|
Бах - Кантата BWV 1 - обсуждение интерпретаций.
| |
nibelung | Дата: Понедельник, 13 Мая 13, 13:35 | Сообщение # 46 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2303
Статус: Offline
| Я понимаю, многие ждут моего участия в обсуждении, но честно говоря, мне и некогда что-то обсуждать. Я ещё не привёл сам материал, ссылки на него в божеский порядок. Может быть, я скорее бухгалтер от музыки, зав. складом? А может быть, надо не спешить и расслабиться? Сегодня добавлен Милнс, лосслесс на Вернера, кое-что подправлено. Убрал имена инструменталистов - это есть или будет внутри материала и снижает наглядность. Кроме того, увеличивает мою возню многажды. Я уже разбирал эту кантату на форуме Лифановского несколько лет назад. Там не состоялось никакого конструктивного обсуждения, наверное потому, что лучшие годы этого места позади, оттуда давно ушли большинство интересных мне людей и последнее задают тон любители чесать языками, а это тема требует вовлечённости. Вот то, что я написал тогда: "Я выбрал для сравнения 5 вариантов: Фриц Леман, 1952-й год; Фриц Вернер, 1965-й год; Карл Рихтер, 1968-й год; Николаус Арнонкур, 1970-й год; Сигизвальд Кёйкен, 2007-й год. Составы можно посмотреть здесь: http://www.bach-cantatas.com/BWV1.htm Вообще-то разбирать - очень муторно. Как труп препарировать. Мне пришлось каждый номер сравнивать с другими по-отдельности. Так можно установить отличия. Естественно, страдает целое. Итак, вот мои наблюдения: 1.Вступительный хор Wie schon leuchtet der Morgenstern (Как прекрасно светит утренняя звезда!). Здесь и далее перевод многоуважаемого Valent. Леман - проникновенно. Валторны несколько фальшивят, как будто в 52-м году уже аутентичные! Хор несколько кашеобразен. Вернер звучит чувственно, проникновенно. Рихтер. Все куда-то спешат, хотя по тексту ничто не подгоняет. Арнонкур. Очень камерно, начинается несколько манерно, в дальнейшем манерность преодолевается. Кёйкен. Суетливо, очень манерно, маньеристично, красивое голосоведение.
На первом месте - Фриц Вернер.
2.Речитатив тенора Du wahrer Gottes und Marien Sohn (Ты истинный Бог и сын Марии). Хельмут Кребс у Лемана. Очень красиво, пафосно, торжественно и проникновенно. Георг Елден у Вернера. Спокойно, лирично, повествовательно. Эрнст Хёфлигер у Рихтера. Декламационно, проникновенно, красиво...Но не пафосно! Курт Эквилюц у Арнонкура. Декламационно. Некоторая рваность и манерность. Маркус Ульман у Кёйкена. Повествовательно, культурно, но скучновато.
На первом месте - Фриц Леман.
3. Ария сопрано Еrfullet, ihr himmlischen gottlichen Flammen (Воспламените, небесные божественные огни). Гунтхильд Вебер у Лемана. Чудесное вступление гобоя под сурдину. Вебер поёт, как ангел! Очень красиво. Мария Фризенхаузен у Вернера. Поёт проникновенно, но после Гунтхильд Вебер звучит скучновато, несколько суетливо. Эдит Матис у Рихтера. Несколько рассудочно. Мальчик (Елозитс?) у Арнонкура. Голос немного давится. Инструментально очень красиво. Сири Торнхилл у Кёйкена. Суетливо, манерно.
На первом месте - Фриц Леман.
4. Речитатив баса Ein irdscher Glanz, ein leiblich Licht (Суетный блеск, земное сияние не трогают мою душу). Германн Шай у Лемана - это нечто! Он начинал петь ещё у Менгельберга! Очень пафосно. Блестяще вокально. Барри МакДэниел у Вернера. Повествовательно, культурно, но скучновато. Фишер-Дискау у Рихтера. Цельно, но несколько обычно для Фишера-Дискау, без огонька. Макс ван Эгмонд у Арнонкура. Очень декламационно, стильно, красиво. Ян ван дер Граббен у Кёйкена. Манерно, претенциозно.
