Недооценённые и забытые композиторы - Страница 13 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Недооценённые и забытые композиторы
FurtwanglerДата: Понедельник, 15 Августа 11, 16:07 | Сообщение # 181
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Quote (прохорыч)
Ну тогда просто мы уже говорим о "любимых авторах". »


Отнюдь.Я люблю далеко не всё, что мне интересно.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
EärendilДата: Понедельник, 15 Августа 11, 16:18 | Сообщение # 182
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
"И? Многие плачут от "По тундре" после стакана горькой".

***
О да! Так оно и есть!
Но Эарендил знает что ответить. Вся суть вопроса сводится к двум вещам. Первая вещь - это факторы, котоорые влияют на слушателя помимо музыки. Стакан горькой является могучей силой , способной самостоятельно влиять на сознание и слёзы. Вторая вещь - это содержание слёз, света и катарсиса, который испытывает человек. Слёзы могут быть не светлыми. Слёзы могут быть не самыми добрыми! Слёзы могут быть не очищающими! Слёзы могут быть раздражительными. Слёзы могут быть без надежды и без веры. Человек может не знать другой музыки , и ему будет не с чем сравнить. Эарендил же знает музыку Баха и помнит свои впечатления и эмоции , и потому имел в тот миг внутреннее право поставить их рядом, как бы не велика была разница в масштабе личностей. Да!! Это называется честностью перед самим собой и открытостью , и ещё непосредственностью восприятия.

Но если вдруг, хоть когда-нибудь, в мире объявится такой герой, который скажет нам всем, что после прослушивания "По тундре" получил невероятной силы впечатление и слёзы очищения , и если этот человек искренне заверит нас всех , что он знает и любит музыку Баха - то для себя самого он будет прав.
 
legoruДата: Понедельник, 15 Августа 11, 16:54 | Сообщение # 183
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
Извините, конечно, но весь этот теоретический трёп ничего не стоит, когда сталкиваешься с ситуацией, которую в двух фразах описал Сен-Санс: 'Как устоять, когда слышишь? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут'? И тп
А у Эарендила странная привычка говорить о себе в третьем лице и равнять всю музыку по Баху. Ни одного забытого имени, а Бах в пятый раз. Эарендилу нужно исправляться. А то получится как с Колумбом - приставал к берегу Америки энное кол-во раз, а думал что в Китае. Оглядывайтесь по сторонам, а то останетесь с носом - жизнь без открытий скучна :)


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!

Сообщение отредактировал legoru - Понедельник, 15 Августа 11, 16:54
 
EärendilДата: Понедельник, 15 Августа 11, 18:27 | Сообщение # 184
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
'Как устоять, когда слышишь? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут'
"жизнь без открытий скучна"

***

Хороши слова Сен-Санса! Вы молодчина , Олег, что привели их. Спасибо за это. Проста и справедлива также и следующая мысль про открытия.
Эарендил любит одно чудное занятие - запускать вертолётики клёна. Они восхитительны! Весной они всходят, летом набирают живительную силу и вкусно мягко пахнут. Осенью засыхают, становятся жёлтенькими, и сухими, и в это время года у них самые-самые высокие полётные качества! И висят они на клёнах всю зиму, весной же очень-очень быстро обновляются на новые, что почти не успеваешь соскучиться. Совсем недавно Эарендил обнаружил клён, на котором росли не обычные зелёные вертолётики, а изумительной красоты красно-зелёные, розово-зелёные, бордово-зелёные!! Признаться, очень счастливое открытие, удивительная красота.
А вчера было ещё одно удивление. В деревне есть милая собачка. Её молодой щенок не давал до себя даже дотронуться, очень боялся. Когда же я подошёл к отдыхающей на солнышке маме, и пообщался с ней , щеночек сам к нам подошёл и после этого с большим-пребольшим удовольствием дал себя погладить. Весь страх у него исчез! Какие умные, добрые животные. Чудесен мир, в котором мы живём. Открытия в музыке, в природе - везде, главное открыть себя!

