Aнглийский искусствовед Вальдемар Янушчак (Waldemar Januszczak) осуществил на TV BBC2 интересный проект об импрессионистах, состоящий из 4-х фильмов. В фильме «Gang of Four» он исследует историю ключевых фигур, стоящих у истоков импрессионизма – Писсаро, Моне, Ренуара и Базиля. Представляется замечательная возможность побродить вместе с автором по многочисленным музеям, улицам и переулкам Парижа, а также перенестись в другие города и веси, где жили, учились и творили художники-революционеры.
В фильме хорошо рассказано о тех революционных событиях, которые сделали импрессионизм возможным и полностью изменили мир живописи:
В 1841 г. американский художник Джон Ренд запатентовал «усовершенствованный сосуд для хранения краски» - тюбик. Янушчак демонстрирует процесс приготовления красок и их хранение в свиных пузырях до этого изобретения. Тюбик изменил всё - это был эффект освобождения. Именно недорогие краски в тюбиках, готовые к употреблению, стали идеально подходить для работы на пленэре. Тюбик сделал импрессионизм возможным.
Импрессионисты стали использовать кисти с металлическим ободом, т.е. плоской формы, а не круглой, как это было до них. Именно плоская кисть сделала живопись «быстрой», отзывчивой, живой, чувствительной. Художник мог теперь запечатлеть мгновение, движение, отразить игру волн, морщинки, блики на воде и т.д.
Старомодные художники использовали громоздкий мольберт, годящийся только для работы в студии. Импрессионисты стали использовать легкий переносной мольберт для работы на пленэре.
Начиная с 1853 г. в Париже начались грандиозные работы по кардинальному переустройству города под руководством архитектора Haussmann, задуманные императором Наполеоном III (племянник Наполеона I). Результатом многолетних работ стал современный облик Парижа. Если для жителей переустройство города было кошмаром, то для импрессионистов такая атмосфера обновления была очень благоприятной.
Лондон также сыграл важную роль в судьбе импрессионистов. Моне и Писсаро перебрались туда во время франко-прусской войны 1870-71 гг. Английские ландшафты оставили большой след в их творчестве.
Камиль Писсаро (1830-1903), первый еврей-художник (как утверждает автор); нарушил табу, т.к. еврейская религия запрещает изображения (в синагогах нет ни картин, ни скульптур). Он был самым уважаемым в среде импрессионистов, хотя и не самым знаменитым. Писсаро был тем клеем, который удерживал импрессионистов вместе. Он единственный из художников участвовал во всех 8-ми выставках импрессионистов.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), в 14 лет был отдан в учение в парижскую мастерскую по росписи фарфора. Он настолько быстро и хорошо освоил это ремесло, что быстро заработал на дом для своей семьи. Опыт этой работы оказал огромное влияние на Ренуара-импрессиониста.
Клод Моне (1840-1926), свое творчество начинал как художник-карикатурист и очень в этом преуспел – известным парижанам нравились остроумные карикатуры на них. Моне заработал на этом ремесле кучу денег и стал подумывать, не стать ли настоящим художником. Впервые познакомился с Писсаро в парижской студии l’«Académie Suisse».
Фредерик Базиль (1841-1870), очень высокий, очень застенчивый и очень талантливый. Настолько талантливый, что автор выражает предположение, что Базиль мог бы стать первым среди импрессионистов, если бы не был убит во время франко-прусской войны 1870 г. По замыслу родителей он должен был стать врачом, но провалился на экзаменах и примкнул к Писсаро и Моне в студии l’«Académie Suisse». Именно Базиль предложил организовать группу близких по духу художников.
Первая выставка 30-ти художников - в то время группа имела название «Société anonyme des artistes, peintres, sculpters, graveurs, etc.» - состоялась 15 апреля 1874 г. в Париже по адресу Бульвар Капуцинов 35, в шикарной студии модного парижского фотографа Nadar.
Публике и критикам казалось, что выставленные работы не закончены. Один из критиков написал сатирическую статью под названием «Выставка импрессионистов», используя название картины Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), высмеивая его. Позже название «Импрессионисты» закрепилось за этой группой художников.
Английский язык без субтитров.
Уважаемый Валерий (Valerm) предоставил ссылку на английские субтитры:
при незнании языка и поверхностном подходе к теме, меня подкупает експрессия подачи материала. Увлекает динамика, этот калейдоскоп бытовых деталей в сочетании с яркими мазками Мастеров, удачная подборка музыки. И сложилась у меня к концу просмотра убежденность, что так и надо подавать импрессионизм - на уровне сиюминутных впечатлений, мимолетностей.
Вы хорошо подметили, что Янушчак выдержал стиль и сам видеоряд фильма напоминает динамичные мазки импрессионистов. Что касается языка, то я специально почти дословно перевела ключевые для понимания канвы рассказа высказывания автора, остальное - просто смотреть.
Пожалуйста!! Обязательно продолжу выкладку всей серии. Здесь мне требуется немного больше времени на подготовку, т.к. хочу попереводить основные моменты рассказа и тем самым облегчить просмотр без субтитров.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".