Статья об А. Иванове: http://www.belcanto.ru/ivanov_aa.html
CD 1
1. Ах ты, доля (народная). Секстет домр под управлением Николая Некрасова 2. Бывали дни веселые (народная). Оркестр народных инструментов под управлением Николая Некрасова 3. Последний нынешний денечек (народная). Оркестр народных инструментов под управлением Николая Некрасова 4. Что так скучно (народная). Секстет домр под управлением Николая Некрасова 5. Не бушуйте, ветры буйные (народная). Секстет домр под управлением Николая Некрасова 6. Гуде витер (украинская народная). Георгий Орентлихер (фортепиано)
7. Дивлюсь я на небо (украинская народная). Оркестр народных инструментов под управлением Николая Некрасова 8. Коли разлучаются двое (украинская народная). Иван Козловский, Георгий Орентлихер (фортепиано)
9. Не щебечи, соловейко (украинская народная). Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Михаил Глинка)
10. Ой не спится, не лежится (украинская народная). Наум Вальтер (фортепиано) 11. Ой ти, дивчина (украинская народная). Оркестр народных инструментов под управлением Николая Некрасова 12. Повий витре на Вкраину (украинская народная) 13. Думы, мои думы (на украинском языке). Наум Вальтер (фортепиано) (автор музыки: К. Захарченко) 14. Ванька - Танька (народная). Георгий Виноградов, Наум Вальтер (фортепиано)
15. Ах ты, ночь ли, ноченька. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Михаил Глинка) 16. Море. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Варламов) 17. К детям. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Сергей Рахманинов) 18. Влюблен я, дева-красота. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 19. Дитя, как цветок, ты прекрасна. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Сергей Рахманинов) 20. Зачем с улыбкою печальной (старинный русский романс). Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Варламов) 21. Восточный романс. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 22. Не плачь, мой друг (старинный русский романс). Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Антон Аренский) 23. Светит солнышко. Георгий Виноградов, Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Антон Рубинштейн) 24. Голубые глаза. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 25. Для берегов отчизны дальней. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Николай Римский-Корсаков) 26. Лилета. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 27. Зачем? Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Петр Чайковский) 28. Ночь в горах Шотландии
(автор музыки: Сергей Танеев) 29. Свет восходящих звезд
(автор музыки: Сергей Танеев) 30. Музыка. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Сергей Рахманинов) 31. О, если б ты могла. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Николай Римский-Корсаков) 32. Моя милая, моя душенька. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 33. Что мне она
(автор музыки: Сергей Танеев) 34. Ножки. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 35. Кудри. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский)
CD 2
36. Не щебечи, соловейко. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Михаил Глинка) 37. Ночной зефир. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 38. На нивы желтые (старинный русский романс). Наум Вальтер (фортепиано) (автор музыки: Петр Чайковский) 39. О нет, молю, не уходи. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Сергей Рахманинов) 40. Русая головка. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 41. Скрой меня, бурная ночь. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 42. Поцелуй. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 43. Не судите, люди добрые. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 44. Я вас любил. Наум Вальтер (фортепиано) (автор музыки: Александр Даргомыжский) 45. Благославляю вас, леса. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Петр Чайковский) 46. Горные вершины. Н. Захарченко, Наум Вальтер (фортепиано)
(автор музыки: Антон Рубинштейн) 47. Слеза дрожит. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Петр Чайковский) 48. Моя милая, моя душечка. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 49. Грезы, дуэт (старинный русский романс). Н. Захарченко, Наум Вальтер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Гречанинов) 50. И скучно, и грустно. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 51. Лебединая песня. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Антон Аренский) 52. Мери
(автор музыки: Михаил Глинка) 53. Моряки. Георгий Виноградов, Наум Вальтер (фортепиано)