Николай Гумилёв:
Есть Мир, есть Бог. Они живут вовек.
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
 
АврелийДата: Понедельник, 15 Августа 11, 20:41 | Сообщение # 185
Группа: Проверенные
Сообщений: 389
Статус: Offline
Quote (legoru)
у Эарендила странная привычка ... равнять всю музыку по Баху. »

А по-моему, так ничего странного! Нет ничего естественнее, чем «поверять» любую музыку Бахом: это всё равно, что дышать чистым воздухом… Потому что Бах, как ни крути, наивысшая точка отсчёта в искусстве музыки на все времена для многих, и Вы это прекрасно знаете, Олег: сами признавались (хоть и не любите его). Нет в мире ни одного композитора, кто был бы одарён больше Баха и нет ему равных по запредельной высоте и необъятности всего того, что легло в основу его переживаний в музыке: Бог и общение с Ним, священная история, "музыка сфер", "вселенский код"… violin piano


Музыка должна служить пробуждению души или хвалой Господу. В противном случае она превращается в монотонный шум или в дьявольский визг. /И.-С. Бах/
От сердца это исходит и к сердцу должно привести. /Л. ван Бетховен/
 
legoruДата: Вторник, 16 Августа 11, 00:41 | Сообщение # 186
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
А по-моему это очень даже странно, и даже неприлично - особенно в этой теме. Баха я люблю, как и все, и список моих любимых композиторов вообще не слишком длинный, но никогда их музыка не будет для меня единственным мерилом - это слишком плоско и одномерно, а мир искусства этого не терпит

Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
kubraДата: Вторник, 16 Августа 11, 01:09 | Сообщение # 187
Группа: Проверенные
Сообщений: 576
Статус: Offline
Quote (прохорыч)
"Сижу пью чай, стучатся. Открываю. Спрашивают - ты за Мао или за Хрущева?". »

Другой пример: "Василий Иваныч, ты за большевиков али за коммунистов?" (с) crazy


Бог в помощь! (с)
 
legoruДата: Вторник, 16 Августа 11, 05:57 | Сообщение # 188
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
я за Интернационал! :) В

А вы перечисляйте, поимённо. Кто они - непризнанные, на которых стоит обратить внимание. А то замуровали товарищей в архивах и народ их не знает, только профессионалы, да и профи не знают.
Совсем недавно открыл Форе - слушал, конечно, но долгое время не понимал почему он для французов композитор первого ряда, озарение пришло не внезапно, а постепенно. За год я его окончательно раскусил, познал истоки его вдохновения - музыку добаховских эпох, григорианские напевы и французскую песню и теперь окончательно, что называется - в теме и моя совесть перед французской музыкой чиста piano


Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
 
прохорычДата: Вторник, 16 Августа 11, 16:16 | Сообщение # 189
Группа: Проверенные
Сообщений: 368
Статус: Offline
Ну, однако, Форе непризнанным все же вряд ли можно назвать. Кстати, любопытный факт рассказывал Корто. Он как-то принес Сен-Сансу на урок очередную свою ученическую работу по композиции, "Benedictus". Сен-Санс все это дело посмотрел и сунул себе в карман сказав - "оставьте мне это, я что-нибудь из этого смастерю". И действительно смастерил, первую тему для своего второго ф-ого концерта. Вот тут недавно записью любопытной поделились, посмотрите, может заинтересует. Мне лично понравилось. В целом. Неплохой шурш. Тоже кстати забытое имя. Исполнителя имею ввиду.
 
FurtwanglerДата: Вторник, 16 Августа 11, 16:24 | Сообщение # 190
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Quote (прохорыч)
Я бы вообще был бы очень осторожен с этим словом - "великий". Даже не уверен, нужно ли вообще иметь такой ранг. Но это опять же получится общефилософская тема. »


Я всё-таки думаю,что вы неправы.И здесь я полностью согласен с Топтыгиным,что отсутствие иерархии это путь к разложению и уничтожению. А в искусстве к потере качественного критерия. Если например такие в целом неплохие композиторы как Хассе или Зеленка равны гениальному Баху,Кожелух Моцарту,а Рис Бетховену,то значит действительно нет плохой музыки вообще.

Я не понимаю позицию тех, кто рассуждает с точки зрения - "вот мы хвалим Шостаковича,а вдруг потомки скажут,что его музыка барахло и нас сочтут глупцами,поэтому давайте не будем называть его гением,а всего лишь выдающимся и на всякий случай рядом с ним перечислим ещё с десяток фамилий композиторов,музыку которых мы и сами не любим,но чтобы нас не сочли за невежд.Да и с Моцартом,чтобы не ошибиться давайте скажем,что никакой он не гений,а тырил он у современников их приёмы,а сам по кабакам шлялся и скромно умолчим,что Дон Жуана написал Моцарт,а не Розетти".

