На шведской фирме "БИС" успешно продвигается масштабный проект "Jean Sibelius Complete Edition", призванный впервые в полном объеме представить в записи творчество великого финского композитора. 6 том собрания посвящён сочинениям для скрипки и фортепиано. Первые два диска включают сочинения студенческого периода, 3й - Скрипичный концерт в аранжировке для скрипки и ф-но (ориг. и финал. версии), 4й и 5й - скрипичные сочинения обозначенные опусом, сочинения для скрипки соло и раритеты.
Первые произведения Сибелиуса для скрипки и фортепиано появились в середине 1880-х годов. Во время учебы в университете в Хельсинки, Берлине и Вене (1885-1891) Сибелиус написал в общей сложности 40 работ для собственного инструмента, главные из которых - две сонаты (ля минор и фа мажор) и две сюиты. Соната фа мажор (1889), написанная под влиянием Грига и финской народной музыки, содержит некоторые из самых ранних признаков зрелости молодого гения и имеет программу, изложенную композитором. 1 часть - энергичная и смелая, а также мрачная, 2я изображает плачущую финскую девушку и мальчиков, пытающихся уговорить девушку улыбнуться, 3 часть - народные празднества на лугу в канун летнего солнцестояния, во время которого с неба падает звезда. "Люди удивлены, они продолжают свои игры, но они не могут веселиться так же свободно, как и раньше, так как все стало более серьезным". Сюита ре минор состоит из шести частей, из которых более всего запоминается 3я - Andantino - настоящая жемчужина мелодичности, и последняя - Quasi Presto. Сюита ми-бемоль мажор в четырёх частях (1888) - наиболее виртуозная вещь из ранних, реализация мечты Сибелиуса быть скрипачом. В ней звучат отзвуки то Баха, то салон а ля Венявский, то будущие отголоски Грустного вальса (3я часть), то ломанные октавы в духе скрипичного концерта. Среди произведений для скрипки написанных Сибелиусом в годы учебы, есть и другие пьесы, которые свидетельствуют о мелодическом даре композитора: Andante grazioso (1884-85), Andante Molto (1886-87) и Andante Cantabile ( 1887). Среди произведений для скрипки соло интересен Этюд ре мажор (1886) в духе каприсов Паганини. Партитура пьесы "Счастливый музыкант" для скрипки соло (1924-25) включает помимо нотного текста ещё и стихотворный.
В последние годы учебы Сибелиус написал две пьесы для скрипки и ф-но (Романс и Эпилог, 1890-91), которым в пересмотренной версии 1911 года присвоил опус #2. Весьма примечательно, что после этого Сибелиус "забыл" про скрипку более чем на 20 лет, и сосредоточился на музыке для своего нового любимого инструмента - оркестра. Не зря знаменитый скрипичный концерт называют ещё одной симфонией, который и в камерной версии, представленной здесь, слушать тоже довольно интересно. К скрипке Сибелиус вернулся вновь в 1915 году, написав несколько оригинальных произведений. Среди них есть просто пьесы на бис, но есть и сочинения довольно трудные с тональными неясностями и полиритмическими мелодиями, произведения, которые требуют концентрации и от слушателя, и от исполнителя, только тогда станет понятен их поистине чудесный скрипичный лиризм, вдохновлённый духом природы. Встречаются там и барочные стилизации, использующие старинные формы танца, и сочинения в квазиклассическом стиле (Сонатина ми мажор, op.80 - по словам композитора "счастливые воспоминания детства"). В Шести пьесах для скрипки и фортепиано ор. 79 (1915-17) явно звучат отзвуки русской музыки, а очень красивая колыбельная напоминает Форе. Пять пьес для скрипки и фортепиано ор. 81 (1915-18) - Мазурка, Рондино, Вальс, "Пение птиц на рассвете" и Менуэт - одно из лучших скрипичных сочинений Сибелиуса, соединяющее изящество и очарование стиля рококо и новый классицизм. Новелетта op. 102 (1922) в значительной степени основана на модальных импровизациях - это своего рода Северный импрессионизм в стиле арабесок Дебюсси.
