Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 19:34
Главная страница » 2019»Май»24 » Джон Блоу. Венера и Адонис (маска). Песни из сборника "Английский Амфион" | Venus and Adonis. Songs from Amphion Anglicus
Джон Блоу. Венера и Адонис (маска). Песни из сборника "Английский Амфион" | Venus and Adonis. Songs from Amphion Anglicus
Songs from Amphion Anglicus, 1700: Welcome, welcome ev'ry Guest · Loving above Himself (Poor Celadon, he sighs) · Sabina has a thousand Charms · Horace to his Lute (At
looser hours, in the shade) · Go Perjur'd Man · Sing, sing ye Muses
Venus and Adonis, a masque for the entertainment of the King
Венера: Deborah Cachet (сопрано) · Купидон: Hanna Al-Bender (сопрано)
Адонис: Romain Bockler (баритон)
Astrid Stockman (сопрано) · Leandro Marziotte (контртенор)
Scherzi Musicali, руководитель Nicholas Achten
АДО́НИС (Ἄδωνις, финик. dn «адон», «господь», «владыка»),
в греческой мифологии божество финикийско-сирийского
происхождения с ярко выраженными растительными функциями,
связанными с периодическим умиранием и возрождением
природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен у
Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300—524, 708—739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис — сын Феникса и Алфесибеи
(варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или
кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита
(Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь
(будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу,
который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь
с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300—478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего
ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты —
Адонис (X 479—524).
Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне,
не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь
разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в
царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в
финикийском варианте Астартой), спутником и
возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным
Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого
кабана, который смертельно его ранит (Apollod. III 14, 4; Ovid. Met. X 708—716).
По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.),
Адонис — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за
ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финикийском варианте Астара)
(Serv. Verg. Aen. V 72). Афродита горько оплакивает Адониса и
превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717—739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.
Культ
Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и
Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было
святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса,
сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день
был посвящён плачу, а второй — радости по воскресшему Адонису.
Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно
окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана
гибнет Адонис. Однако здесь же скептические рассуждения о
красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В
5 в. до н. э. культ Адониса распространился в материковой
Греции. В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6).
В Афинах во время праздника в честь Адониса под плач и
погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13).
Адонии — праздник в честь Адониса — были особенно популярны в
эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы
Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью
женщины выставляли небольшие горшочки с быстро
распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики Адониса» —
символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали
священный брак Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с
причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в
воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V
96—144). В мифе об Адонисе отразились древние
матриархальные и хтонические черты поклонения великому
женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более
слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время,
мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно
прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота
и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G., Adonis, Attis. Osiris, L.—N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Götter, Lpz., 1923; Reiner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. — B., 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonismysteries. Brux., 1954.
А. А. Тахо-Годи
Европейская драматургия обращалась к мифу об Адонисе в 16—17 вв. (пьесы «Адонис и Венера» Лопе де Вега; «Адонис» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и Адонис» У. Шекспира; «Адонис» Дж. Марино; «Адонис» Ж. Лафонтена и др.).
Адонис —
один из самых популярных персонажей античной живописи
(помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов,
погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу
в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С
начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений
живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис», «Гибель Адониса», «Венера оплакивает Адониса». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18—19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» А. Кановы; «Адонис» Б. Торвальдсена; «Умирающий Адонис» О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об Адонисе лёг в основу либретто многих опер 17—18 вв. (наиболее значительны — «Цепь Адониса» Д. Маццокки; «Адонис» К. Монтеверди; «Адонис» Р. Камбера; «Адонис на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый Адонис» Р. Кайзера и др.).
А́МФИО́Н (Ἀμφίων), в греческой мифологии сын Зевса и Антиопы, близнец Зета (Apollod. III 5, 5). Амфион с Зетом по приказу царя Фив Лика
сразу же после их рождения были брошены на произвол судьбы у
подножия горы Киферон, где их подобрал и воспитал пастух. Когда
они выросли и их нашла Антиопа, бежавшая от притеснений Лика и его
супруги Дирки, братья пошли походом на Фивы, свергли Лика, а
Дирку казнили. По другой версии мифа, власть в Фивах они получили
по велению Зевса, которое передал Лику Гермес. После этого
братья принялись за возведение городских стен: Зет, обладавший
огромной физической силой, носил и складывал камни, а Амфион
приводил их в движение и заставлял ложиться в установленное
место игрой на лире, подаренной ему Гермесом (Hom. Od. XI 260—265; Paus. IX 5, 6—8;
Hyg. Fab. 7 и 8). [Чтобы согласовать миф об Амфионе и Зете с той
версией мифа, по которой крепостные стены Фив были построены ещё
при Кадме, античная традиция приписывает братьям обычно
укрепление нижнего города (Paus. II 6, 4)]. Женившись на Ниобе,
Амфион стал счастливым отцом многодетного семейства, вместе с
которым погиб (либо покончил с собой, когда на его глазах погибла
вся семья, либо был убит молнией Зевса, либо погиб от стрелы
Аполлона, когда в отчаянии пытался разрушить его храм, Ovid. Met. VI 271 след.; Hyg. Fab. 9). В историческое время Амфион и Зет почитались в Фивах как местные герои — «фиванские Диоскуры», недалеко от городских стен показывали их могилу (Paus. IX 17, 4).
В литературной традиции со времён Еврипида братья-близнецы
служили примером двух принципов отношения к жизни:
деятельного (Зет) и созерцательного (Амфион) (Eur. frg. 184—
В. Н. Ярхо
Немногие произведения живописи 17—18 вв. (напр., фреска Дж. Б.
Тьеполо) изображают растущие под звуки лиры Амфиона стены
Фив. Миф получил несколько большее распространение в
музыкально-драматическом искусстве (оперы «Амфион» П. Маньи; «Амфион» И. Г. Наумана; кантаты «Амфион» Б. Галуппи и Л. Керубини; мелодрама А. Онеггера и др.).
Запись радиотрансляции из студии Западно-немецкого радиовещания (WDR), в Кёльне от 16 сентября 2018 года
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".