Я же предлагаю не рассуждать с точки зрения вечности,а с позиции здесь и сейчас и не переживать по поводу - вдруг мы ошибёмся.Если ошибёмся нас подправят в будущем.

И ещё есть один момент.Я не верю во всеядность.Всеядность признак отсутствия вкуса и подлинного интереса к прослушанному ибо те,кто заявляют,что мне скучно возвращаться к одним и тем же сочинениям,воспринимают музыку исключительно как некие бессмысленные звуковые конструкции,поэтому они бесконечно ищут новые звуковые впечатления,которые в свою очередь для них не несут никакого содержательного начала. Получается погоня за пустотой. Мне ближе позиция таких людей как Мравинский,который лет в 80 рассматривая в лупу партитуру Пятой Чайковского,которую согласно его биографам он играл чаще всего в своей жизни, на вопрос "Зачем он это делает?" ответил "Смотрю не пропустил ли я какой нибудь точки". По моему, в музыку можно погружаться не только вширь,но и вглубь. Второе гораздо труднее, но не менее интересно.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...

Сообщение отредактировал Furtwangler - Вторник, 16 Августа 11, 16:49
 
прохорычДата: Вторник, 16 Августа 11, 16:49 | Сообщение # 191
Группа: Проверенные
Сообщений: 368
Статус: Offline
Мы сейчас уже больше рассуждаем не о "недооцененных" композиторах, а о том, надо ли их вообще замечать в сиянии общепризнанных светил. Иерархия иерархии рознь. Потом точно также можно создать иерархию в иерархии и т.д. Получится иерархическая элита и все это сузится до 10, в лучшем случае, композиций у одного избранного автора, и у каждого такой автор будет свой. Я утрирую, разумеется. Широкий кругозор - не всеядность. А если я, скажем, начну рассуждать с моей личной позиции здесь и сейчас, "по гамбургскому счету" - тогда можно перестать вообще слушать музыку. Тогда же можно и вовсе не рассуждать с каких-то общих позиций и мы сойдем до разговора о личный предпочтениях. Мы тут идем уже по второму кругу. Пример Мравинского скорее имеет отношение к исполнительству. Я не думаю что кто-либо станет оспаривать правильность его подхода к делу. Можно добавить к этому также что иногда даже ни одна непропущенная точка не дает гарантии к гениальному исполнению. Вширь, вглубь - все пропорционально должно быть. У Маргулиса кажется было - "Шиндлер писал что Бетховен в поздние годы ощущал свои произведения заметно медленее чем 10-15 лет назад. Вопрос, когда Бетховен ошибался в выборе правильного темпа?" Это опасная тема, потому как вплотную подходит к вопросу был ли самому автору известен приписываемый ему авторский замысел? Сколько этих замыслов было? Какой из них сохранился? Какой из них дошел бы до наших дней если бы автор вернулся бы к произведению и внес изменения? Хотим мы того или не хотим, хочет того или нет сам автор, кто бы он ни был, произведение не останется как нечто застывшее в веках. Оно обязательно будет меняться, под влиянием тех же исполнителей, которые вовсю будут именно стараться сохранить авторский замысел. Тут как не вспомнить Ант.Рубинштейна, который говорил все тому же Корто, когда тому было лет 14, что "Бетховена надо не исполнять, его надо каждый раз заново создавать." Поэтому "вглубь" это тоже еще вопрос, вглубь чего? И тут кстати также возможно появление иерархии которая вполне может ограничить понимание произведения. Бесспорно, отсутствие иерархии приведет к анархии. Вы предлагаете сравнивать композиторов, я же предлагаю искать наилучшее у композиторов. В этом разница. Мне кажется Вы больше идете от позиции отрицания. До известной степени я понимаю о чем Вы говорите и что Вам далека мысль о том, что на "одну доску" можно поставить Риса и Бетховена. Но я не уверен что на эти "доски" вообще надо кого-то ставить. И может так быть, что именно преувеличенное почитание иерархии (я опять же не говорю что надо низвергать авторитеты в помойную яму) может привести к потере творческой инициативы. Так, до известной степени произошло и в наше время. Мне совсем не близка идея видеть время, и музыку в этом времени, застывшими, с отправной точкой сегодняшнего дня. Мне кажется более правильным видеть и время и музыку в движении.
 