(автор музыки: Константин Вильбоа) 54. Она была твоя. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Антон Аренский) 55. Ночь. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Петр Чайковский) 56. Средь шумного бала. Наум Вальтер (фортепиано) (автор музыки: Петр Чайковский) 57. Сомнение. Георгий Виноградов (автор музыки: Михаил Глинка) 58. Страшная минута. Наум Вальтер (фортепиано) (автор музыки: Петр Чайковский) 59. Мчит меня в твои объятья. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Александр Даргомыжский) 60. Вы не придете вновь. Георгий Виноградов, Георгий Орентлихер (фортепиано) (автор музыки: Михаил Глинка) 61. Дороги. Секстет домр под управлением Николая Некрасова (автор музыки: Л. Бокалов) 62. Возле сада. Секстет домр под управлением Николая Некрасова (автор музыки: Л. Бокалов) 63. Каховка (из кинофильма "Три товарища"). Оркестр под управлением Исаака Дунаевского (автор музыки: Исаак Дунаевский) 64. Кто со слезами. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Франц Шуберт) 65. Двойник. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Франц Шуберт) 66. У дверей, как скромный нищий. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Франц Шуберт) 67. Я не сержусь. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Роберт Шуман) 68. Вечерняя песня. Георгий Орентлихер (фортепиано)
(автор музыки: Роберт Шуман)
CD 3
69. Ария Алеко ("Алеко"). Оркестр Большого театра СССР под управлением Николая Голованова (автор музыки: Сергей Рахманинов) 70. Сцена и дуэт Рудольфа и Марселя ("Богема"). Иван Козловский. Оркестр под управлением Самуила Самосуда (автор музыки: Джакомо Пуччини) 71. Сцена и дуэт Офелии и Гамлета ("Гамлет"). Ирина Масленникова. Оркестр под управлением Самуила Самосуда (автор музыки: Амбруаз Тома) 72. Ария Демона из пролога ("Демон"). Оркестр под управлением Кирилла Кондрашина (автор музыки: Антон Рубинштейн) 73. Ария Демона ("Демон"). Оркестр под управлением Кирилла Кондрашина (автор музыки: Антон Рубинштейн) 74. Романс Демона ("Демон") Оркестр под управлением Кирилла Кондрашина (автор музыки: Антон Рубинштейн) 75. Ария Онегина ("Евгений Онегин"). Татьяна Талахадзе. Оркестр под управлением Николая Голованова (автор музыки: Петр Чайковский) 76. Заключительная сцена ("Евгений Онегин"). Елена Кругликова. Оркестр под управлением Александра Орлова (автор музыки: Петр Чайковский) 77. Ария Султана ("Запорожец за Дунаем"). Оркестр под управлением Владимира Пирадова (автор музыки: Семен Гулак-Артемовский) 78. Куплеты Эскамильо ("Кармен"). Оркестр под управлением Александра Орлова (автор музыки: Жорж Бизе) 79. Ария Игоря ("Князь Игорь"). Оркестр под управлением Александра Мелик-Пашаева (автор музыки: Александр Бородин) 80. Сцена и ариозо Мазепы ("Мазепа"). Оркестр под управлением Владимира Пирадова (автор музыки: Петр Чайковский) 81. Ария Миколы ("Наталка-Полтавка") (автор музыки: Николай Лысенко) 82. Эпиталама Виндекса ("Нерон"). Оркестр Большого театра СССР под управлением Самуила Самосуда (автор музыки: Антон Рубинштейн) 83. Монолог Риголетто ("Риголетто"). Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Самуила Самосуда
(автор музыки: Джузеппе Верди) 84. Дуэт Риголетто с Джильдой и сцена ("Риголетто"). Иван Козловский, Ирина Масленникова, Н. Остроумова. Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Самуила Самосуда
(автор музыки: Джузеппе Верди) 85. Квартет из финального действия ("Риголетто"). Иван Козловский, Ирина Масленникова, Вероника Борисенко, Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Самуила Самосуда (автор музыки: Джузеппе Верди) 86. Сцена и ария Дапертутто ("Сказки Гофмана"). Оркестр под управлением Александра Мелик-Пашаева (автор музыки: Жак Оффенбах) 87. Романс Вольфрама ("Тангейзер"). Оркестр под управлением Самуила Самосуда (автор музыки: Рихард Вагнер) 88. Ария Грязного ("Царская невеста"). Оркестр под управлением Кирилла Кондрашина
(автор музыки: Николай Римский-Корсаков) 89. Сцена и дуэт Любаши и Грязного ("Царская невеста"). Мария Максакова. Оркестр Большого театра СССР под управлением Николая Голованова (автор музыки: Николай Римский-Корсаков) 90. Сцена и куплеты Светлейшего ("Черевички"). Оркестр под управлением Александра Мелик-Пашаева (автор музыки: Петр Чайковский)
Формат – mp3 - 256
Размер архива: 589 Мб Общее время звучания: 622.30
Ссылка: http://tinyurl.com/y5hg89qw
Yuri (Сузуки) выкладывал ссылку на CD2 в формате lossless (оцифровка и реставрация Алексея Земляного - alexey semlyanoy (terrestro)). Но срок хранения файлов по этой ссылке истек. Интересующиеся могут обратиться к ним напрямую.
Спасибо! По-моему, Андрей Иванов (знаю его по нескольким оперным записям) был одним из лучших баритонов советских времен - красивый мягкий голос. Как правило, он мне нравился больше, чем Алексей Иванов. Репертуар тоже очень хорош.
Великолепная выучка, красивый тембр, ровное звучание всех регистров - жаль Андрей Иванов был малоизвестен в СССР. Я не знаю второго такого шикарного баритона. Вот бы его на западную сцену.
Это Величайший баритон России. Гордость Русской вокальной школы. На верхушки грешить не стоит. Звучатие голоса ровное настолько, что буквально не замечаешь перехода на верхний регистр. Верхнее соль звучит легко, будто это МИ. Игорь, Грязной и Риголетто просто восхитительны, хотя голос больше тяготеет к лирическиму баритону, но густая окраска компенсирует нехватку металла в голосе. Такого пианиссими как Андрея Иванова я не встречал ни у одного баритона, он может петь мягче любого сладкоголосого тенора.
