3. No. 13 Introduction Recitative and aria (Knyaginya) 'Tchu! Kazhetsya, trubyat!' 4. No. 14 Recitative and song (Olga) 'Knyaginya bednaya!'
Scene 2
5. No. 15 Chorus of the Mermaid's 'Svobodnoi tolpoyu, s glubokogo dna...' 6. No. 16 Recitative (Knyaz) 'Nevolno k etim grustnim beregam...' 7. No. 17 Duet with chorus (Knyaz, Melnik) 'Chto eto znatchit?'
The Fourth Act
Part 4
Scene 1
8. No. 19 Dance's of the Mermaid's Recitative (Mermaid) 'Ostav'te
pryazhu sestry...' Aria (Mermaid) 'Ty nezhnee k nemu prilaskaisya, moi
drug...'
Scene 2
9. No. 20 Finale
Действующие лица:
Князь (Константин Плужников) - тенор Княгиня (Нина Терентьева) - меццо-сопрано Мельник (Александр Ведерников) - бас Наташа, его дочь, потом Русалка (Наталья Михайлова) - сопрано Ольга, сирота, преданная княгине (Галина Писаренко) - сопрано Сват - баритон Русалочка, 12 лет Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки
Краткое содержание
Действие первое
Берег Днепра, мельница, возле неё дуб. На скамейке сидит задумавшись
дочь Мельника - Наташа. Перед ней стоит Мельник и не в первый раз
поучает дочь "как девушке прилично жить". Но Наташа не слушает отца,
она занята своими мыслями. Слышится топот коня - это приехал князь.
Ласково упрекает его Наташа. "Наконец ты вспомнил обо мне, уж сколько
дней напрасно я ждала." Князь старается оправдаться, ссылается на дела,
заботы, которые и сейчас заставят его скоро уехать. Наташа расстроена и
подавлена. Желая успокоить и развеселить девушку, князь дарит ей
ожерелье. Успокоенная лаской князя, Наташа оживляется. Радостен и
Мельник. Невесел один лишь князь. Он приехал сообщить Наташе страшное
для неё известие. Вдали слышна грустная, протяжная песня,
подхваченная мужскими голосами. Появляются крестьяне. Мельник просит их
спеть что-нибудь повеселее, чтобы развлечь князя. Начинаются хороводы и
пляски, переходящие в "забавную драку". Но князя всё это не веселит, да
и Наташа не может справиться с мрачными предчувствиями. Мельник делает
знак крестьянам, и все расходятся. Наконец решившись, князь
сообщает Наташе, что им "разлука судьбой суждена". Девушка не сразу
понимает: "Ты женишься?!" - восклицает она, приходя в полное отчаяние.
Князь, стараясь задобрить Наташу, надевает ей на голову богатую
повязку, оставляет мешок с деньгами для Мельника и торопится уйти. Его
не останавливает даже сообщение Наташи: "Я скоро матерью должна
назваться". Появляется Мельник. Не замечая состояния дочери, он шумно
радуется подаркам. А Наташа начинает понимать, что обманута и покинута.
Отчаяние сменяется решимостью мстить князю и его невесте. Не отвечая на
уговоры и угрозы Мельника, Наташа бежит к Днепру и бросается в воду.
Действие второе
Богатые хоромы князя полны гостей в богатых одеждах. Здесь же толпятся
сенные девушки и княжеские охотники. Свадьба в полном разгаре. Звуки
оркестра и торжественный хор славят князя и молодую княгиню. Князь
благодарит дорогих гостей. Невеста грустит об уходящих девических днях,
прощается с подружками. Но печаль её проходит быстро, и она доверчиво
обращается к князю, вручая ему свою жизнь и счастье. Гремит
заздравный хор, начинаются общие пляски. Славянский танец сменяется -
огневым цыганским, исполняются шуточные свадебные песни и обрядовые
действа. Царит общее веселье, смех. И вдруг, раздаются жалобные
переливы арфы и грустное пение гобоя. Звучит одинокий девический голос.
Все встревожены. Князь узнал голос Наташи. Полагая, что девушка
пробралась в хоромы, он велит конюшему немедленно найти её и вывести.
Молодую княгиню охватывают мрачные думы: "Не к добру на свадьбе нашей
песня грусти раздалась". Сват пытается вернуть торжество в прежнее
русло, провозглашает здоровье молодых. Звучит традиционно – свадебное
"Горек мёд". Но в тот момент, когда князь наклоняется к жене и целует
её, раздается женский стон. Все в смятении и ужасе. Княгиня в
отчаянии, князь рассержен. Сват с угрозой обращается к девушкам, ища
виновную. Нерадостно заканчивается свадьба, начатая так пышно и
торжественно.