На первом месте - Фриц Леман.
5. Ария тенора Unser Mund und Ton der Saiten (Наши уста и звуки струн должны Тебе постоянно быть уготованы для благодарения и жертвы). Леман и Хельмут Кребс. Очень красиво. Наивно-набожно. Великолепно вокально. Вернер и Георг Елден. Очень красиво. Идеальный ансамбль с инструментами. Рихтер и Эрнст Хёфлигер. Слишком быстро. Несколько "давящийся" вокал. Хёфлигер не вполне справляется с партией. Арнонкур и Курт Эквилюц. Вычурно, манерно. Кёйкен и Маркус Ульман. Скандированно, тоже вычурно, претенциозно, манерно.
На первом месте - Фриц Леман.
6. Хорал Wie bin ich doch so herzlich froh (О, как я сердечно радуюсь). Леман - Пафосно, но кашеобразно. Вернер - Очень красиво. Идеальный ансамбль. Рихтер. Навязчиво и суггестивно. Арнонкур. Отрывисто. Все куда-то спешат (домой?) Кёйкен. Своеобразно. Похоже на Букстехуде.
На первом месте - Фриц Вернер.
По совокупности победил (в моей системе музыкальных ценностей) Фриц Леман. Это первая запись данной кантаты... Недостатки легко прощаются, учитывая несовершенство звукозаписи. Арнонкур где-то в середине вместе с Карлом Рихтером..."
Сообщение отредактировал nibelung - Вторник, 14 Мая 13, 00:27 |
|
| |
werooozer | Дата: Понедельник, 13 Мая 13, 16:19 | Сообщение # 47 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Цитата IV: Что касатется "Jesse", то это точно "пророк Исайя" -отец Царя Давида (http://de.wikipedia.org/wiki/Isai)... Всё-таки Иессей, отец Царя Давида, и пророк Исайя - это разные люди, жившие в разное время.
|
|
| |
dsg37 | Дата: Понедельник, 13 Мая 13, 22:21 | Сообщение # 48 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| Цитата И вот Филипп Николаи вместе с этой книгой подарил им два гимна – обращения к Богу". Эти хоралы, "Wachet auf! Ruft uns die Stimme" и "Wie schön leuchtet der Morgenstern" Вот это да... В таких обстоятельствах написать такой текст - это очень мощно...
|
|
| |
andrewd76 | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 10:24 | Сообщение # 49 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Молодцы Сергей и Antuan Flemondon! Важное дело начали. Наверное, было бы ещё интереснее, если бы порядок разбора кантат организовали по другому - например, по хронологии (конечно, не всегда точной - но всё таки какую-то динамику в творчестве И.С. Баха можно было бы проследить) или с привязкой к годовому циклу протестантских праздников - допустим, предлагать к обсуждению новую кантату к определённому дню, для которого она была написана. Нумерация кантат Шмидера мне всегда казалась загадочной: почему обсуждаемая кантата стоит на первом месте - только потому что написана на текст "Королевы хоралов"? Тогда почему "Короля хоралов" задвинули аж на 140 место?
Сообщение отредактировал andrewd76 - Вторник, 14 Мая 13, 11:05 |
|
| |
dsg37 | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 12:12 | Сообщение # 50 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| andrewd76, точно! В порядке сочинения было бы интересно, тем более что это не требует дополнительных усилий. И по-моему среди ранних были не только духовные кантаты, а и светские - что-то про охоту и т.п., если не путаю... Добавлено (14 Мая 13, 12:12) --------------------------------------------- упс.. про охоту я таки напутал, это была инструментальная вещь "Каприччио на прощанье с горячо любимым братом" (BWV 992). Семёёён Семёныч! (с)
Ну в любом случае рассатривать кантаты в порядке их сочинения было бы интересно...
|
|
| |
andrewd76 | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 12:18 | Сообщение # 51 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Цитата И по-моему среди ранних были не только духовные кантаты, а и светские - что-то про охоту Как раз не путаете - одна из первых светских кантат (если не самая первая) была Охотничья кантата (BWV 208). Мне кажется, как раз после неё Бах перешел к написанию кантат в новом стиле, до неё были больше хоральные кантаты, в которых в основном цитировались Библия и Лютер. Позже (спустя годы) вещи из Охотничьей кантаты использовались Бахом и в духовных кантатах.
