Клод Дебюсси / Оркестр NBC / Артуро Тосканини [APE]
17:11
Claude Debussy - A Toscanini conducting the NBC Symphony Orchestra La Mer / Prelude a l'apres-midi d'un faune / Iberia / Nocturnes Из серии RCA vol. 37
Тосканини, слава богу, не забыт, и записей у него немало. Долгое время он считался дирижером №1 всех времен и народов. Предложенная запись Дебюсси подтверждает его феноменальное мастерство. Однако в некоторых его трактовках серьезной музыки внешнее совершенство формы преобладает над содержанием. Темпы обычно сильно ускорены, тембровые контрасты преувеличены. Подобная стилистика была, видимо, востребованна в 1-й пол. XX в. Теперь же записи таких мастеров, как Тосканини, Стоковский, Голованов воспринимаются не как эталонные, а скорее, как экстремальные. Впрочем, это и хорошо - индивидуальность в исполнительстве будет цениться всегда... Жалко, что нет третьего Ноктюрна - "Сирены" (обычно это объясняют отсутствием необходимого женского хора, но это трудность для Урюпинской филармонии, а не для Тосканини)... Спасибо за эту выкладку - потрековый APE очень удобен.
К комментарию Палыча добавлю, что стилистика эта проистекает от авторитарного метода руководства оркестром, другого тогда просто не было. Вся вышеназванная плеяда дирижёров того времени вела свои оркестры "железной рукой", они были в своих оркестрах "боги и цари", "казнили и миловали", кого хотели. Система профсоюзов в западных оркестрах развилась уже позже, а в наших ей и не пахнет до сих пор. Авторитарная система в оркестрах имела свои плюсы (индивидуальность звучания и трактовок - то есть цель), и свои минусы (деспотизм шефа, не всегда корректное отношение к музыкантам вплоть до унижений, возрастная иерархия внутри коллектива - то есть средства). Как следствие - чёткая выверенность всех интерпретационных аспектов, но нередко некая "зажатость" при исполнении, а в российских оркестрах - подчас ещё и "хромое" качество. Хотя обобщать не буду, всё вышеописанное - не везде и не всегда, или в разных пропорциях. Если же отвлечься от всего этого - эта эпоха оставила немало сокровищ грамзаписи, чему примером служит данный диск Тосканини. Насчёт тембровых контрастов: в наш век некоей относительной уравниловки, когда в условиях трудового регламента и минимума времени на подготовку один оркестр не отличишь от другого (опять же, не обобщаю!), интересно послушать, какого результата добивались старые мастера своей скрупулёзной работой (по выражению Мравинского, "обсоси гвоздочек"!). По игре оркестра Тосканини, по выражению Кондрашина, можно в партитуре с одними только нотами проставлять динамические (громкостные) нюансы, настолько ярко они выражены. После ухода деспотичного, но задававшего тон всему маэстро оркестр NBC был распущен "за нерентабельностью". Музыканты частично перешли в другие оркестры, а большинство организовало Symphony of the Air и некоторое время играли без дирижёра (вот как крепки были наработки старика!), а затем ими руководили Бернстайн и Стоковский. Но после ухода последнего коллектив распался окончательно. Sic transit gloria mundi.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".