Поздние скрипичные сочинения Сибелиуса, следуя за последними симфониями и фортепианными пьесами, приближаются к оркестровой выразительности и стилистически многогранны. В пяти "Деревенских танцах" для скрипки и фортепиано, Op. 106 (1925) нет ничего фольклорного или нарочито деревенского, они представляют собой миниатюрные экзерсисы, которые тем не менее содержат захватывающие инновации. № 1 (Largamente Ассаи) выражает "пафос жизни", пьеса полна достоинства, "великих слов" и виртузной отточенности жестов. № 2 (Алла polacca) - не традиционный полонез, скорее гротеск-пародия на жанр. № 3 (Tempo Moderato) привлекает внимание своим импровизационным характером, контрастностью образов и насыщенностью текстур, в которых двойные октавы фортепиано играют значительную роль. № 4 (Tempo ди Menuetto) - очередная новаторская адаптации старинных жанров. Четыре пьесы для скрипки и фортепиано ор. 115 (1929) и Три пьесы для скрипки и фортепиано ор. 116 (1929) финские музыковеды называют "загадочными экспериментами с материалом" в стиле позднего Бетховена и Листа, отчасти с использованием техники Дебюсси. Oр. 115: № 1, "На пустоши, поросшей вереском" представляет собой мирный пейзаж - поле и проплывающие по небу облака. № 2, Баллада с интересными диссонансами. № 3, Юмореска, с нечётко звучащей мелодической линией. В финальном № 4, "Колокола" звучит мотив "судного дня" и похоронный звон. Последний скрипичный опус Сибелиуса ор. 116 - такой же загадочный, как его предшественник, вновь соединяет простые диатонические мелодии с диссонансами и гармоническими пикантностями.
Ян Сибелиус (1865-1957)
Ранние произведения для скрипки без опуса Соната для скрипки и фортепиано ля минор (1884) Andante grazioso (1884-85) Andante Molto (1886-87) Andante Cantabile ( 1887) Пять пьес для скрипки и фортепиано (1886-1887) Сюита для скрипки и фортепиано ре минор (1887-1888) Две пьесы для скрипки и фортепиано (1887-88) Сюита для скрипки и фортепиано E major (1888) Соната для скрипки и фортепиано фа мажор (1889)
Сочинения, обозначенные опусом Две пьесы для скрипки и фортепиано, Op. 2 (1890-91, ред.1911) Концерт для скрипки ре минор, Op. 47, ар. для скрипки и ф-но (оригинальная версия, 1903-04) Концерт для скрипки ре минор, Op. 47, ар. для скрипки и ф-но (окончательная версия, 1905) Scene d'amour из балета "Скарамуш" для скрипки и фортепиано, Op. 71 (1913, ар.1925) Серьёзные мелодии, две пьесы для скрипки c оркестром, Op. 77 (1915) Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, Op. 78 (1915-17) Шесть пьес для скрипки и фортепиано, Op. 79 (1915) Сонатина ми мажор для скрипки и фортепиано, Op. 80 (1915) Пять пьес для скрипки и фортепиано, Op. 81 (1915-18) Новеллета для скрипки и фортепиано, Op. 102 (1922) Деревенские танцы, пять пьес для скрипки и фортепиано, Op. 106 (1925) Четыре пьесы для скрипки и фортепиано, Op. 115 (1929) Три пьесы для скрипки и фортепиано, Op. 116 (1929) Послушать: http://mshare.ru/564118446
Sonata in A minor (1884) 01. I. Un poco lento - Piu mosso quasi presto 02. II. Andantino 03. III. Tempo di menuetto 04. IV. Rondo. Presto 05. Andante grazioso in D-major (1884-1885) 06. Sonata Movement in D-major (1885) 07. Moderato in a-minor (1886) 08. Menuetto in d-minor (1886) 09. Menuetto in e-minor (1886-1887) 10. Andantino in a-minor (1886-1887) Five pieces (1886-1887) 11. I. Allegretto in G-major 12. II. Tempo di Valse] in b-minor 13. III. Mazurka in A-major 14. IV. Andante molto in C-major 15. V. Aubade in A-major 16. Scherzino in F-major (1887) 17. Andante elegiaco in f-sharp-minor (1887) 18. Andante cantabile in G-major (1887) 19. Sonata Allegro Exposition in b-minor (1887) Suite in d-minor (1887-1888) 20. I. Un poco adagio 21. II. Vivace 22. III. Andantino 23. IV. Vivacissimo 24. V. Moderato 25. VI. Quasi presto
