Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 17 Ноября 24, 11:27
Главная страница » 2015»Январь»18 » Ранняя русская опера: Евстигней ФОМИН - "Ямщики на подставе" (1786). Степан ДАВЫДОВ - "Леста, днепровская русалка" (1805)
Ранняя русская опера: Евстигней ФОМИН - "Ямщики на подставе" (1786). Степан ДАВЫДОВ - "Леста, днепровская русалка" (1805)
21:20
ЕВСТИГНЕЙ
ИПАТЬЕВИЧ ФОМИН (1761-1800). Подробнее о нём я уже писал в статье "Русский
Моцарт". Многие его сочинения не
сохранились, но те несколько опер, которые дошли до нас, позволяют
говорить о Фомине как о крупнейшем российском композиторе 18 века. Его
"Ямщики на подставе" - единственная в истории музыки опера, полностью
основанная на русских народных мелодиях, при этом выстроенная и
аранжированная в соответствии с канонами оперы моцартовской эпохи.
"Ямщики на подставе" (1786), очевидно, задумывались как подношение императрице Екатерине II. Сюжет этой небольшой оперы довольно незамысловат: на подставе ямщики ожидают уникального события - скоро здесь должна проехать сама императрица, и к её приезду должны быть подготовлены лучшие лошади, и вообще все тщательно готовятся. Попутно между ямщиками проходит выяснение отношений. И вот наконец появляется процессия императрицы - и опера заканчивается торжественным хором, славящим её величество. Однако опера так и не была представлена Екатерине II. Возможно, кому-то это сочинение показалось весьма "сомнительным": хотя опера и посвящена августейшей особе, но действующими лицами в ней почему-то являются обыкновенные мужики. Более того, "Ямщики на подставе" целиком основаны на народных песнях (в этом, кстати, и заключена уникальность оперы - никогда больше русские композиторы не ставили подобных опытов).
Костромские ямщики (ок. 1900 г.)
СТЕПАН ИВАНОВИЧ ДАВЫДОВ (1777-1825) поступил на службу в Дирекцию императорских театров в 1800 г.,
заменив ушедшего из жизни Е. Фомина. По заказу двора Давыдов написал 2
балета - "Увенчанная благость"
(1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), прошедших с заметным
успехом. А в следующем произведении - знаменитой опере "Русалка" - он
прославился как один из создателей нового романтического жанра
"волшебной", сказочной оперы. Это произведение, лучшее в творчестве
композитора, по существу является большим театрализованным циклом,
состоящим из четырех опер. Источником послужил зингшпиль австрийского
композитора Ф. Кауэра на текст К. Генслера "Дунайская русалка" (1795).
Писатель
и переводчик Н. Краснопольский сделал свой, русский вариант
генслеровского либретто, он перенес действие с Дуная на Днепр и наделил
героев древнеславянскими именами. В таком виде была поставлена в
Петербурге первая часть оперы Кауэра под названием "Днепровская
русалка". Давыдов выступил здесь как редактор партитуры и автор вставных
номеров, усилив своей музыкой русский национальный характер спектакля.
Опера имела грандиозный успех, это заставило либреттиста продолжить свою
работу. Ровно через год на сцене появилась вторая часть кауэровского
зингшпиля, переделанная тем же Краснопольским. В этой постановке Давыдов
не участвовал, ибо в апреле 1804 г. был уволен со службы в театре. Его
место занял К. Кавос, сочинивший вставные арии к опере. Однако Давыдов
не оставлял мысли об опере, и в 1805 г. написал целиком музыку для
третьей части тетралогии на либретто Краснопольского. Эта опера,
совершенно самостоятельная по композиции и получившая новое название "Леста, днепровская русалка",
явилась вершиной творчества композитора. Великолепный актерский
ансамбль, роскошная постановка, балетные сцены, прекрасно поставленные
балетмейстером А. Огюстом, яркая, колоритная музыка Давыдова - все
способствовало огромному успеху "Лесты". В ней Давыдов нашел новые
музыкально-драматургические решения и новые художественные средства,
объединив 2 плана действия - реальный и фантастический. С волнующей
силой передал он драму простой крестьянской девушки Лесты, ставшей
повелительницей русалок, и ее возлюбленного, князя Видостана. Удалась
ему и характеристика комического героя - слуги Тарабара. Охватив широкий
диапазон чувств этого персонажа - от панического страха до безудержной
радости, Давыдов заметно предвосхитил образ глинкинского Фарлафа. Во
всех вокальных партиях композитор свободно пользуется музыкальной
лексикой своей эпохи, обогащая оперный язык русскими народно-песенными
интонациями и танцевальными ритмами. Интересны и оркестровые эпизоды -
живописные картины природы (рассвета, грозы), яркие колористические
находки в передаче "волшебного" пласта. Все эти новаторские черты
сделали Лести Давыдова лучшей сказочной оперой того времени. Успех оперы
способствовал возвращению Давыдова на службу в Театральную дирекцию. В
1807 г. он написал музыку к последней, четвертой части "Русалки" на
самостоятельный текст А. Шаховского. Однако музыка ее полностью до нас
не дошла. Это была последняя работа композитора в оперном жанре. (По материалам А. Соколовой, Belcanto.Ru)
Константин Маковский. Русалки
Евстигней ФОМИН. «Ямщики на подставе, или Игрище невзначай» (1786). Опера в одном действии. Либретто Николая Львова.
