Неожиданное послесловие, или, если (не) угодно, многословие) к «пассионарному» исполнению песен Брамса Бригиттой Фассбендер: Еще со школьных лет, когда, начав слушать музыку, я стал читать и литературу о ней, очень удивляло меня неприятие музыки Брамса, проявлявшееся в высказываниях русские композиторов и критиков, но также, похоже, существовавшее и в более широкой музыкальной среде. Я мог понять, что кому-то не по душе Лист или Вагнер, но ведь в то же время были те, кто обожествляли их. А Брамс, такое впечатление, в России не угодил никому. Это продолжалось и после революции, пока в конце 30-х не появилась первая ласточка – очерки о трех симфониях Брамса Соллертинского. Но до весны еще было далеко. Прокофьев только в конце своей жизни написал (кажется, в своем дневнике) о глубоком впечатлении, оставленном услышенной по радио 2-ой симфонией Брамса.
С отголоском этого неприятия Брамса мне очень неожиданно пришлось столкнулся в середине 50-х. В 1956 г в Москве исполнялся цикл из 4-х концертов, включавший все симфонии Брамса и ф.п. концерты Бетховена, с Гилельсом и Зандерлингом. Я посещал эти концерты в БЗК вместе с тремя преподавателями шахматного кружка МГДП (и благодаря им). Один из них, Андрей Адольфович Ярошевский (преподававший ф-но в одной из музшкол) в том случае, когда концерт начинался с симфонии Брамса, проводил это время в фойе!!!
(JavaBabay) (26 Январь 13 14:17) Спасибо не только за музыку, но и за способ выгрузки. Мгновенно сохраняешь на свой Я-диск, а там уже не торопясь подтягиваешь хоть на мобильное устройство, хоть на ПК без всяких капч и паролей.
Сергей (nibelung) (26 Январь 13 17:32) Чудесный редкий диск - очень обрадовали!
Дмитрий (Peir) (27 Январь 13 17:04) Большое спасибо!
Есть такая вещь как неприятие творчества Брамса. Я сам долгое время не выносил его симфоническое творчество. Камерные вещи вроде скрипичных сонат я довольно хорошо воспринимал и многое из форт. наследия, но все остальное - увы. Брамсовская оркестровка, к примеру, довольна своеобразна и где-то неряшлива, ощущение, что это его было фирменным отличием, иногда даже говорили, что чтобы научиться оркестровать в духе Брамса - надо быть самим Брамсом. Довольно специфическое отношение к форме и оркестровому звучанию вызывало у меня всегда зевоту, с трудом преодолевал эту звуковое желе. Даже 2-й форт. концерт с точки зрения цельности и спаянности, при всем его великолепии, с трудом укладывался у меня в голове. Внутренне хотелось какого-то некоторого стержня в его музыке, но никак не мог зацепиться за него - сочетание такого вперемешку эпического и вдруг съезжающего до "сопливой тоски" (или чуйственного лиризма, как угодно) несколько утомляло меня. Хотя брамсовский мелодизм, конечно, уникальный, цепляет до самых недр. Ну, вот все это в итоге оставляло несколько у меня неоднозначное восприятие его творчества. Я потом только перечитал десятки трудов по брамсовской оркестровке, форме, специфики его композиторства, и кое-что прояснилось, но что-то до сих пор не все принимаю. Возможно, просто брамсовский своеобразный темперамент в музыке не совсем подходит к моим предпочтениям.
Ну, не знаю. К кому к кому, а к Брамсу у меня никогда не было вопросов. Что же касается сочетания эпического размаха с нежнейшей сентиментальностью, так в этом и заключается тайна загадочной немецкой души, которую Брамс выразил ничуть не хуже Бетховена.
Бетховен -- фигура, без сомнения, более величественная. Но лично мне Брамс ближе, роднее. К Бетховену иногда приходилось привыкать, прислушиваться, а Брамс захватывал сразу. Это относится не к шедеврам, которых у Бетховена побольше будет, а к творчеству в целом -- как к средству самовыражения, как к отражению внутреннего движения мысли и чувства. В этом мне Брамс понятнее. Очевиднее, если можно так сказать.
Лёгкая ирония в словах о загадочной немецкой душе, конечно, присутствует -- Вы поняли правильно Но только самую малость, в целом всё на полном серьёзе.
А я обожаю чуть не всего. Правда, песни его меня не так впечатляют, так же, как и хОры. Но это уже потому, что хоровое искусство я просто не люблю.... А вокальное искусство несколько скучноватое, за редкими исключениями
Включающими, в частности, данное исполнение. В живом исполнении я слышал Фассбендер лишь однажды, в рамках симфонического концерта, где она пела Альтовую рапсодию. Романсы, на мой вгляд, ей удаются больше.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".