EärendilДата: Вторник, 16 Августа 11, 17:30 | Сообщение # 192
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
"Преувеличенное почитание иерархии может привести к потери творческой инициативы".

***
Лаконичная и необычно тонкая формулировка, Юрий Прохорович!. Спасибо!
А ведь так и есть. Выше Эарендил писал про радость открытия от красивых вертолётиков красно-зелёного цвета! Да-да, так оно и было , и есть, всё верно! Но ведь это не означает, что привычные зелёные вертолётики хуже , что радость от них меньше, или что хуже сухие бледно-жёлтые зимние. Но если попытаться выстроить их по иерархии , не естественно слушая своё сердце, а умственным путём, то как это сделать? Боюсь , что можно ничего хорошего не добиться, а только всех их разлюбить, внедряя искусственные аналитические установки (ой, даже страшно от таких слов)_.

Добавлено (16 Август 11, 17:30)
---------------------------------------------
Лучше полагаться на чувства, не думать как бы "специально", да. Каждый может провести эксперимент, и я его проводил у разных людей: сказать слово "Облако", но только так ,чтобы вложить в него образ, чтобы попытаться дать окружающим понять, какое оно, это облако. К сожалению, очень часто встречаются не самые хорошие облака: один человек думает и старается произнести театрально ,а в итоге получается пародийно, другой человек тоже подумает и произнесёт слишком по-деловому, третий с нажимом , а четвёртый как-нибудь бесцветно. И только если не задумываться специально, а постараться быть как можно больше непосредственным, по-детски, почувствовать образ и интуитивно его передать... то тогда получится здорово! Но этому надо учиться, как бы не парадоксально , но лишний раз не думать и не составлять преувеличенно иерархии - надо учиться! И тогда всё получится, Эарендил обещает.

 
FurtwanglerДата: Вторник, 16 Августа 11, 20:11 | Сообщение # 193
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Quote (прохорыч)
Поэтому "вглубь" это тоже еще вопрос, вглубь чего? »


Вглубь того самого,что Вы назвали
Quote (прохорыч)
наилучшее у композиторов »


А вот Ваши слова,что
Quote (прохорыч)
был ли самому автору известен приписываемый ему авторский замысел? Сколько этих замыслов было? Какой из них сохранился? Какой из них дошел бы до наших дней если бы автор вернулся бы к произведению и внес изменения? Хотим мы того или не хотим, хочет того или нет сам автор, кто бы он ни был, произведение не останется как нечто застывшее в веках. »


в очередной раз подтверждают мою мысль о том,что погружаться в закорючки,называемые нотами можно до бесконечности.И не важно исполнитель вы или слушатель.Разве Вам не приходилось возвращаясь через какое-то время к какой-либо записи услышать в ней нечто новое,что раньше ускользало от Вашего внимания? Ноты те же,запись та же,а какие-то нюансы вдруг слушаются иначе чем раньше. Я уже не говорю о сравнении интерпретаций одного и того сочинения.Это вообще бескрайнее поле для впечатлений и размышлений. И как не покажется странным речь вообще не идёт об некой абстрактной авторской воле. Насколько фуртвенглеровский Бетховен соответствует самому Бетховену нам узнать не суждено,но то,что его лучшие исполнения сами по себе это произведения искусства высочайшего уровня я думаю спорить никто не станет. Вон,у Нибелунга в коллекции кажется 104 исполнения 9й Бетховена.Можно ли сказать,что все эти исполнения вместе взятые полностью или даже частично исчерпывают содержание этого сочинения? Сомневаюсь.

Именно,поэтому я предпочитаю погружаться в ту музыку, которая всегда остаётся для меня новой,несмотря на то,что я слышал или играл её сотни раз. При этом,я не хочу сказать,что мне не интересны так называемые "недооценённые" композиторы.У меня в фонотеке дома масса музыки,которая не входит в повседневный обиход филармоний,но тем не менее я не могу себе позволить тратить на неё слишком много времени.По крайней мере до сего дня чудес не происходило. Ни один "забытый" не встал вровень с признанными.