1. ЯМЩИКИ НА ПОДСТАВЕ - Заглавие (0:33) 2. Увертюра (3:31) 3. Текст (0:58) 4. Хор 'Не у батюшки соловей поёт' (5:32) 5. Текст (0:48) 6. Хор 'Высоко сокол летает' (5:26) 7. Текст (0:18) 8. Песня Тимофея 'Ретиво сердце молодецкое' (2:48) 9. Текст (0:46) 10. Дуэт Яньки и Тимофея 'Между нами ямщиками' (1:43) 11. Текст (1:25) 12. Терцет (Вахруш, Курьер, Янька) 'Кабы я была пташка' (1:08) 13. Текст (1:23) 14. Дуэт (Янька, Тимофей) и хор 'Купить ли те, Филюшка' (1:28) 15. Текст (0:21) 16. Квартет (Абрам, Фадеевна, Тимофей, Янька) и хор 'Молодка, солдатка' (1:43) 17. Текст (0:11) 18. Терцет (Янька, Фадеевна, Тимофей) и хор 'Во поле берёза бушевала' (1:58) 19. Текст (0:09) 20. Марш (0:23) 21. Хор 'Вы раздайтесь, расступитесь' (1:02)
Солисты и Ленинградская государственная академическая капелла имени М.И.Глинки. Оркестр театра оперы и балета Ленинградской гос. консерватории. Дирижёр Владислав Чернушенко.
* * *
Степан ДАВЫДОВ. "Леста, днепровская русалка" (1805). Фрагменты:
Вот это новогодний подарок!!! Моя благодарность не имеет границ. Уверена, что многие любители музыки будут вам признательны. А можно нескромно попросить вас, не найдется ли Орфей? СПАСИБО.
Добрался, наконец. "Орфей" по стилю и эстетике чем-то напомнил мне пастораль "Искренность пастушки" из "Пиковой дамы" - вызвал улыбку. Наверное, такой же умильно-иронический отклик у нас вызывают у нас, нынешних, старые советские фильмы 30-х - 50-х годов. Но ничего удивительного - все мы проходили через детский возраст, и над нашими манерами, словами и поведением взрослые умилялись. Вот, тогда русская классическая музыка тоже проходила через пелёночно-детское состояние, и редко выходила за рамки тоники-субдоминанты-доминанты, типичны были повторяющиеся секвенционные ходы. Поэтому сравнивать Фомина с Моцартом я бы всё же не стал - ранг не тот, ибо в Европе музыкальная культура уже давно цвела пышным цветом. И честно говоря, "Орфей" меня как-то не впечатлил. Как музыкой так и качеством исполнения (я имею в виду оркестр). Но, вероятно, что живи я в осьмнадцатом столетии - я был бы потрясён. Что же до "Ямщиков" - прелестная вещица! Вот тут детское состояние русской музыки пришлось очень кстати. Плюс материал в духе народных песен (за что Фомину особый поклон - он был первым, сделавшим это). Мне как-то в студенческие времена довелось играть что-то подобное - фрагменты из оперы Пашкевича "Санкт-Петербургский Гостиный двор". Очень милая сатирическая комедия! Может, найдётся у кого запись, если эта вещь вообще записана? На мой вкус, тогдашним русским авторам более удавалась комедия и сатира, чем трагедия. Но это только на мой вкус современного человека. Я понимаю, что господствовавшая тогда эстетика несопоставима с нашим нынешним восприятием. И все же перед Фоминым надо снять шляпу: не было бы его, Бортнянского, Пашкевича, Березовского и других - не было бы и Глинки, Мусоргского, Чайковского. Спасибо Вам, Сергей, за эту выкладку!
Пожалуйста... вот только сравнение Фомина с Чайковским какое-то диковатое - Чайковского ещё и в проекте не было. Скорее-наоборот. А вообще - спасибо за комментарий.
А я и не сравниваю. Я всего лишь называю композиторов первой категории заложившими основы для развития и расцвета русской музыкальной культуры в XIX веке, чьими представителями были композиторы второй категории - в том числе и Чайковский.
Жанр мелодрамы, в котором написан "Орфей" Фомина, в конце 18-го века был достаточно распространен в Европе. Его европейские образцы, возможно, технически изощреннее, но сегодня тоже выглядят наивными. Для примера сошлюсь на три мелодрамы Иржи Бенды, которые можно найти в барочном блоге Дмитрия (alekhno). Существовал даже фортепианный аналог мелодрамы. Пример: "Казнь Марии Антуанетты" Яна Дусика (Дюссека) для чтеца и пианофорте. Эту вещь я когда-то здесь выкладывал со Штайером и Любимовым.
Есть ли у кого Орфей в исполнении Барокко? Нашел в торренте, не могу скачать... Это был винил-сборник выпуска около 1980, но я как сейчас помню каждую ноту. Вот это блеск, пунктуация, точные и размеренные нюансы.
К сожалению, Есипов разочаровал: - много затянутых моментов - местами партии сливаются, превращаясь в манную кашу - вообще характерная черта исполнения - некоторая усталость, это особенно чувствуется в увертюре на длинных паузах и неспешных разворотах, в финале, где дирижер непозволительно ударяется в экстрим-пьяно... (imho)
В исполнении "Барокко" есть только сюита из трёх номеров. Полных записей "Орфея" я знаю три: Есипова, Г.Рождественского (с тем же солистом-чтецом, концертную запись передавали по радио) и совсем свеженькую "Пратум интегрум"...
Спасибо за выкладку! Как ознакомительный материал эта запись имеет право на существование, но в целом производит впечатление детского лепета на лужайке. Г-н Чернушенко, конечно, н.а.СССР, но как дирижёр и музыкант "тянет" только на Заслуженного работника культуры, простите.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".