Едва ли такой звук можно назвать микстовым. Слишком естественно для микста. О возможностях Головина я не спорю, хотя слушаю его не с таким большим удовольствием как Иванова и Лисициана. Пантелеймон Норцов выигрвает в партии Онегина в принципе. И нота Фа здесь явно не причем. Просто голос у Пантелеймона Марковича более подходящий для этой партии, мягкий и более легкий. У Иванова голос тоже мягок, но по-отечески (по-Жермоновски,если хотите), а не по-Онегински. Про "итальянские мерки" добавлю. Гобби во многих партиях грешил на верхах, он их просто "брал", но не более. Кстати, возможности Павла Лисициана на верхах не следует переоценивать. В Веденецком госте и Мазепе верхний ля-бемоль не очень-то подкупает. Итальянские мерки к русской школе не всегда применимы. А как Вам другой Иванов? Алексей.
Если бы знали Вы какое удовольствие для меня поговорить на нормальном языке о достойных исполнителях! Спасибо! И все-таки. Несомненно, что звучание низких нот и великолепной середины на форте несколько тормозит "немикстовое" восприятие такого шикарного пианиссимо. Вспомните дуэт Джильды и Риголетто на этом диске. Разве фраза "О, береги цветок роскошный, что доверил я тебе" и далее поется микстом? Как не банально, но на ум просится Великий Шаляпин, со своим пианиссимо, которое приводило зал в больший восторг, чем громобойный бас Василия Родионовича Петрова в "Доне Карлосе". А ведь Шаляпин тоже умел превратить густой звук в тоненькую голосовую ниточку, от которой сердце замирает. Может быть, и я не слишком корректен в своем сравнении, но у Андрея Алексеевича тихие звуки во многом похожи с Шаляпинскими. Соглашусь с Вами и с тесситурной принадлежностью голоса Иванова. Безусловно, природа голоса ближе к Игорю, Грязному, Риголетто и Демону, партиям драматического плана. Онегин здесь значительно проигрывает, хотя исполняет ее певец без затруднений очень лирично и мягко. Кстати, его Онегин оставляет у меня более приятное впечатление, чем Лисициан. Не скрою, что я был удивлен отсутствием на диске арии Мазепы "О, Мария", более значительной для оперы и показательной для голоса. Однако, я не вижу проблем с верхами в ариозо "Мгновенно сердце молодое". Все звучит сочно и красиво. Абсолютно согласен с Вашим мнением относительно Алексея Иванова. Пение очень пестрое, хотя верхушки в большинстве случаев блестящие. Но он более популярен, чем Андрей Алексеевич. Обидно. Обидно также и то, на диске отсутствуют многие великолепные арии как, например "Куртизаны"(Риголетто)(тоже более популярная чем монолог Риголетто), "Ужель та самая Татьяна", "Не плачь, дитя"(Демон), "О, Мария"(Мазепа) и др. Вы не знаете где можно найти эти записи? Оперы "Риголетто" "Князь Игорь" и "Евгений Онегин" у меня есть, а вот другие...
Про "бабьи" интонации в Риголетто??? По-моему, это интонации любящего отца. Я знаю опытного педагога-вокалиста, который считает пианные звуки Иванова эталонными, поэтому просит своих учеников внимательно вслушиваться в записи и чувствовать, как такого звука добивается певец. Я абсолютно согласен с его мнением. Вот скажите. На Ваш взгляд, Павел Лисициан использовал микст в пении? Лирическая трактовка образа Риголетто великолепна! И никакого "бабьего" налета в ней нет ни в целом, ни в отдельных фразах. Пианиссимо вовсе не предполагает напряженное (условно говоря) звучание. Шаляпин превращал свой голос в "пушинку", которая парила в звуковых резонаторах. Вспомните даже верхний вариант концовки знаменитой "Эй, ухнем". Вот примерно таким же образом звучат пианные звуки и у Андрея Алексеевича. Я только не могу понять, почему Вы считаете их звуками микстового происхождения? Такие звуки вовсе не уступают по красоте норцовским, а даже превосходят их (это мое мнение). Иванов не перестраивает связки для такого звукоизвлечения. Просто у него велик контраст в окраске между сильными и средними по звучанию нотами и Pianissimo. Но это не пестрота звучания, как у его однофамильца Алексея. Это прекрасная природа и постановка голоса. Это редко, но встречаемо. Муслим Магомаев тому яркий пример. Очень уверенно пел оперные арии баса и баритона, неаполитанские песни. Порой певец был не узнаваем в разных произведениях. Все дело в богатстве оттенков, а не в искусственной перестройке связок. Кстати, я думаю, Иванов тоже мог бы успешно исполнять басовые арии с такими низами. Грязной его очень успешен. Голос как раз таки не "холодноват", а "тепловат". Таким голосом не убивают Любашу, а по-отечески оберегают. И тем не менее партия звучит великолепно. Однако вершина пения Иванова достигается в "Князе Игоре". Хороши и Демон с Эскамильо. Записи Иванова у меня все на mp3 дисках. Жалко, конечно, если Иванов не записывал арии, о которых я Вас спрашивал...
