Gustav HOLST / Густав ХОЛСТ (1874-1934) The Planets ~ Планеты ор.32 (1914-1916) 1. Mars, the Bringer of War ~ Марс, приносящий войну 2. Venus, the Bringer of Peace ~ Венера, приносящая мир 3. Mercury, the Winged Messenger ~ Меркурий, крылатый посланец 4. Jupiter, the Bringer of Jollity ~ Юпитер, приносящий веселье 5. Saturn, the Bringer of Old Age ~ Сатурн, приносящий старость 6. Uranus, the Magician ~ Уран, чародей 7. Neptune, the Mystic ~ Нептун, мистик (полные названия частей, отсутствующие в буклете)
London Phil. Orch. & Ladies of London Phil. Choir Georg SOLTI
Rec. 1978 & 1977
Некоторое время тому назад я решил переслушать, а потом и выложить, единственную имеющуюся у меня (но отсутствующую на Погружении) запись «Планет» Холста в исполнении Лондонского СО п/у Шолти. Поводом для этого послужила интересная, почти часовая, передача на основной (а не музыкальной) программе израильского радио, посвященная 1-ой мировой войне и тому отпечатку, которая она наложила на искусство во время войны и в дальнейшем. В самом начале, говоря, что повод к началу этой затяжной и сопровождавшейся огромными жертвами войны на современный взгляд кажется ничтожным (сербский террорист застрелил австрийского даже не монарха, а просто эрц-герцога) и сама война как бы вспыхнула по чистой случайности, автор передачи отметил, что характер ряда произведений искусства, появившихся в ее преддверии, свидетельствует о предчувствии подобных перемен. Он привел ряд примеров из литературы и живописи, но подробнее всего остановился на музыке, поскольку в этом случае было возможным проиллюстрировать сказанное. В этом котексте он указал на «Весну священную» Стравинского и Allegro barbaro Бартока (как предчувствие варварства) и дал также начало из «Марса» Холста, части, написанной за пару месяцев до начала войны. Прослушав заново всю сюиту, я не думаю, что в отношении Холста он был прав. Хотя, на мой взгляд, «Марс» - самая впечатляющая часть сюиты, но ее характер обусловлен лишь заданной программой, а не изменением стиля как в случае Стравинского или Бартока. В целом же музыка сюиты оставляет впечатление эклектичной, сочетающей весьма разные влияния, в частности, очень заметно и влияние русской музыки, а конкретно Римского-Корсакова в «Меркурии» и Глазунова в «Юпитере».
P.S. Полные названия частей показывают, что Холст в изображении планет следовал не характеру, определяемому их римскими именами и восходящему к греческой мифологии, а тем значением, которое приписывается им астрологией (= гороскопией).
Самый точный перевод этих маршей Элгара - это "Торжественные и церемониальные марши" или "Торжественно-церемониальные марши". Если более подробно, то Pomp имеет один из переводов как "торжественный, блестящий", а Circumstance имеет значение, что-то вроде - "церемония, ритуал".
Я все это знаю, но дать точный перевод показалось мне излишне "торжественно-церемониальным". Есть выражения, которые при точном переводе с другого языка выглядят неуклюже. А марши-то, особенно первый, вполне "уклюжие", да и исполнение отличное. P.S. А вот на иврите, например, адекватный перевод звучит прекрасно, поскольку имеется эквивалентное выражение: hод вэ hадар
- "Есть вещи, которые при точном переводе с другого языка выглядят неуклюже".
Ну, это да. Неклюжесть переводов - дело, конечно, известное и распространенное, но что делать....
А вот в предисловии Вы написали про предчувствие войны..... Интересная тема. Я как-то размышляй над ней, но, по большому счету, это все несколько надуманная тема. Я так и не увидел, при ближайшем рассмотрении, никакой связи между стремительно меняющемся музыкальном миром и наступлении войны. Если, допустим, взять "Весну священную", то это было просто вполне логичным продолжением блестящего ряда его балетов, да еще и под опекой "священной руки" Дягилева, а уж он точно ничего про войну и слышать не хотел и знать не знал. Далее Allegro Barbaro Бартока - есть всего лишь подражание Этюду Алькана "Аллегро барбаро" с такими же одинаковыми фактурными построениями. Иногда пишут ,что Рахманинов чего-то там предвидел и от его музыки веяло некоторыми предгрозовыми событиями ..... Но, во-первых, после провала 1-й симфонии, он вообще был склонен был писать многое в миноре, да прибавьте к этому басовую природу его сочинений и временами появляющуюся колокольность в звучании - то вот Вам, допустим, и его "Колокола", написанные прям аккурат к началу войны. Теперь Скрябин: ему, с его мистическими всепланетарными идеями, - ну куда ему было предвидеть какую-то войну, он слишком был поглощен собой и своими семейными проблемами с первой женой, не дававшей ему развода. Список можно долго продолжать, ведь можно и про Шенберга вспомнить, и оперы Р. Штрауса, и полистилистику Айвза и т.д. Главное, что, действительно, был неожиданный всплеск композиторской активности по всему миру, но это было логичное и вполне объяснимое стремительное развитие центробежных композиторских очагов во многих странах, а также невиданное появление многих новаторских "разработок" в области гармонии и их внедрении в жизнь. И все это как назло предшествовало 1-й мировой войне и совпало с ней.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".