Сообщение отредактировал andrewd76 - Вторник, 14 Мая 13, 12:20 |
|
| |
dsg37 | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 12:28 | Сообщение # 52 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
| andrewd76, о как... не зря значит это в моих смутных воспоминаниях было, стало быть и кантата про охоту была! Вот же ж Бах охотник! ))
Сообщение отредактировал dsg37 - Вторник, 14 Мая 13, 12:29 |
|
| |
Аврелий | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 13:22 | Сообщение # 53 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 389
Статус: Offline
| Цитата Я понимаю, многие ждут моего участия в обсуждении »
Да, Ваш анализ (детальное почастное сопоставление) очень интересен и важен! Тем более, что Вы автор выкладок, и это своего рода неоценимая презентация!..
Цитата Сегодня добавлен Милнс, лосслесс на Вернера, кое-что подправлено. »
Видимо, я что-то недопонимаю, но где можно увидеть Ваши добавления? В посте, посвященном этой кантате, я этого не обнаружил.
Цитата По совокупности победил (в моей системе музыкальных ценностей) Фриц Леман. »
Фриц Леман трогательно чист и наивен - в хорошем смысле слова. И всё же есть в нем что-то немного игрушечное, как бы провинциальное, не вполне адекватное масштабу этой гениальной музыки. По уровню инструментальной игры и вокала, безукоризненному вкусу и неподдельному религиозному чувству лучшим исполнением для меня остается всё же Карла Рихтера. Впрочем, бесконечно далёк от того, чтобы настаивать на этом. Пишу исключительно в порядке обмена впечатлениями (отчасти провокативно)…
|
|
| |
AntuanFlemondon | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 13:29 | Сообщение # 54 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline
| Цитата Видимо, я что-то недопонимаю, но где можно увидеть Ваши добавления? В посте, посвященном этой кантате, я этого не обнаружил. Аврелий, загляните сюда http://intoclassics.net/news/2013-05-12-32724
|
|
| |
Аврелий | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 13:42 | Сообщение # 55 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 389
Статус: Offline
| Так я же сюда и заглядывал (я отсюда скачал ВСЁ пару дней назад), но первоначально почему-то не нашел, виноват! Спасибо! Но всё же не так просто высматривать именно обновления среди такого богатства записей. Может быть, имеет смысл новое добавлять в конце с указанием даты обновления? А, впрочем, я слишком многого хочу. И без того огромное спасибо!
Музыка должна служить пробуждению души или хвалой Господу. В противном случае она превращается в монотонный шум или в дьявольский визг. /И.-С. Бах/ От сердца это исходит и к сердцу должно привести. /Л. ван Бетховен/
Сообщение отредактировал Аврелий - Вторник, 14 Мая 13, 13:43 |
|
| |
Отрепьев | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 15:29 | Сообщение # 56 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 125
Статус: Offline
| .