Вы говорите,что я сравниваю не конкретные сочинения,а композиторов. Именно,но я стараюсь придерживаться заявленной темы.Если мы перейдём к рассмотрению конкретных "откопанных" или забытых вещей,нам десяти жизней не хватит обсуждать их достоинства и недостатки. Я не раз говорил, о том,что и у гениев есть масса слабых и неудачных сочинений,но не по ним мы судим об их величии. Моцарт велик Идоменеем и Волшебной флейтой,а не Соном Сципиона,хотя в нём есть проблески гения.

Если мы не будем сравнивать удачи Риса и удачи Бетховена,а воспринимать их по отдельности,то,повторюсь на свете не станет плохой музыки.Вся музыка будет хорошей ибо каждое сочинение будет существовать само по себе,вне качественного контекста. Мог Рис написать что-то более менее пристойное? Не исключено. Добавит ли знакомство с опусом этого более чем посредственного композитора что-то к моему мировоззрению? Возможно,но даже если и так,то сколько надо потратить времени на то,чтобы добраться через массу средних пьес,к той самой удаче Риса? Это слишком высокая цена за сомнительное удовольствие услышать нечто,что будет бледной тенью Бетховена,поскольку жизнь слишком коротка. Раскрою секрет,почему я пишу о Рисе.Просто совсем недавно заставил себя послушать его валторновую сонату.Впустую потратил время.Повторюсь - очень бледная тень Бетховена.Так же и Брух очень бледная тень Брамса.

К слову, не так давно познакомился с Дрезденскими концертами Хайнихена.Свежо,интересно,но скорее изобретательно нежели содержательно. Музыка для отдыха, нежели для ума и сердца.Иногда можно послушать,в отличие от Риса.Но всё равно это не баховские Страсти.

Добавлено (16 Август 11, 20:11)
---------------------------------------------

Quote (Eärendil)
"Преувеличенное почитание иерархии может привести к потери творческой инициативы" »


Я не совсем понимаю как можно почитать иерархию,более того Кто-то справедливо сказал "не сотвори себе кумира",но речь совершенно не об этом. Иерархия это сравнение и определение более качественного. Когда местные меломаны морщат носик при слове "попса" не есть это типичное проявление иерархии? Иерархия существует признаём мы её или нет.Именно поэтому все знают имя Моцарта,а не Фиалы,пусть большинство всего по трём мелодиям,это уже не важно. Олег предпочитает французскую музыку немецкой.Это тоже иерархия.Его личная иерархия.Я ставлю выше всех дирижёров Фуртвенглера.Это моя иерархия.Исполнение Рихтером 21й сонаты Шуберта даже в модераторской признаётся непреходящим шедевром.Это тоже иерархия.Итд итп.

И когда Вы предлагаете отказаться от иерархии в оценке композиторского творчества,то я хочу спросить - зачем? Какова цель? Возродить тонны графоманского нототворчества? Вы скажете,а вдруг там будет шедевр сопоставимый с чем-то общепризнанным? А я скажу,а сколько шедевров не написано хотя бы Моцартом и Шубертом? Давайте вздыхать о ненаписанных шедеврах.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
EärendilДата: Вторник, 16 Августа 11, 21:02 | Сообщение # 194
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
"Преувеличенное почитание иерархии"

***
Все мы, живые творения природы, учились, учимся и ещё будем учиться. Это всегда радость открытий! На уроках русского языка учителя учат, что определения зависят от существительных. Таковы законы строения, Эарендил уважает их. Даже ведь можно сказать , что это тоже получается своеобразная иерархия, когда одно зависит от другого и подчиняется ему ( Но ещё смотря как посмотреть, сегодня лицо официальное, а завтра - неофициальное, ой как такое бывает). Иное дело, когда рассматриваются не языковые структуры, а смыслы фраз и предложений. Здесь определения, выраженные прилагательными или причастиями, или чем-либо ещё, сами в значительной роли влияют на смысл и на образ. Волшебный лес, сгоревший лес, хвойный лес, сказочный лес, эльфийский лес, запретный лес, загаженный мусором лес, чистый лес - огромное значение имеют именно определения. Они в значительной мере формируют смысл, тонкие оттенки и образы, существительные же в образовании красок и смысла помогают им раскрыться. Словосочетание Юрий Прохоровича "преувеличенное почитание иерархии " тонко тем , что оно не содержит отрицания иерархии , не предлагает отказаться от неё и склониться к тотальному безосновному релятивизму, а всего лишь указывает определением, что иногда ею переувлекаются! Да, только и всего! Но! Это может привести к грустным утратам непосредственности эмоционального восприятия, потере красок и искренности, заменяя их большей холодностью, расчётливостью... но всегда ли стоят они таких утрат, друзья? :'(


