На волне увлечения Ропарцем написал небольшую заметку о квартетах:
6 струнных квартетов Ропарца - это экскурсия в незнакомые широкой массе слушателей тихие закоулки французской камерной музыки. Вообще-то, в своё время, Ропарц был значимой фигурой в музыкальной жизни Франции - не только композитор, но ещё и активный педагог и глава консерваторий в Нанси и Страсбуре. Но, до того как статать признанным муз. авторитетом он был верным учеником Сезара Франка и Венсана д'Энди, и их влияния чувствуются в первых двух квартетах. А в стремлении юного автора к несдержанности в форме и глубине выражения заметна любовь Ропарца к последним квартетам Людвига ван Бетховена.
Начнём с конца - диск 3й: Квартет № 1 соль минор (1893) - ещё несколько хаотичная явно студенческая работа, которая, как пишет равнодушный критик в ревью "является больше упражнением в цветастом контрапункте и в сонатной форме, чем настоящим творчеством" На этом же диске записана неопубликованная Fantaisie brève - сочинение 1892. Это вариации для струнного квартета на тему Маньяра (друга и сокурсника Ропарца) В общем-то тоже всего лишь проба пера
Квартет № 2 (1912) гораздо менее традиционен и более интересен с точки зрения гармонических изысков. Особенно поражает энергичная и даже нервная вторая часть (Assez vif) предвещающая поздние неоклассические опусы Стравинского, да и в других частях Ропарц то и дело отходит от привычного образа постромантика, держащегося за 19й век как за соломинку.
Квартет № 3 (1925), открывающий CD1 - самый популярный и исполняемый из квартетов Ропарца. И неудивительно - Ропарц здесь импрессионист, продолжающий славные традиции Дебюсси и Равеля. Медленная часть 3го квартета (да и второго тоже) поражает необычной изысканной звуковой красотой
В записанных на втором диске квартетах №4 (1934) и №5 (1940) заметны новые тенденции и измения в стиле - мелодии становятся графичней, общая муз.ткань менее изысканной, автор больше тяготеет к диатонике, однако появляются и незамеченные раньше вольности и пронзительные звучания. Музыка на слух представляет из себя что-то среднее между Равелем и Онеггером. Пятый Квартет - "Quasi una fantasia" сочинён Ропарцем в первые месяцы после смерти его жены, и содержит два чудесных торжественных Адажио
Квартет № 6 (1948) - одно из последних сочинений Ропарца, возвращает нас к более классической архитектуре в четырех частях и вообщем довольно традиционен, хотя и заслуживает того, чтобы быть прослушанным, как и все остальные квартеты.
:violin:
5.Константин Владимирович (konst) (02 Апреля 10 16:22)
[Материал]
Олег, Вы это всё сами или воспользовались "помощью друга" (в смысле, интернета)?
Ну да - послушал, почитал рецензии западных музыковедов (по-русски об этом не пишут), обобщил, пересказал своими словами как сам чувствую. Разве плохо?
7.Константин Владимирович (konst) (02 Апреля 10 17:02)
[Материал]
В квартете фальшь заметна сразу, А если нотка лишь не та, Причём не в теме, а в фактуре, Её заметить маета! Кто сам играл, конечно, скажет: В 103 такте есть брачок! Что характерно - я поверю! Наивный, глупый дурачок!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".