Я заметил, что Вы поклонник "горячих" певцов и "жарких" экспрессивных трактовок оперных образов. Александр Степанович Пирогов - великолепнейший бас. Он прекрасно пел Варяжского гостя, Мельника, Мефистофеля, Бориса Годунова (лучший, на мой взгляд). Но не всегда меня прельщала его бунтарская (а порой скандальная) манера исполнения отдельных произведений. Его Галицкий чрезмерно груб. Может быть, образ того и требует, но грубости в вокале нужно избегать. Тем более таким выразительным голосом можно передать любое настроение. В этом смысле Пирогова превосходил его соперник-Марк Рейзен. Игорь Пирогова мне нравится, но меньше, чем в исполнении Иванова. Такого сочетания воинственности и благородства образа Игоря нет ни в одной трактовке. Кроме того, среди басов-исполнителей этой партии я предпочитаю Ивана Петрова (Краузе). Почему я задал вопрос о Лисициане? Если Вы слушали в его исполнении "Отрывок из Мюссе", то фраза "Кто-то зовет меня. Шепчет уныло. Кто-то вошел" поется очень красивым пианным звуком. Этот звук тоже контрастирует с основным тембром певца, но Павел Герасимович микст действительно не использует. Но ведь это такой же по своему характеру звук, как и у Иванова. Просто Андрей Алексеевич использовал такой звук в отдельных фрагментах чаще. Да и вставная "фа" в арии Онегина "Вы мне писали" поется Лисицианом тонким воздушным звуком, отличающимся от этой же ноты в исполнении Иванова лишь менее богатой окраской. У них голоса вообще достаточно похожие, хотя у Иванова баритон более густой и мощный, что давало ему возможность исполнять в большей степени драматический репертуар. Лисициан же был прекрасным лирическим баритоном, который также успешно исполнял и драматический баритональный репертуар. Грубо говоря, Лисициан -это облегченный вариант Андрея Иванова. Прекрасные певцы были... Большое спасибо Вам за ссылки и за прекрасные беседы. Не смотря на некоторые разногласия (главным образом вкусовые), безмерно приятно поговорить с разбирающимся в музыке человеком. Мнения и вкусы могут быть разными, а искусство остается неизменным для всех его почитателей. Еще раз спасибо!
Согласен, с неправомочностью своих выводов относительно Ваших вкусов. Извините. Говоря о Рейзене, я не имел в виду его исполнения Галицкого. Лучший Галицкий-Шаляпин! Рейзен-непревзойденный Досифей. "Да, это не микст, это фальцет". А разве фальцет-это не поставленный на опоре микст??? Я не отношу Иванова к супермощным голосам, я сравнивал его только с голосом Лисициана, который уступал по силе и по богатству окраски. Супермощный баритон-Джино Бекки! Кстати, у Бастианини были проблемы с верхами. В одной из записей каватины Фигаро он влепил явного петуха в конце, да и в целом верхушки не радовали. Соглашусь, что Иванов и Бастианини похожи голосами. Но верхами Иванов едва ли уступает.
Досифея в исполнении Христова я не слышал, хотя обожаю этого прекрасного исполнителя. С тем, что микст и фальцет отличаются по звучанию, я согласен. Но у них одна и та же природа возникновения - перестройка связок. Фальцетный звук прикрепляется только к головному регистру, а микстовый задевает и грудной. Поэтому фальцет и звучит женоподобно. Да разве такой мастер как Лисициан будет перестраивать связки в "Отрывке из Мюссе", когда ноты позволяют петь нормальным голосом!? Он просто "осветляет" pianissimo. Разве это слабый звук? Он просто тихий. Не думаю, что Лисициан стал бы петь в ущерб вокальной линии, он был очень умным исполнителем и прекрасным педагогом. За словесную справку о "Bechi" спасибо, хотя я давно знаю итальянское написание этой фамилии. Дело в том, что через две "к" эту фамилию пишут не только "на старых советских пластинках", но и в современных книгах. Муслим Магомаев в своей книге "Живут во мне воспоминания" писал фамилию великого баритона чрез удвоенное "к". "...Джино Бекки брал громадой своего голоса, про него говорили, что он может снести им первые ряды - так он оглушал слушателей."(стр.135). А ведь Муслим Магометович итальянский язык знал хорошо. Видимо, сложилась некая традиция в языке устанавливать свое написание иностранных фамилий. Это так же, как и ударения. Почему ИванОв, а не ИвАнов? Ведь часто происхождение этой фамилии трактуют, как "ИвАнов сын". Однако, говорим "ИванОв". И все нормально ! "Неудачного" Фигаро в исполнении Бастианини можно послушать здесь (раздел видео): www.peoples.ru/art/theatre/opera/bastianini/
К сожалению, вынужден вас огорчить - piano у Андрея Иванова подснято и эталоном не может быть "по определению". Это вообще характерно для голосов такого типа, да и такой вокальной манеры. Тем более, что Иванов много пел камерного репертуара, а на таком материале "подснять" дыхание очень тянет и "сходит с рук", потому что нет оркестра. В опере это чревато. Да и интонация всегда страдает.
