Название: Средство Макропулоса Оригинальное название: Več Makropulos Год: 2011 Жанр: Опера в 3-х действиях Композитор: Леош Яначек (Leoš Janáček) Либретто: Композитора по пьесе Карела Чапека (Karel Capek) Режиссер-постановщик: Кристоф Марталер (Christoph Marthaler) Венский филармонический оркестр (Wiener Philharmoniker) Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Эса-Пекка Салонен (Esa-Pekka Salonen) Хор: Венской государственной оперы (Wiener Staatsopernchor) Сценография и костюмы: Anna Viebrock Режиссер видео: Hannes Rossacher Выпущено: Австрия, UNITEL Язык: Чешский
Исполнители и действующие лица: Angela Denoke (Emilia Marty) Raymond Very (Albert Gregor) Peter Hoare (Vítek, Rechtsanwaltsgehilfe) Jurgita Adamonytė (Krista, seine Tochter) Johan Reuter (Jaroslav Prus) Ales Briscein (Janek, sein Sohn) Jochen Schmeckenbecher (Dr. Kolenatý, Rechtsanwalt) Linda Ormiston (Eine schottische Hausangestellte) Peter Lobert (Ein Zivildienstleistender) Ryland Davies (Hauk-Sendorf) Sasha Rau (Jin Ling) Silvia Fenz (Mary Lang) Anita Stadler (Anita Stadler)
Главным событием оперной программы Зальцбургского фестиваля-2011 стала редко исполняемая опера Леоша Яначека «Средство Макропулоса». Мировая премьера оперы состоялась 85 лет тому назад (18 декабря 1926 года) в Национальном театре Брно.
О Зальцбургском фестивале
О композиторе
О произведении (Автор - Надежда Кулыгина)
«В истории музыки трудно, наверное, даже невозможно найти аналог последнему периоду жизни и творчества Леоша Яначека. Это какой-то беспрерывный творческий экстаз». Так дирижер Геннадий Рождественский охарактеризовал то десятилетие, в течение которого были созданы лучшие оперные работы чешского мастера, в том числе и «Средство Макропулоса» – пожалуй, самая интересная и спорная из них. Она явилась завершением своеобразной трилогии, объединенной темой власти и обаяния женщины, но вместе с тем, своей проблематикой вышла далеко за рамки этой темы. Не желая довольствоваться традиционными оперными либретто, композитор решил сам написать текст своего сочинения. Его выбор пал на только что поставленную пьесу Карела Чапека с весьма необычной главной героиней – ослепительной и эксцентричной оперной дивой Эмилией Марти, которая после употребления эликсира бессмертия (средства Макропулоса, приготовленного ее отцом-алхимиком) оказалась осужденной на вечное существование, утратившее для нее всякое очарование из-за отсутствия смысла и развития. 300 лет с тех пор она живет, меняя имена, города и знакомых, но вот, наконец, возвращается в родные места, поскольку действие напитка истекает и для продления своей бесконечной жизни ей необходимо принять очередную его порцию…
Интересно, что опера Яначека стала одной из первых ласточек в кругу сочинений, связанных с новым зарождающимся философским направлением – экзистенциализмом, остро поставившем вопросы о жизни, смерти и смысле бытия. Пьеса Чапека была ответом ее автора на нашумевшую пенталогию Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу», в которой английский драматург заявлял, что причина всех бедствий человека – в краткости его жизни, не позволяющей овладеть культурным богатством нашей цивилизации и приобрести необходимые знания и опыт. Выход в том, чтобы продлить жизнь людей до «века Мафусаила» – библейского персонажа, прожившего 969 лет. Однако Яначек, вслед за Чапеком, возражает против этого. Бесконечная жизнь вряд ли позволит людям достичь абсолютной истины, однако за время столь долгого существования человек пресытится самим собой и невыносимо устанет от своего окружения. В своей опере чешский мастер показал, что вся прелесть жизни как раз и определяется ее краткостью, придающей каждому мгновению значимость и неповторимость. Осознав это, героиня находит в себе мужество отказаться от волшебного напитка. Умирая, она, наконец, обретает смысл жизни, и композитор гениально передает это чудесное преображение: жесткие, напряженные, бескомпромиссные звучания смягчаются, музыка наполняется теплотой, словно «очеловечиваясь» и расцветая в прекрасном лирическом финале. И разве нет здесь видения современного общества, богатого технологиями для продления жизни, но бедного тем, что делает эту жизнь действительно ценной?
Краткое содержание
Иеронимус Макропулос, личный врач императора Рудольфа Второго, изготовил для стареющего монарха эликсир, продлевающий жизнь и молодость на 300 лет. Но император приказал врачу сначала испытать эликсир на своей дочери Элине. Так Элина Макропулос стала бессмертной. Но по истечении трехсот лет действие средства прекращается и, чтобы продлить жизнь далее, нужно его выпить снова. Однако рецепт эликсира у Элины выманил любовник, барон Фердинанд Прус, и не вернул. И вот на 327 году жизни Элины Макропулос под именем певицы Эмилия Марти вмешивается в борьбу за наследство между своим правнуком Альбертом Грегором и наследником фамилии бароном Ярославом Прусом, пытаясь получить доступ к архивам, хранящимся в поместье Пруса. В результате её интриг сын Пруса Янек кончает жизнь самоубийством. Элину разоблачают и она, рассказав историю своей невероятно долгой жизни, отдаёт рецепт вечной молодости юной возлюбленной Янека Кристине. Кристина же без сожалений сжигает пожелтевший от старости лист бумаги.
Рецензии на спектакль:
На нашем сайте, помимо данной темы, произведение имеется в другом исполнении. Судя по творческому составу, как я понимаю, спектакль записан на Глайндборнском фестивале в 1995 году. Обратитесь, пожалуйста, к теме: "Леош Яначек. СРЕДСТВО МАКРОПУЛОСА, опера в 3 действиях" Адрес - http://intoclassics.net/news/2010-09-28-4844
Файл: Качеcтво: SATRip Формат: avi Видео: DivX 5 720x400 25.00fps 1868kbps Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 192kbps Продолжительность: 01:56:52 Размер: 1733MB (1817940988 bytes)
Alex Sidmak обновил ссылку:
http://files.mail.ru/7FFC7F0657D74049B7C0FC38B0347562
|