Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 15:58
Главная страница » 2015»Февраль»8 » Иржи Антонин Бенда (1722-1795) - 4 концерта для клавесина и струнных (G, D, g, C). Йозеф Гала и ансамбль Ars Rediviva
Иржи Антонин Бенда (1722-1795) - 4 концерта для клавесина и струнных (G, D, g, C). Йозеф Гала и ансамбль Ars Rediviva
Уверен, что такая фотография могла быть сделана на Карловом мосту только ранним утром - в остальное время там не протолкнуться. Но в это время Прага имеет своё неповторимое очарование.
Существует то-ли быль, то-ли притча про старшего брата Иржи Антонина Бенды:
ДРАГОЦЕННЫЙ АВТОГРАФ
Чешский композитор Франтишек Бенда - добрый и очень благожелательный человек, узнав однажды о приезде в город молодого неизвестного и, разумеется, бедного композитора, отправился к нему домой и, не застав хозяина, оставил на двери надпись: "Господин артист, прошу вас покорно завтра прийти ко мне обедать". Композитор не заставил себя ждать, знакомство состоялось. Бенда был весьма удивлен, когда и на следующий день он увидел за своим обеденным столом молодого неудачника... Так продолжалось две недели подряд, пока Бенда не спросил, добродушно посмеиваясь: Для меня чрезвычайно приятны ваши постоянные посещения, сударь, но я несколько удивлен тем, что вы позволяете их себе без всяких приглашений с моей стороны. -Вы должны понять меня, милостивый государь,- возразил гость. - Каждый день, возвращаясь к себе домой, я читаю на двери приглашение, начертанное вашей благородной рукой. Я не могу стереть его, потому что сохраняю, как драгоценный автограф. Так же не могу я не появиться в вашем доме к обеду: приглашение такого высокого и уважаемого лица, закон для бедного музыканта.
Да, И. Бенда был прекрасным композитором. Да и вообще у чехов было довольно много прекрасных музыкантов, но не все они вращались вокруг Венского двора. поэтому многие из них и не раскручены как Моцарт. Но музыку писали прекрасную. Им хотя бы есть чем гордиться, а вот у нас на Руси. увы, с этим делом было весьма плачевно. Многие учились в Италии а толку никакого. Кроме Д. Бортнянского мало кого знают. И это печально.
Это очень больно, к сожалению, русская музыка по-настоящему, начала свое триумфальное шествие лишь в 19-м веке. Ох, как-было чудесно если-бы и у нас были с десяток выдающихся русских композиторов периода 1650-1770 годов. Но нет, не было даже одного выдающегося, не получилось и не вышло. Но ничего не сделать. Бортнянский появился слишком поздно...
Но Эх, испытаем радость и гордость за другие страны. Тем более, что в музыке этой присутствуют моменты, так "по-нашему" цепляющие за душу, что говорит о нашем с ними, душевном родстве...
Ну, не совсем уж всё так плохо было. Не востребованы были отечественные композиторы при великих императрицах, это да. Лучше плохонький, но итальянец, нежели талант, но свой... Но всё-таки были Титов, Трутовский, Березовский, Хандошкин, Пашкевич, Соколовский, Фомин, Козловский (хоть и поляк, а практический свой)...
"...нашем с ними душевном родстве... " Это и есть подсознательно выраженное ощущение различности, того, что МЫ и ОНИ - это разные миры, хоть и родственники. Мы - это мы. Они - это то, что не мы. Хотя Они - это множество различных культур Европы и не только её. "Это очень больно, что русская музыка..." - комплекс неполноценности. Что ж так больно-то? А уж как чукчам-то как больно! "Триумфальное шествие". Куда?.. И что такого "чудесного" было бы "если бы и у нас были с десяток(!!!!)выдающихся русских композиторов"? Какая для Вас разница Бенда чех, русский или немец?
"...МЫ и ОНИ - это разные миры, хоть и родственники. Мы - это мы..." Несомнено мы это мы а они соответственно они, и этого никто не отрицает. Я говорю о том самом, что чувствуется на неязыковом, не национальном, не менталитетном и прочих уровнях, я говорю о том, что строится на более тонкой организации душевной (только не будем приводить доводы о широте загадочной отечественной души, котороя вполне присутствует и у других народов, только выражается по-своему). Ну, допустим слушая Реквием Моцарта, будь то хоть японец, индонезиец, канадец и т. д. чувствует его не на физическом а на все том же самом "подсознательном" или духовном уровне, неязыковым, ненациональном, который находится вне среды их внешнего видения, да возможно японец будет интепретировать музыку по-своему, канадец, русский и т. д. на свой лад, но это все опять-же зависит от внешнего, что в большей степени влияет и на внутреннее, но если отбросить все, каждый из них чувствует именно "душевное родство", тонкую необъяснимую связь. "Это очень больно, что русская музыка..." - комплекс неполноценности." Русская музыка стоит далеко не на последнем месте в мире, и ее охотно исполняют и слушают. Но я сделал акцент именно на одном временном отрезке именно до первой половины 18-го века, а не на всей истории ее развития. Это один из наиболее интересных периодов в истории Европейской музыки, у нас-же в этот период наблюдается зияющая дыра, что в принципе было в России и с игровым кино, которое зародилось у нас лишь в 1908 году, в отличие от других стран где уже буквально через год изобретения кинематографа вовсю крутили постановочные фильмы. Здесь не идет речь не о каком "комплексе неполноценности", это наш русский принцип "долго запрягать, но быстро ездить", возможно мы и далеко отстаем от других стран по времени, но мы быстро нагоняем и даже превосходим, что вызывает удивление и восхищение. Больно лишь за то, что у нас так долго подготавливалась почва для развития отечественного музыкального искусства, что мы пропустили большую часть 18-го века, однако в других сферах как наука, дипломатия и т. д. мы вполне существенно преуспели. И разве это не "Триумфальное шествие", хотя бы в начале на Родине, с появлением Дегтярева, который создал первую русскую ораторию «Минин и Пожарский», или имевшие огромный успех романсы Алябьева, а оперы Верстовского, Глинки, Даргомыжского эти люди предвосхители приход таких гениев как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, которые имеют значительное место в нашей и мировой культуре. А вот насчет чукч можно сказать, что они развивались в своей культурно-этнической среде, не имея в распоряжении сонат Корелли, или пару-тройку итальянских исполнителей, которые сподвигли бы их на сочинение опера-серия или Кончертов-Гроссо для варгана и бубна с хором, или постройку первого национального чукотского театра. А "чудесного" было бы очень много, что если-БЫ у нас были в первой половине 18-го века отечественные композиторы, и как бы их творчество повлияло на дальнейшие поколения, по какому-БЫ пути пошла наша музыка. Лично для меня нет разницы в национальности Иржи Антонина, и творчество его я не рассматривал с национально-географической принадлежности, а с духовной точки (вне религий) зрения, которая врятли имеет национальность и принадлежность....
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".