«Фортепианная музыка, хотя и была затронута Глинкой, но первым русским фортепианным композитором следует признать покойного Ивана Фёдоровича Ласковского… За Ласковским непосредственно следуем мы, то есть я, Лядов, Скрябин, Аренский, Глазунов, [Николай] Щербачёв, Рахманинов, Гречанинов и др.» - писал Милий Алексеевич Балакирев в одном из писем. Биографические сведения о И.Ф. Ласковском скупы. Известно, что он родился в 1799 г. в дворянской семье; его отец был обрусевший поляк, мать – русская. Рано обнаружив у мальчике музыкальные способности, его стали обучать игре на рояле. Сведения о первоначальном музыкальном образовании расплывчаты, считается, что его учителями были Фильд, Гунке и Габерцеттель. Занятия музыкой не носили систематического характера. В 1817 г. Ласковский вступил на военную службу подпрапорщиком в Преображенский полк, в котором находился до 1832 г. Получив звание полковника, он вышел в отставку и перешёл на службу в военное министерство, где состоял чиновником по особым поручениям при военном министре. Профессия военного не помешала Ласковскому заниматься активной музыкальной деятельностью. В 1820-30 гг. его имя становится широко известным музыкальному Петербургу. Этому способствовали концертные выступления Ласковского, а также появление в различных музыкальных сборниках его фортепианных миниатюр. Глинка и Даргомыжский, находившиеся в дружеских отношениях с Ласковским, были высокого мнения о его творчестве. Среди друзей Ласковского были также Пушкин, Мих. Виельгорский, Одоевский. В доме Ласковского охотно играли гастролировавшие в России Лист, Вьётан, Серве, Гензельт. Ласковский не был пианистом-виртуозом, но игра его отличалась задушевностью и теплотой, а также чувством меры, элегантностью и благородством. И.Ф.Ласковский писал преимущественно фортепианную музыку (кроме фортепианных произведений им написаны Тарантелла для оркестра, 4 струнных квартета, Трио). Его творчество было достаточно интенсивным – свыше 100 пьес – и несло в себе новые черты, характерные для романтических тенденций. В основном, его пьесы – фортепианные миниатюры: скерцо, экспромты, песни без слов, мазурки, вальсы, тарантеллы, ноктюрны, польки. Кроме того, им написаны более крупные по форме произведения – Вариации на русские темы и романтическая Баллада. Кюи писал, что сочинения Ласковского «более всего приближаются к Шопену, даже со стороны фортепианной техники; кроме того, нередко напоминают Шумана и фортепианные пьесы Глинки». (При этом необходимо учесть, что Ласковский был несколько старше своих великих современников.) При жизни Ласковского была напечатана лишь незначительная часть его сочинений. Заслуга более полного опубликования его тровчества принадлежит М.А.Балакиреву, хорошо знавшему Ласковского и часто с ним общавшемуся. Балакирев бережно собрал и отрдактировал 78 пьес, опубликовав их в 2-х томах в издании В.Фракмана. По существу, только благодаря усилиям Балакирева мы можем в настоящее время довольно полно познакомиться с творчеством Ласковского. Однако целый ряд его сочинений не вошёл в это издание и среди них фортепианная Соната (40-е гг.).
И.Ф.Ласковский на картине И.Репина "Спавянские композиторы" (за Даргомыжским) Не знаю, как загрузить в лучшем качестве
Записи: Мазурка для кларнета и оркестра Два вальса Экспромт фа минор Мимолётная мысль
Ноты: Баллада Экспромт 3 песни без слов 2 мазурки Менуэт Мимолётная мысль Французская кадриль
|