Сонаты №№ 10 и 11 действительно записаны 24 мая 1949 года, однако соната № 1 записана 28 ноября 1950 года. Все три сонаты записаны на радиостанции г. Саарбрюккен.
При этом в первой сонате у Вас не хватает второй части.
Кое-что было в http://intoclassics.net/news/2012-10-20-14496 ВАЛЬТЕР ГИЗЕКИНГ. РАДИОКОНЦЕРТЫ 1949-1951 (Бах, Бетховен, Шуман) и даты те же. Ссылки там живые.
Трактовка Гизекингом сонат Бетховена, IMHO - громадный шаг вперёд после Шнабеля - новый уровень утонченности игры и понимания бетховенского концептуализма. Его прочтения 14-й и 27-й сонат до сих пор непревзойдены!
Согласен с Вами, трактовки Гилельса и Рихтера гениальны, но они - другие. Вы цените "страстность" и "яркость" в исполнении 14-й, но играть её как "романтическое излияние чувств", с обязательным "патетическим экстазом" в финале - слишком очевидный и простой путь. 14-я в исполнении Гилельса мне очень нравится, но у Гизекинга (в записи 1944 г.) - отрешенная потаенность экспрессии в 1-й части, объективность и благородная сдержанность в остальных (даже в Presto agitato!). IMHO, у Гизекинга Бетховен здесь - прежде всего классический, а не романтический композитор; у Гилельса - наоборот...
IMHO, 27-ю Гизекинг трактует как поэтически-философский экспромт, где противопоставлены мир артифиса/искусственности (вечные борения ума в поисках гармонии - в 1-й части) и мир природного, светлого естества души (которой гармония присуща как данность - 2-я часть). Для 1-й части Гизекинг использует массивное "концептуальное" туше, а во второй парит с воздушной легкостью (нечастой у Бетховена). В записи 1943 г. Гизекинг достигает в этом отношении совершенства (чего не скажешь о его записи 1949 г.). Рихтер же несколько нивелирует значительность тематизма 2-й части, играя её практически в темпе Allegro, хотя у Бетховена указано Nicht zu geschwind und sehr singbar vorgetragen (Не слишком быстро и в очень певучей манере). Кроме того, Рихтер играет 2-ю часть с тем же туше, что и 1-ю. Но 1-я часть у Рихтера сыграна с гениальной непогрешимостью!
"мне кажется, что Бетховен играл бы как Гилельс." - Но вспомните - сам Гилельс с годами тоже сместился от пылко-романтической трактовки сонат Бетховена к более отрешенно-классической, где акцентированы не аффекты, а логика развития, где даже самая бурная моторика подчинена архитектонике формы (что очевидно, если сопоставить его записи сонат 1950-1960-х гг. с записями 1970-1980-х). Сравните московскую запись 14-й 1969 г. и берлинскую 1980-го, например, или московскую запись 3-й сонаты 1952 г. с берлинской 1981 г.
"богатейший финал 3-й части, когда количество музыкальных событий на "квадратный метр" зашкаливает. Такую насыщенную событийность в музыкальном материале финалов начал применять потом только Шопен в своих балладах." - События, о коих Вы пишете - сугубо пианистические, фактурные (секвенцированные арпеджио, аккорды и гаммы), тематически же и гармонически в конце Presto agitato почти ничего нового не происходит. Гениальность Бетховена здесь в том, как он выстраивает и модифицирует довольно однообразный материал так, чтобы он звучал как постоянно варьирующийся - за счёт практически одного только варьирования фортепианной фактуры (не меняя основной тематизм и базовую гармоническую последовательность).
Да, ту, которая у Вас. Только у Вас там начальный аккорд обрезан. В дискографии Гизекинга здесь http://fischer.hosting.paran.com/music/Gieseking/discography-gieseking.htm 1943 г. для этой записи указан как основной, а 1944 - со знаком вопроса.
Спасибо за выкладку и за интересную дискуссию. Хотя, по правде сказать, в Бетховене Гизекинг мне никогда не был близок. Пластинка с 14-й до сих пор где-то хранится, но я её практически не слушал, предпочитая в то время записи (других сонат) Анни Фишер и Марии Гринберг. Впрочем, вот и прекрасная возможность переслушать и переоценить.
Если говорить в целом, то в сонатном Бетховене мне всегда была ближе романтическая трактовка, хоть она и уязвима с точки зрения историчности. Помимо уже названных Рихтера и Гилельса хотелось бы упомянуть как всегда тёплое и проникновенное, хотя и небезупречное с технической точки зрения, исполнение Наседкина, а также сумрачный "готичный" триллер, в который превратил ту же 14-ю, казалось бы, вдоль и поперёк изъезженную, сонату неподражаемый Софроницкий. Что-то я много понаписал, поэтому про Горовица на этот раз уже не буду, хотя его Бетховен мне тоже по душе простотой и непосредственностью, когда исполнитель деликатно отступает на задний план, предоставляя музыке говорить самой за себя.
Огромное спасибо! Раньше в юности судя по пластинкам Гизекинга в моей коллекции винила казалось,что его Бетховен суховат. Сейчас слушаю первые сонаты этого собрания меняю свое мнение. Тут все высказывались по поводу до диез минорной сонаты (язык не поворачивается назвать ее Лунной) - пусть и изрядно романтичное, но мое любимое исполнение этой сонаты у Софроницкого - никто не достиг такого красивого звука в хорале первой части, да и остальные части на таком же уровне.
Алексей, это вполне нормально, когда какой-то исполнитель не производит впечатления в какой-то музыке. Дело не в этом. Как вам формулировочка "Бетховен "для бедных"? Наш борец к месту и не к месту готов демонстрировать, что он из элитки.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".