Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 02:20
Главная страница » 2014»Июль»31 » Минкус. Баядерка. Музыка балета. Английский камерный оркестр. Дирижер Ричард Бонинг
Минкус. Баядерка. Музыка балета. Английский камерный оркестр. Дирижер Ричард Бонинг
20:13
Людвиг Минкус. Баядерка. Английский камерный оркестр. Дирижер Ричард Бонинг
"БАЯДЕРКА", Л. Минкус
Есть такой старый анекдот. Как-то в Советский Союз приехал высокий правительственный гость из Индии. Чем его удивить, что показать? Конечно, балет. А какой? Лучше всего, решили в ЦК, тот, что будет понятен гостю, – из его родной индийской жизни, – "Баядерку". После спектакля гостя спрашивают, понравился ли ему спектакль. "Очень понравился, только я не понял: в какой стране все это происходит?" Вопрос, конечно, наивный. Поскольку все балетные спектакли, что бы ни значилось в либретто, происходят всегда в одной и той же стране, и название ее – балет. И ничего тут не поделаешь, но за это мы и любим диковинное искусство классического танца. "Баядерка" – один из выдающихся балетных спектаклей, завораживающий своим драматизмом и танцевальной насыщенностью. Премьера этого роскошного балетного спектакля в четырех действиях, семи картинах и апофеозом состоялась в 1877 году и с восторгом была принята современниками. Каких только сценических красот и разнообразных танцев не придумал Петипа, ведь действие все-таки происходит в Индии. Да и сюжет самый что ни на есть балетный, о любви баядерки Никии и воина Солора, предавшего возлюбленную и женившегося на нелюбимой, но зато дочери раджи – Гамзатти. Так что можно было дать волю своей балетмейстерской фантазии. И среди этих фантастических балетмейстерских откровений – акт "Теней", один из поэтичнейших в мировом балетном наследии. Когда высоко над сценой, словно возникая из воздуха, одна за другой появляются тридцать две танцовщицы-тени и в бесконечно повторяющемся движении арабеска постепенно заполняют сцену, сердце перехватывает от пронзительной грусти этого призрачно-лунного эпизода. В "Баядерке" выступали выдающиеся артисты, в партии Никии блистали Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Наталья Дудинская, Марина Семенова. В роли Солора потрясал своим танцем Вахтанг Чабукиани. Особым балетом стала "Баядерка" для Рудольфа Нуреева. В роли Солора он сначала поразил ленинградцев, потом парижан во время скандально знаменитых гастролей Кировского театра в Париже в 1961 году, когда молодой советский танцовщик стал первым балетным "невозвращенцем". "Баядерка", поставленная Нуреевым для Парижской оперы в 1992 году, будет его последней постановкой и последним триумфом.
Историческая справка
Балет Минкуса «Баядерка», впервые поставленный в 1877 году на сцене петербургского Мариинского театра выдающимся хореографом Мариусом Петипа, является одним из лучших произведений классического балетного наследия. Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для целого периода в истории балета. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце. Спектакль неоднократно ставился на сценах всего мира, но, тем не менее, он остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской.
Литературными источниками «Баядерки» служат драма индийского классика Калидасы «Сакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка». Место действия балета — древняя Индия. Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы (баядерки), живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство…
Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики («Индусский танец», «Танец со змеей»). А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер.
На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения. Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать новые версии ускользающего из памяти шедевра Петипа.
Почти 130 лет прошло со дня первой постановки балета «Баядерка», но он по-прежнему принадлежит к числу любимых спектаклей у постановщиков и исполнителей. Он по-прежнему притягивает и волнует зрителей эмоциональностью музыки, драматизмом сюжета и красотой хореографии. «Баядерка» входит в репертуар крупнейших театров мира, в том числе Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве, Лондонского королевского театра «Ковент Гарден», Нью-йоркского театра балета, Парижской «Гранд-опера» и т.д.
Всем, кто не видел "Баядерку", настоятельно рекомендую посмотреть ее именно в Мариинском театре в Петербурге
Спасибище-спасибище-спасибище! Ура!!! Ждала... Надеялась... И вот наконец-то у меня будет "Выход теней" на телефон
Мне бы ещё из Минкуса хотелось вариацию Китри с веером не в обычном среднем темпе, а в убыстрённом, как здесь у Екатерины Максимовой - http://www.youtube.com/watch?v=IYniF3z17Ho Даже не представляю, где такое искать.
Ну вы что, я ж шучу! Хотя на телефон всё равно поставлю, и пусть эта восхитительная, зримая музыка каждый день отвлекает меня от земного быта.
Полный "Дон Кихот" я качала тут http://blog.skullbocks.com.ar/2008/06/don-quijote-ballet-en-tres-actos-mp3.html - но в этой версии вариация с веером как раз медленная, такая нежная музыкальная шкатулочка.
Да, и я что-то упустила, или в записи Бонинга правда нет индусского танца?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".