Жанровым прообразом фортепианных сюит Хиндемита можно определить танцевальную сюиту XVII – XVIII веков, состоящую из контрастных по характеру и темпу пьес. Однако композитор создает оригинальные танцевальные сюиты, где вместо традиционных для жанра аллеманды, куранты, сарабанды и жиги и прочих звучат бытовые ритмы начала 20го века.
Такова, например сюита «1922 год» — произведение саркастическое, полное ядовитой иронии. В нём композитор декларирует отрицание, исчерпавшей себя романтической чувствительности и одновременно заявляет протест против клишированности человеческого сознания, против стандартизации мыслей, чувств и желаний. Автор дает следующие пояснения к исполнению этой пьесы: «Забудь обо всем, чему тебя учили на уроках фортепиано. Не раздумывай долго о том, четвертым или шестым пальцем ты должен ударить dis . Играй эту пьесу стихийно, но всегда строго в ритме, как машина. Рассматривай рояль как интереснейший ударный инструмент и трактуй его соответствующим образом». В название Хиндемит выносит год написания произведения, что делает его, своего рода, документальным, насколько это возможно в музыке. Город 20х годов - его улицы, утопающие в суете людей и машин, мир цирков, кабаре, мюзик-холлов, кружащийся в ритмах модных танцев, стали предметом творческого вдохновения. Композитор остро, точно и лаконично формулирует саму суть городской жизни. Где-то за фейерверком эксцентрики, гротеска, эпатажа (Марш, Шимми, Регтайм), под ворохом банальностей (Бостон), тихо звучит одинокий голос человека, потерянного в бурном потоке будней мегаполиса (« Nachtst uck »).
Paul Hindemith (1895-1963)
1. Tanz der Holzpuppen (Dance of the wooden dolls) (2:51)
2-6. 1922, Suite for piano, Op.26 (1922): I. Marsch (1:32) II. Shimmy (3:06) III. Nachtstueck (5:31) IV. Boston (4:01) V. Ragtime (2:10)
7-11. Tanzstücke (Dance Pieces), Op.19 (1920) : I. Maessig schnell, etwas unbeholfen vorzutragen (1:38) II. Sehr lebhaft (1:13) III. Maessig schnell (2:38) IV. Pantomime (4:18) V. Sehr lebhaft (1:18)
12-14. Klaviermusik 1 Teil, op.37: Exercise in three pieces (1925): I. Schnelle Viertel, durchau... (3:00) II. Langsame Viertel (3:33) III. Rondo. Aeusserst lebhaft ... (2:23)
Пару лет назад был на вот таком концерте Кацнельсона: И.С.БАХ – Французская увертюра (Партита си минор) (831) ХИНДЕМИТ – Сюита "1922" ШОПЕН – Три ноктюрна Три мазурки Баллада №1 соль минор, соч.23
Всё вместе (как и по отдельности) звучало очень здорово! Просто вспомнилось ) Спасибо!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".