Извините, вклиниваюсь в давний спор без спросу... Во-првых, тесситура в Онегине не из высоких. Иван Пономаренко, обладая голосом не менее плотным, пел Онегина постоянно без проблем. Другое дело, что Онегин у Андрея Алексеевича ИНТОНАЦИОННО не "любовника", а "благородного отца", пользуясь театральным амплуа прошлого века. "О Мария!" в его исполнении не встречал никогда.
С 31 декабря и до Рождества буду без интернета. Поэтому спешу поздравить Вас с наступающим Новым годом. Будте счастливы, успешны и здоровы. Огромное спасибо за удовольствие от общения с Вами! До встречи в Новом году! Думаю, нам есть, что обсудить!
Интернет появился! Спасибо за ссылки и поздравления. Вас также с наступающим Рождеством! Многое переслушал за это время. Огромное удовольствие получил от прослушивания записей Юрия Гуляева (арии из опер). До чего же мягко! Елецкий и Роберт просто изумительны. Порадовал и Фигаро, хотя до "жемчужной дроби" Магомаева в этой партии ему далеко. В арии Игоря не хватает воинственных низов, как у Иванова. Я еще несколько раз сравнил записи Пирогова и Иванова. "Эпического размаха" хватает у обоих, но Пирогов значительно уступает в лирической стороне образа Игоря. В сцене с Ханом великолепны оба! У Иванова мгновенно отступает мягкоголосость и прорезается металл. Есть и твердость, и решительность в его Игоре, которые не уступают Пирогову в его трактовке образа князя (несомненно, прекрасной). Кстати, я послушал исполнение арии Игоря Мигаем. Ужас! Князь-истерик! Я уважительно отношусь к Мигаю, не смотря на "пестроту" исполнения многих произведений, т.к. он абсолютно совершенен в приемах плавного перехода от среднего регистра к верхнему. А вот наоборот! Даже в Елецком после фантастического ля-бемоля, опускаясь вниз появляется почти народное "Ой" ("Состражду Вам я всей душой"), а потом совсем народное "Ах" в конце продолжительной ноты ("Ах! Я терзаюсь этой далью"). В Игоре Сергей Иванович совсем "запорол" свое мастерство, особенно в конце. И весь его Игорь излишне легковесный. Не хватает звукового колорита, как у Иванова!
Спасибо! С Рождеством! Пожалуй, "народный" мне действительно следовало написать в кавычках. Уж больно напоминает народный звук. А если серьезно, то дело здесь, несомненно, в позиции. Правильно Вы говорите про открытость среднего регистра. Отсюда и берется этот чуждый для голоса звук. В середине у Мигая нет четко обозначенной позиции, что приводит к неоднородному звучанию голоса, который иногда издает зычный и неприятный треск (в арии Роберта, например), а иногда звучит мягко и объемно. Говоря о Елецком, я не хотел сказать, что Сергей Иванович плох в этой партии. Вовсе нет. Шикарные верхи, большое дыхание и вообще партия для его голоса. Согласен с Вами и насчет прекрасного исполнения Елецкого Хворостовским. Хоть меня и не прельщает в его исполнении искусственное "утяжеление" голоса, но в Елецком он звучит великолепно, ровно и мягко. Хороши в этой партии Лисициан и Селиванов. Хотел бы я поделиться и впечатлениями от исполнении Елецкого Гуляевым, но, по известным причинам, не стану...
Все это так, но почему даже такие именитые исполнители как Иван Петров считают пение Мигая эталоном ровного звучания во всех регистрах? То же говорили и про Алексея Иванова, который вообще страдал дефектной, на мой взгляд, фразировкой (про дикую пестроту середины лучше промолчать). Я бы не уделял таким отзывам особого внимания, если бы они не «забивали» внимание к таким певцам, как Андрей Иванов. На многих mp3-дисках вместо Алексея звучит Андрей, производя великолепное впечатление, в полной мере соответствующее лестным отзывам об Алексее. Это очень плохо (особенно для начинающего слушателя). Вы абсолютно правы в том, что старая школа недооценивала новшества в вокале. Например, будучи педагогом Мигай "вылепил" со своими же недостатками Юрия Мазурока. Вот его Елецкого слушать просто не могу. Не князь, а тиран. Невольно стучится в ум Карамзин со своей "Бедной Лизой". Жестко, желчно... А какого Вы мнения об Иване Бурлаке? Я слышал мало его записей. Фигаро не очень подкупает, хотя верхи и блестящие. А вот Валентин нравится от души. Голос хоть и тремолирует, но производит приятное впечатление. Вам известны какие-либо другие оперные записи этого певца? О нем лестно отзывались в партии Риголетто.