Сообщение отредактировал Отрепьев - Воскресенье, 19 Мая 13, 10:31 |
|
| |
AntuanFlemondon | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 17:03 | Сообщение # 57 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline
| Цитата Наверное, было бы ещё интереснее, если бы порядок разбора кантат организовали по другому - например, по хронологии andrewd76, Вы знаете, что Bach-Werke-Verzeichnis - нумерация Шмидера. А так как она является самой распространённой и привычной, то мы не стали отходить от академической традиции. Но...кроме тематического каталога Шмидера, есть хронологическая система Цванга ("Guide pratique des cantates de Bach", Paris, 1982). Каталог кантат по системе нумерации Цванга я выложила здесь http://files.mail.ru/FF45642A9240457FB5934B7C5C4AFEB4
Сообщение отредактировал AntuanFlemondon - Вторник, 14 Мая 13, 17:04 |
|
| |
andrewd76 | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 17:21 | Сообщение # 58 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 76
Статус: Offline
| Цитата Каталог кантат по системе нумерации Цванга я выложила здесь http://files.mail.ru/FF45642A9240457FB5934B7C5C4AFEB4 Спасибо, обязательно посмотрю. Признаться, только сегодня узнал о этой системе:)))
|
|
| |
AntuanFlemondon | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 19:50 | Сообщение # 59 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline
| Считается, что сам термин "кантата" впервые употребил Гранди. Его сборник назывался "Cantate ed arie" (1620 г.). Джакомо Кариссими (крещен 18 апреля 1605 - 12 января 1674) доводит кантату до совершенства (написал около 150 кантат), реформируя роль аккомпанемента. В 1637 году он посвящается в сан священника и отклоняет предложение на должность капельмейстера (после кончины Монтеверди) в Венеции. Кариссими был широко известен (финал из его оратории "Иеффай" использует Гендель в "Самсоне") и воспитал блестящих учеников : Аллесандро Скарлатти, Джованни Баттиста Бассани, Марк-Антуана Шарпантье, Иоганна Керля. На развитие кантаты повлиял и Луиджи Росси (1597 или 1598 - 1653). Ученик фламандца Жана де Мака, Росси всю жизнь разрывается между своими покровителями, переходя от племянника Папы Павла V к племяннику Папы Урбана VIII, а затем к кардиналу Мазарини. В 1642 году Росси ставит оперу "Заколдованный дворец" на либретто будущего Папы Климента IX. От него осталось 300 кантат. Росси и Кариссими писали камерные кантаты, но при них кантата приобретает стройную конструкцию : несколько арий и речитатив. Германия. Здесь кантата являлась главнейшим жанром церковной музыки. К ариям и речитативу присоединяется хорал. Бах является создателем примерно трехсот кантат. Число огромное. Но... когда я узнала, сколько кантат принадлежат Иоганну Филиппу Кригеру (1649 - 1725)..... 2 000 !!! Из них сохранились 76. Кригер постигал науку музыки в Венеции и Риме. Среди его учителей Антонио Мария Аббатини и Бернардо Пасквини. Долгое время работал в Вене, при дворе Леопольда I. Но вернёмся к Баху. "Wie schön leuchtet der Morgenstern" он создаёт в Лейпциге. 5 мая 1723 года подписан контракт с Thomaskirche, кандидатура Граупнера отпала. Иоганну Себастьяну 38 лет. Вроде бы полный расцвет...Но жизнь преподносит ему горькие "сюрпризы". Его ожидают постоянные финансовые проблемы и конфликты на службе. Между 1723 и 1737 супруга двенадцать раз беременеет. Восемь детей умирают в возрасте от часа до пяти лет...Кантаты лейпцигского периода Георгий Хубов (автор книги "Себастьян Бах") довольно метко называет "малые Страсти"...
Сообщение отредактировал AntuanFlemondon - Вторник, 14 Мая 13, 20:51 |
|
| |
josif | Дата: Вторник, 14 Мая 13, 20:16 | Сообщение # 60 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 498
Статус: Online
| В СССР жанр кантаты был представлен такими произведениями, как «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939), «Здравица» (1939), сочиненные Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, «Курские песни» Георгия Васильевича Свиридова, «Киров с нами» Николая Яковлевича Мясковского, кантата «Сказание о битве за русскую землю» и симфония-Кантата «На поле Куликовом» Юрия Александровича Шапорина и другие.
Сообщение отредактировал josif - Вторник, 14 Мая 13, 20:19 |
|
| |
|
|