Сообщение отредактировал Eärendil - Вторник, 16 Августа 11, 21:06
 
прохорычДата: Вторник, 16 Августа 11, 21:56 | Сообщение # 195
Группа: Проверенные
Сообщений: 368
Статус: Offline
Quote (Furtwangler)
Quote (прохорыч)
Поэтому "вглубь" это тоже еще вопрос, вглубь чего? »

Вглубь того самого,что Вы назвали
Quote (прохорыч)
наилучшее у композиторов » »

Согласитесь, что это не мешает мне отыскивать лучшее также и у, например, Дилиуса и погружаться скажем в его ф-ый концерт. А этот концерт можно сыграть очень интересно и хорошо.

Quote (Furtwangler)
И не важно исполнитель вы или слушатель. »

Вот это как раз очень важно. В первом случае роль активная, можно повлиять на то что и как будет звучать, во-втором случае роль пассивная, запись не изменишь, разве звук выключить. Последнее иногда очень помогает. Это все-таки "две большие рaзницы". Сравнивать исполнения вещь полезная, хотя, с годами, все более тяжелая. Как правило было замечено "уже одно название второй сонаты Шопена невозможно слышать". Но как не злоупотребить? Сам по-прежнему этим злоупотребляю. Обычно ожидания сменяются полным разочарованием. Но это то о чем я уже говорил, хорошее исполнение может убить и прекрасное сочинение, и наоборот, что случается реже. А исполнение для муз. произведения - все. Даже если смотришь только ноты, это уже своего рода интерпретация. То, что все исполнения вместе взятые не являются исчерпывающими, так тут спорить не приходится. Но все то же и в отношении малоиграемых произведений, менее известных авторов. Их надо играть и неизвестно как они могут зазвучать. Но часто случается то, на что сетовал один извстный французский композитор, "публика требует очередных вечеров ф-ой музыки Шопена". Это не к тому я говорю, что не надо такие вечера устраивать, но сцена есть сцена. Многим произведениям не повезло с исполнением. Бывает даже что и сам автор, своим авторским исполнением дает весьма слабую "путевку в жизнь" своим сочинениям. Более чем уверен, что, скажем, сочинения Бузони отойдут в тень. Это несмотря на старания Петри и Йоханесена. Тоже самое произойдет с Донаньи. Почему не играть второй его концерт? Я сомневаюсь, что прослушивание в который раз известного произведения должно исключать знакомство с ф-ыми пьесами, к примеру, Кастельнуово-Тедеско (весьма изобретательными подчас и любопытными). Отличнейший был, между прочим, пианист. Доводилось слышать его собственное исполнение пары собственных ф-ых пьес. Но мне кажется совсем неуместным сравнивание общепринятого значения Кастельнуово-Тедеско и например Чайковского или скажем их отдельно взятых произведений. Точно так же некорректно было бы сравнивать Баха с композиторами нидерландской школы. Ну, а изымем мы их из истории или проигнорируем, как невыдерживающих сравнение с Бахом, то еще неизвестно как бы выглядели Хиндемит со Стравинским. Это к вопросу о критериях оценки. Я уже говорил, стопроцентных критериев я не вижу. Но тут мы начнем перекидываться разными фамилиями и именами, это как правило ни к чему не ведет. Так или иначе, открытие и изучение новых произведений как правило тесно связано с инертностью исполнителей. И это я кидаю камень в свой собственный огород. Притом, необходимо заметить, что как правило, те, кто общепринятые великие, были весьма крепкими исполнителями. О Бетховене, Листе судить не можем. Но по Рахманинову, Метнеру, Прокофьеву - вполне. И тут как говаривал все тот же известный французский композитор "если композитор играет как Рахманинов - он спасен". И в этом есть доля печальной правды. От этого немало зависит, как в дальнейшем сложится судьба как произведения, так и оцененности или уцененности автора. Но это даже уже не теория, а практика вопроса.
 
Поиск:


Хостинг от uCoz