Лизе, героине "Пиковой дамы", с таким Елецким как Мазурок остается быть только "Бедной". Дело не в содержании повести, а в ее названии. Кстати, Мазурок пестрил в регистрах, пусть не так явно и не во всех партиях, но это присутствовало. Например, эпиталама из "Нерона" звучит у него ровно и даже мягко (для него), а вот в знаменитой записи "Кармен" с Атлантовым и Образцовой (изумительная постановка) певец не один раз менял позицию даже в куплетах тореадора. Конечно, партия ему не идет и сама по себе. Его тореадор больше напоминает упомянутого Вами Яго. Не люблю, когда Эскамильо делают либо отпетым мясником, либо желчным самолюбом. Марио дель Монако в знаменитых гастролях 1959 г отмечал в исполнении партии тореадора Лисицианом интеллигентность и отважное благородство, за что очень ценил нашего отечественного баритона. Плохо, что Лисициана в записи этого спектакля "обрезали", но в словах великого тенора я не сомневаюсь. Все это в духе Лисициана. Думаю, нет надобности коментировать его Валентина. Конечно же, Бурлак уступает по многим статьям. Я тоже не поклонник исполнительства этого певца, просто интересуюсь начилием возможных записей. Повторюсь. Ивестны ли Вам еще какие-либо оперные записи этого певца? О другом педагоге Мазурока я не знал.
Мне помнится, что Лиза должна была стать женой Елецкого, но в ее жизнь вошел Герман. В случае Мазурока, хорошо, что так и случилось... "Обрезали". В записи этого легендарного спектакля я видел Лисициана, выходящего на поклон. Ни куплетов Эскамильо, ни сцен с Хозе и Кармен там нет. Во всяком случае я смотрел такую запись. Там были лишь Архипова и Монако. Если Вы знаете более полную, подскажите. Буду признателен.
Спасибо за ссылки! Буду пробовать скачивать!Еще один вопрос. У кого, на Ваш взгляд, голос мощнее? У Франко Корелли, или у Марио дель Монако? Хочу сразу попросить прощение за такое обилие вопросов. Просто редко кому удается их задать в наше время.
Уважаемый toptygin! Хочу Вас поблагодарить за все прекрасные ссылки и интересные беседы. Вопрос о силе голосов дель Монако и Корелли давно меня интересовал. Согласен с Вами. Судить по записям крайне трудно. Но анализируя большое количество записей, могу сказать, что более мощных и уверенных верхушек чем у Корелли мне слушать не доводилось. Может быть, это уверенность (а не большая сила) на верхах у Корелли производит у меня ощущение большей мощи, чем у дель Монако. У последнего на верхах нет такой свободы (даже в 1959г). На низах и в середине, несомненно, дель Монако превосходил Корелли. На счет "басового" звучания добавлю. И Корелли, и дель Монако исполняли баритональные партии. Монако не уступал в Прологе к "Паяцам" великим баритонам. А Корелли вовсе баритоном начинал, хотя безуспешно. На низах баритональная окраска Монако совершенно естественна, чего нельзя сказать о Корелли. Зато на верхах голос просто расцветал. Кстати. По-моему, у обоих теноров был один педагог. Могу ошибаться. Вопрос. Вам неизвестны какие-либо статьи и отзывы об Андрее Иванове, кроме тех, что приводятся на сайте. Может быть, остались письма, мемуары. О нем так мало известно. На записях нет и половины оперного репертуара. Жаль.
Не надо извинений. Я ведь сам долго молчал. Мне помнится, что и Монако пел лирические партии. Например, Герцога. Правда восторга у меня не вызвал. Корелли же больше подкупает в этой партии, хотя и он не для нее. Вы совершенно правы относительно адекватности исполнения "Пролога" дель Монако. Все-таки эта партия требует не только вокальной эффектности, но и большой смысловой нагрузки при донесении текста до зрителя. Гобби это делал великолепно. Зато вехушки у него слабые и сильно омрачают финал. Понятно, что для Монако верхнии ноты пролога трудностей не представляли, но баритональная тесситура могла бы легко нарушить звуковедение и привести к позиционным скачкам в середине. Кстати. Такое часто случается и с баритонами в этой партии. Монако же проводил "Пролог" достаточно ровно, хотя, согласен, теноровым звуком. Природный тембр не скроешь. А.И.Батурин с блеском исполнял баритональные партии (конечно, не высокие). Его верхним нотам могли бы позавидовать многие баритоны. Но ведь от этого он не перестал быть басом. Плохо, что нет статей об Андрее Алексеевиче. Отрадно, что появился еще один пост на сайте. Как плохо, что нельзя вернуть время. Спасибо Вам за все
Согласен с Вашим уточнением по поводу спинтовости партий Герцога и Альфреда. Все равно ни для Монако, ни для Корелли такие образы не подходят. У Корелли ту же патию Фауста можно назвать просто успешной, но не более. Оба певца блистали в лирико-драматических и драматических партиях. Радамес, Манрико, Хозе (особенно у Монако), Канио-просто шедевры исполнительства. Батурин великолепен своей школой. Пройдут еще кризисные для Большого театра 60-е пока русские певцы запоют итальянским вокалом Руслана, Игоря, Томского и др. Батурин, на мой взгляд, единственный исполнитель того времени, безупречно исполнявший итальянской маненрой русские партии. Возможно, я бы поставил его выше Иванова и Лисициана, но есть один весомый недостаток. Однообразная трактовка образов. А это недопустимо для оперного артиста. Бесспорно, малое количество записей не позволят воссоздать полное представление об этом выдающемся певце, но Томский, Игорь и Эскамильо отличаются друг от друга не столь существенно. А вокал, конечно, безупречен.