CD 2
2 Pieces (1887-88) 01. No. 1. Moderato - Maestoso in E flat major, JS 132 02. No. 2. Interludium and Maestoso in C minor 2 Pieces (1887-88) 03. Lento in E flat minor, JS 76 04. Allegretto in E flat major, JS 22 05. Allegretto in C major, JS 19 06. Tempo di valse in A major Suite in E major, JS 188 (1888) 07. I. Allegro molto moderato - quasi adagio 08. II. Allegro molto 09. III. Piu lento quasi andantino 10. IV. Allegro brillante 11. Allegro Sonata Exposition in A minor, JS 26 12. Larghetto in D minor (fragment) Violin Sonata in F major, JS 178 (1889) 13. I. Allegro 14. II. Andante 15. III. Vivace 16. Largamente in E minor (fragment) 17. Adagio in D minor 18. Grave in D minor (fragment) 2 Pieces, Op. 2 (1911, revised version) 19. I. Romance in B minor 20. II. Epilogue
CD 3
Violin Concerto in D minor, Op. 47 (Original version, 1903-04) (arr. for violin and piano) 01. I. Allegro moderato 02. II. Adagio di molto 03. III. Allegro (ma non tanto) Violin Concerto in D minor, Op. 47 (Final version, 1905) (arr. for violin and piano) 04. I. Allegro moderato 05. II. Adagio di molto 06. III. Allegro
CD 4
01. Scaramouche, Op. 71: Scene d'amour 2 Pieces, Op. 77, "Serious Melodies" for violin & orchestra 02. I. Cantique (Laetare anima mea) 03. II. Devotion (Ab imo pectore) 4 Pieces, Op. 78 (1915-17) 04. I. Impromptu 05. II. Romance in F major 06. III. Religioso 07. IV. Rigaudon 6 Pieces, Op. 79 (1915) 08. I. Souvenir 09. II. Tempo di menuetto 10. III. Danse caracteristique 11. IV. Serenade 12. V. Tanz-Idylle 13. VI. Berceuse 14. Andante sostenuto in E major (1915?) Violin Sonatina in E major, Op. 80 (1915) 15. I. Lento - Allegro 16. II. Andantino 17. III. Lento - Allegretto 5 Pieces, Op. 81 (1915-18) 18. I. Mazurka 19. II. Rondino 20. III. Valse 21. IV. Aubade 22. V. Menuetto 23. Novellette, Op. 102 (1922)
CD 5
5 Danses champetres, Op. 106 (1925) 01. No. 1. Largamente assai - Vivace 02. No. 2. Alla polacca 03. No. 3. Tempo moderato 04. No. 4. Tempo di menuetto 05. No. 5. Poco moderato - Allegretto 4 Pieces, Op. 115 (1929) 06. I. Auf der Heide (On the Heath) 07. II. Ballade 08. III. Humoresque 09. IV. The Bells (Capricietto) 3 Pieces, Op. 116 (1929) 10. I. Scene de danse 11. II. Danse caracteristique 12. III. Rondeau romantique Complete works for Solo Violin 13. Mazurka in C major (1883) 14. Impromptu in G minor (1884) 15. Etude in D major, JS 55 (1886) 16. Allegretto in A major (1891-94) 17. En glad musikant (A Happy Musician), JS 70 (1924-25) Alternative versions 18. Allegretto in G major (preliminary version, 1886-87) 2 Pieces, Op. 2 (original versions 1890-91) 19. I. Grave 20. II. Perpetuum mobile 21. 4 Pieces, Op. 78: No. 2. Romance (preliminary version, 1915) From Violin Concerto in D minor, Op. 47 (fragments for violin and piano) 22. 1905 version: I. before bars 420-428 (9 additional bars in place of the deleted second cadenza) 23. 1905 version: I. bars 75-99 (2 additional bars between bars 89-90 in piano part) 24. II. bars 1-31 (draft version for solo piano, Adagio sostenuto in A major) 25. 1904 version: II. bars 57-70 (alternative ending) 26. 1905 version: II. bars 30-36 (alternative piano part, bar 33) 27. 1904 version: III. bars 168-188 (simplified solo part, bars 178-181)
Jaakko Kuusisto, violin Nils-Erik Sparf, violin Madoka Sato, violin Bengt Forsberg, piano Folke Grasbeck, piano
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".