буржуа тех времен было провести в театре пару вечеров в неделю – не столько, чтобы насладиться пением или танцем, сколько почувствовать себя в раю в роскошных ложах и показать себя. Балетный спектакль в 19 в. был одним из немногих мест, где мужчины могли наблюдать красоту женщины, не будучи в этом замеченными. Дега не мог жить без балета. В своих полотнах он смотрит на танцовщиц чаще всего из ложи вниз. Интересно, что он никогда не рисовал балетных звезд, прима-балерин, наоборот, он предпочитал рядовых танцовщиц, кордебалет, студенток – «балетных крыс», как их называли. Он не только рисовал их. В 1881 г. он потряс всех, представив на 6-ой выставке скульптуру под названием «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» («La Petite Danseuse de Quatorze Ans») http://www.histoire-image.org/pleincadre/index.php?i=1028
Она была шокирующе реалистичной – сделанной из раскрашенного воска, с настоящими волосами, настоящей одеждой, пуантами и, даже с настоящим бантом в волосах. Моделью была типичная «балетная крыса» - Marie van Goethem родом из Бельгии, студентка балетной студии при театре. Позиция, изображенная на скульптуре, очень трудная, неестественная. Это не была танцевальная позиция или позиция экзерсиса. Тогда что это? Это танцовщица, которая НЕ танцует, застыв в ожидании. Девочка некрасива, не грациозна. Критики были сбиты с толку. Они были круты в своих отзывах – «эта девочка изображена как настоящая крыса, выставившая морду вперед, чтобы укусить!». Они обвиняли Дега в намеренном представлении девочки как дикого животного, а на ее лице находили знаки порочности и отпечатки всех мыслимых грехов.
Есть подозрения, что критики были не далеки от истины в отношении замысла Дега.
(Бронзовая копия скульптуры Дега продана в октябре 2011 на аукционе Sothbey’s за 19,2 млн. долл. Новый владелец – японский специалист по импрессионизму Yasuaki Ishizaka)
Дега был завсегдатаем темных и приватных буржуазных мест – входов в спальни, театральных лож… Чего мы не увидим у него, так это театра улиц. Для этого следует обратиться к одному из самых проницательных среди импрессионистов:
Кайботт сделал свое состояние на снабжении французской армии одеялами. Чем хуже становились дела на фронте, тем богаче он становился. Далее он превращал деньги в недвижимость. Старший сын в семье, сначала он попытался стать адвокатом, затем инженером, но искусство пересилило, и он стал импрессионистом. Кайботт был настолько богат и изнежен, что всюду возил всю свою студию в специально спроектированной карете, запряженной лошадьми.
В районе Моста Европы в Париже возник новый ж.д. перекресток - выход из Парижа во все уголки Европы. В своей картине «Мост Европы»
Кайботт показывает новую буржуазию, прогуливающуюся по новому мосту, извлекая новые возможности; задумчивый рабочий мечтает о другой жизни, глядя на проходящие поезда, о чем-то ещё…- всё было возможно на Мосту Европы, но… только в мечтах!
была создана совсем недалеко от этого моста – на Дублинской площади. Здесь опять нувориши прогуливаются по новым местам Парижа, под новыми каплями дождя. И каким свежим, чистым выглядит сейчас город! Каким он кажется открытым, воздушным и свободным!.
Перспектива картины определенно преувеличена, чтобы сделать ее более драматической, представить Париж выше, больше, чем он на самом деле – Кайботт смотрит наверх и расширяет угол обзора, получая эффект, который Янушчак смачно называет «кайботт эффект». Художник любил необычные ракурсы с глубокой, драматической перспективой.
Одна из его самых поразительных картин была представлена на 2-ой выставке в 1876 году. «Паркетчики» («Les Raboteurs») – напряженная, загадочная картина с великолепной перспективой и гибкими драматическими позами:
http://www.theartwolf.com/articles/impressionism/caillebotte-raboteurs.jpg В 1874 г. умер отец художника, оставив сыну баснословное состояние. Кайботт был занят переоборудованием новой студии на верхнем этаже только что приобретенного дома. Что происходит на картине? Рабочие соскребают старое покрытие пола будущей студии художника скребком или рубанком, проделывая на досках продольные полосы. Из фильма Янушчака вы узнаете ответ на два интригующих вопроса:
1) Почему на полу делаются длинные продольные полосы, а не идет зачистка по отдельным участкам поверхности?
2) Зачем вообще скрести пол будущей студии, если он находиться в отличном состоянии?
Эта картина - о новых героях современной жизни. Кайботт попытался сказать нечто о новом искусстве: старая живопись была искусственной, неестественной, темной и покрытой толстым слоем лака, а новое искусство импрессионистов – естественное, правдивое и наполнено светом.
Моризо, Кассет и Бракемон были первой группой женщин в импрессионизме. Автор фильма уделил им несколько минут своего рассказа, признаваясь, что считал раньше их картины слишком домашними, женственными, слащавыми, но теперь изменил свое мнение. И раньше здесь и там появлялись женщины-художницы. Импрессионизм же был настолько прогрессивен, что призвал в свои ряды сразу целую банду художниц. Это был новый голос в искусстве.
Поль Гоген (Paul Gauguin) 1848-1903
Многие знают его в основном по периоду творчества на острове Таити (Океания), забывая, что когда он покинул Париж, ему было уже 43 года, большой кусок его карьеры был уже позади и именно в первой части своей артистической карьеры Гоген был импрессионистом. Он выставлялся на 5-ти выставках из 8-ми – больше, чем Ренуар и такое же количество выставок как у Моне.
Поль Гоген. Спящий малыш. 1882
Изображение людей Гогеном очень специфическое, интимное – здесь он раскрывается как любящий отец, отец семейства, заботливый к своим близким. Его изображение семьи наполнено особой атмосферой. Картина Гогена «Спящий малыш» была выставлена на 7-ой выставке в 1882 г. и произвела глубокое впечатление. Это его спящая дочь Алин. Никто раньше так не писал спящего ребенка – какая нежность, какая теплота и очевидная семейная любовь!
Со своей будущей женой датчанкой Гоген познакомился в Париже, где она работала преподавателем, а он был успешным биржевым брокером. Она мечтала о респектабельной жизни в красивом доме и, когда Гоген бросил бизнес в угоду занятиям живописью, она не могла перенести бедность, перед лицом которой оказалась их семья. Она бросила его и уехала с детьми в Копенгаген. Гоген был разбит. Он последовал за ней, надеясь уладить дело. Здесь он пытается найти работу. У Гогена было столько талантов и в скульптуре, и в живописи, и в керамике, и в печатном деле, а он должен был работать агентом по продажам! В это время он опять начал рисовать, замерзшими пальцами воспроизведя холодные местные пейзажи – первая попытка импрессионизма в Дании. Здесь он также создает свой автопортрет (1885) http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Self-Portrait_by_Paul_Gauguin%2C_1885.jpg
Гоген оставался в Копенгагене 6 месяцев до того, как семья жены полностью отвернулась от него и попросила его уехать. Он был для них недостаточно респектабелен, надежен, богат. Гоген спешит обратно в Париж. Нокаутированный своей семьей, он никогда больше не был лояльным мужем и отцом.
В это время импрессионисты готовились к своей 8-ой и последней выставке. Что произошло дальше, вы узнаете в 4-м фильме, где рассказывается о конце импрессионизма.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".