А вот мне Корелли в Радамесе нравится больше всех. Сейчас только прослушал романс Радамеса в исполнении любимого мной Доминго. Я не знаю какого года запись, но это не героический образ. Несколько напоминает Г.М.Нэллепа, который был склонен к лирическим трактовкам драматических партий. Но верхушки Доминго уступают Нэллепу, а Корелли тем более. Хотя я глубокий почитатель Доминго. "Аиду" полностью с его участием я не слушал. Полагаю, что низкие ноты Батурина были не самые лучшие. Ведь даже в Эскамильо его низы на фоне Андрея Иванова явно проигрывают, и слышатся слегка сдавленными. А что говорить про Собакина или Кончака? Впрочем это все догадки. "Итальянизировать" стиль нельзя. Говоря о Батурине, я имел в виду только вокал. Его Игорь вовсе не иностранец, как у Хворостовского. А Елена Васильевна вообще везде иностранка. Никогда не забуду ее "Кони-звери". Такое впечатление, что человек и дня в России не жил. Зачем так язык ломать. Впрочем такие вещи делал и Атлантов, которого я некоторое время боготворил, да и сейчас обожаю. А как Вы думаете? Смог бы А.А.Иванов петь басовый репертуар. Ведь низы у него были необыкновенной густоты. В арии Демона "Я тот, которому внимала" он звучит насыщеннее чем многие басы.
Спасибо за ссылку! Обязательно послушаю. В записи 1967г с Нильсон Корелли, сделав потрясающее форте на си-бемоле, очень плавно и нежно переходит на пианиссимо. Его голос, исполненный мрачной чувственности, не лишен ни "блеска", ни "хрустальности". В этой записи он бесподобен. Слушал я Образцову и в графине, и в Кончаковне. Ну иностранная певица! Ничто меня в этом не переубедит! Что до Любаши и кантаты "Москва", то лучше Синявской я не слышал. У Синявской вообще голос более женственный, который не доходит до "мужиковатости" на низах. Елена Васильевна, бесспорно, Великая певица. Я вовсе не ставлю ей в упрек ее "иностранный" налет при русскоязычном исполнении. Но факт, есть факт. Я обожаю ее Кармен, Азучену и многие др. партии. А вот романсы в ее исполнении не предпочитаю. Вот где уж "тяжеловесность" и тучность. Теперь об Иванове. По-Вашему, сила звука относит те или иные голоса к категории "выдающихся"? Голос может быть и не таким большим, но звучным. Главный показатель-высокая певческая форманта (ВПФ), как индикатор высокой позиции. У Иванова с ней все в порядке. Зритель должен отчетливо слышать голос в любом уголке зала. Конечно, звучные голоса могут перерастать в громобитные, которые просто оглушают зрителей первых рядов (Монако, Беки). А есть голоса, производящие в малых помещениях неистовую мощь, но в больших залах с трудом долетают до первых рядов. Значит нет высокой позиции. Шаляпин, Лемешев, Козловский, Нэллеп не обладали сверхмощными голосами, но разве от этого они перестали быть выдающимися? С ВПФ у них тоже все в норме. Иванов - выдающийся певец!И голос его обладает всей надлежащей атрибутикой. Говорить о суперсиле и гипердиапазоне можно. Правда иногда это эффектно, но не эффективно. Головин с Политковским не исключения. Нам мало досталось записей с ними. Но если анализировать исполнение Головина, то остается говорить только о возможностях его уникального голоса. А в реалиях пестрота и невнятное интонирование. Можно все спихнуть на некачественную запись. Но ведь Шаляпин записывался значительно раньше, однако интонирование не столь искаженное.Поэтому дело здесь эдва ли в качестве звукозаписи. А вот сила голоса Головина, несомненно, выдающаяся. Сила. Но не голос и исполнительство.
Послушал бы, как Шаляпин запел после стольких лет отсидки. Почитайте отзывы о Головине в воспоминаниях И. Петрова, Лемешева. Едва ли они родились на пустом месте.