Действие третье
Картина 1
Прошло 12 лет. Поздний вечер. Терем княгини. Она сидит одна, поджидая
мужа и вспоминает как любил её князь прежде, а сейчас... Вбегает Ольга.
Она хочет развеселить подругу, запевает весёлую песенку. Появляется
Ловчий. Он сообщает, что князь отправил всех слуг домой и остался один
на берегу Днепра. Княгиня взволнована. Она отсылает слуг к князю и
вместе с Ольгой спешит за ними.
Картина 2
Берег
Днепра. Мельница почти развалилась. Всё вокруг заросло травой. Вечер.
Из воды появляются русалки. С весёлым смехом они выходят на берег,
затевают песни, танцы. Но вот вдали раздаются чьи-то шаги. Русалки
испуганно кидаются в воду и исчезают. Появляется князь. Он
печален, вспоминает счастливые дни с любимой Наташей. Не в силах забыть
её, он пришел к дорогому месту и с огорчением замечает заброшенность и
запустение мельницы. Неожиданно князь видит страшного оборванного
старика. Это лишившийся рассудка Мельник. В воспаленном мозгу старика
оживают картины его страшного горя – потери дочери и светлые –
благодарности внучке – Русалочке, которая ухаживает за ним. В какой-то
момент прозрения Мельник узнает князя, бросается к нему, требуя
возвратить дочь, но подоспевшие слуги вырывают князя из рук несчастного
старика.
Действие четвёртое
Картина 1
Подводный терем русалок. Появляется Наташа. Из скромной дочери Мельника
она превратилась в могущественную повелительницу днепровских вод. А,
бросившись в воду любящей девушкой, очнулась на дне реки, русалкою
холодной, но могучей. Её снедает лишь "жар мщенья". Наташа отсылает
русалок "поплавать под небом". Вбегает Русалочка – дочь Наташи и князя.
Ласково говоря с ней, мать просит девочку плыть наверх, найти князя и
заманить его в их подводный терем. Русалочка убегает, а Наташа остаётся ждать "желанного часа мести".
Картина 2
Берег Днепра. Князь опять здесь. Вдали показываются княгиня и Ольга.
Увидев князя, они поспешно прячутся. Выходит Русалочка. Князь узнаёт,
что она его дочь и, услышав от неё призыв Наташи, решается идти вслед
за девочкой. Княгиня и Ольга пытаются преградить ему дорогу. Князь
возмущён и разгневан. Русалочка зовёт князя за собой, а тут ещё из
глубины вод раздаётся голос любимой Наташи, зовущий его. Княгиня
и Ольга умоляют князя вернуться домой, но князь как зачарованный
следует за манящей его девочкой. Вбегает Мельник. И... в тот момент,
когда Русалочка бросается в воду, Мельник сталкивает в Днепр и князя.
Княгиня падает без чувств. Вбегают охотники, но поздно... Только смех
русалок звучит в ночной тишине. Видение подводного царства
Наташи. Русалки влекут безжизненное тело князя к стопам своей
повелительницы. Мощно и торжествующе звучит в оркестре мотив призыва
Наташи.
Опера создавалась композитором в 1848-1855 гг. В 1856
г. в Петербургском «Театре-Цирке» состоялась её первая постановка (дир.
К.Лядов). Опера была оценена не многими и шла редко. Полноценный успех
«Русалки» и её значение для русской оперы определился постановкой
Мариинского театра в 1865 г. Опера вошла в репертуар русских театров.
Ставилась в Москве и Тифлисе (с Шаляпиным в партии Мельника), в
Харькове, Казани, Киеве, Риге, Екатеринбурге, Ереване, Баку, Минске,
Донецке, Вильнюсе. Вне России опера ставилась в Копенгагене (1888),
Праге (1889), Монте-Карло (1909), Париже (1911), в Сан-Франциско и
Нью-Йорке на русск. яз. (1922), в Иерусалиме на еврейском языке (1926),
в Лондоне на русск. яз. (1931), Хельсинки (1937), Тиране (1953),
Бухаресте (1958).
Исполняет: Оркестр и хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио Дирижер: Владимир Федосеев Год выпуска: 1983 Продолжительность: 02:32:56
Спасибо,но после чистки компа все торренты слетели.ПРидётся где-то рыть.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".