"Бабьи" интонации, мне помнится, Вы и у Иванова в Риголетто отмечали. А Синявской тогда уж сам Бог велел. Только вот с "примитивизмом" Вы погорячились. Я никогда не считал Образцову чистым меццо. По-моему, у нее такая же градация, что и у Синявской-низкое меццо. Да и низы у Елены Васильевны контральтовые, не уступающие Синявской по силе. Иное дело, что мерило "женственности" и "мужиковатости" не у всех одинаковое. Соглашусь, конечно, с тем, что Образцова больше работала над собой. Голос Беки был "сверхмощным" об этом свидетельствовали и очевидцы, и многие отзывы. Гобби уступал Беки во многих партиях. Ренато -не исключение. Но музыкальность и артистизм Гобби меня подкупают не меньше. У Корелли хватало лирики в голосе. Он не подлинно драматический тенор, как дель Монако, поэтому и умел филировать звуки. Мрачность голоса присутствует у него везде, от природы не уйдешь. Но в этом тоже есть своя прелесть. Паваротти был шикарным певцом, но почему он Корелли относил к "не слишком красивым" я не знаю. У Доминго иное мнение на этот счет. Видимо, идеалы разные... Голос-главное орудие оперного артиста. Поэтому никакой артистизм не дал бы миру Шаляпина без его голоса. В концертах он потрясал не меньше, чем в спектаклях. И потрясал голосом. Об этом очень ярко писал С.Лемешев. Вы говорите о хорошей технике, а не о голосе. А разве голос не может быть чудом вокальной техники, продуктом многолетних исканий вокалиста? Вы говорите, главным образом, о природных данных голоса, а не целостном инструменте, который включает в себя не только силу и диапазон, но и эмоциональную правдивость, многообразие оттенков. Хорошо, если природа дала неистовую силу, огромный диапазон. Но крах всему перечисленному, если певец не овладеет искусством нюансировки. Шаляпин в этом преуспевал лучше многих. Я считаю, неправомочным накладывать итальянские мерки на русских певцов. Несомненно, их школа существенно лучше отечественной, но есть одно «но». Редко кому из итальянцев удавалось успешно исполнять русский классический репертуар. Языковые сложности? Нет. Можно спеть и на итальянском все русское. Ленский Козловского (я не говорю уже про Лемешева с Собиновым) существенно лучше, чем у Доминго (хотя тоже ничего). А вот наши певцы освоили итальянский репертуар гораздо лучше, чем итальянцы русский. Да. Верхи Головина потрясают. Но и только. Разве тембр, колоритность звучания, нюансировка Иванова уступают? Разве это не свойства голоса? Вы ведь сами говорите "о тонкой стилистической отделке". Тогда чем же голос Иванова хуже? Да еще и "намного". В записи "Мазепы" 1936г (доГУЛАГовская запись) Головин звучит естественно лучше, чем в 56-том. Но нет подкупающих красок (кроме верхов, конечно) в его исполнении. Тембр гораздо беднее, чем у Иванова, а низы тем более. Кстати, Козловский восхищался Ивановым и одним из достоинств отмечал широчайший диапазон (не удивительно с такими низами). Про слышимость его со сцены мне тоже рассказывали, но про "так себе" почему-то не упомянули. Отмечали прекрасную дикцию и несравненную кантилену, голос заполнял весь зал.
Конечно, не на пустом. Я хорошо знаком с этими отзывами, и вовсе не пытаюсь уличать кого-то в бесталанности. Жалко, конечно, что у Головина есть такая темная страница в биографии, но и его более ранние записи не произвели на меня большого впечатления. Конечно, верхи прекрасны. Но и у Алексея Иванова они, хороши. Зато в середине сплошной разброд. И у Головина в середине не было ровности.
Конечно, хуже Головинских верхов. У него они совершенно потрясающие. И тем не менее. У Алексея Петровича верх отличный, правда факт удивительный. Такое впечатление, что в разных регистрах поют разные люди (хотя не везде). Головин поет гораздо лучше и ровнее.Но мне не нравится у него порой бездыханное звуковедение в середине, поэтому не всегда наблюдается ровное распределение звука в некоторых фразах. Да и позиция в целом в середине слишком занижена по сравнению с верхом. Кстати, Андрей Иванов, прибыв в Большой театр, стал быстрыми темпами заглушать симпатии к Алексею. Голос АА звучал более масштабно, благодаря технике. У Алексея Иванова голос, конечно, мощный, но часто звучал обмельченно. Это мнения тоже очевидцев.
Чернов и сейчас восхитителен. По-моему, недавно на главной странице сайта промелькнули новые выкладки с песнями и ариями в испонении Беки. Посмотрите. Может я ошибаюсь. Спрасибо за интересные беседы!
Громадное спасибо всем, кто создал и восстановил эту выкладку! Единственный вопрос: а нет ли у кого-нибудь возможности выложить советские песни и песни зарубежных композиторов, заявленные в содержании 2-й части? Для полноты картины.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".