Мало кто из композиторов - исполнителей собственных сочинений записывался так часто и охотно, как Стравинский. Первая запись Стравинского (Колыбельная и Финал из "Жар-птицы") была сделана в 1927 году в Париже. Последняя запись композитора датируется 1967 годом. Удивительно, но это тоже была "Жар-птица" - сюита из балета в редакции 1945 года.
За эти сорок лет техника звукозаписи проделала большой путь - от первых опытов с микрофоном - до стереозаписи. Этим в первую очередь объясняется то, что многие свои сочинения Стравинский записывал в разные годы по нескольку раз (например, "Жар-птица" существует в 6 вариантах, если учитывать только студийные записи).
Сам Стравинский неоднократно настаивал на том, что его пластинки - эталоны, по которым все исполнители должны сверять свои интерпретации его произведений. Но сравнивая записи разных лет, легко убедиться в том, что сам Стравинский никогда не играл свои сочинения одинаково. Более того - в художественном отношении его записи неравноценны.
Существует мнение, что лучшие свои записи Стравинский сделал в 1940-х годах с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Насколько правы в этом отношении специалисты - не знаю, но записи эти действительно очень хороши, и познакомиться с ними, я думаю, стóит.
Чтобы
избежать в будущем всякого искажения моих произведений исполнителями, я уже
давно искал средства для установления границ той опасной свободе, которая так
распространена в наши дни и которая мешает слушателю составить себе точное
представление о намерениях автора. Эта возможность была мне дана механическими
нотными роликами. Несколько позже появилось ещё одно средство — граммофонные
пластинки. Таким образом я мог фиксировать для будущего соотношение темпов и
раз навсегда установить те динамические оттенки, которые мне были нужны.
Пластинки
эти имеют значение документов, которые могут служить руководством для
исполнения моей музыки. К несчастью, очень немногие из дирижёров к ним
прибегают. Иные даже не интересуются, существуют эти пластинки или нет; что же
касается других, то, вероятно, чувство собственного достоинства не позволяет
им сверять с этими записями своё исполнение, тем более что познакомившись с
такой вот пластинкой, они не смогли бы уже со спокойной совестью
интерпретировать произведение на свой лад.
Конечно,
даже в самой лучшей пластинке могут быть дефекты, как например треск, «фон»,
слишком сильное или слишком слабое звучание. Но эти недочёты ничем не изменяют
самого существенного, без чего невозможно составить себе верное представление
о музыкальной пьесе; я хочу сказать — темпов и их соотношений.
И
когда вспомнишь о том, насколько сложна подобная запись, сколько трудностей с
нею сопряжено, сколько здесь возможно разных случайностей и сколько нужно
нервного напряжения, чтобы всё это выдержать, когда знаешь, что любое
несчастное стечение обстоятельств, малейший посторонний звук может все погубить
и все придётся начинать сначала, — разве не горестно думать, что плоды этого
труда так мало используются в качестве документов теми, кого они должны бы интересовать
больше всего!
Но,
несмотря на все разочарования, я нисколько не жалею о силах и времени, потраченных
на эту работу. Меня удовлетворяло сознание того, что слушающие мои пластинки
воспринимают мою музыкальную мысль в неискажённом виде, во всяком случае, в её
основных элементах. К тому же эти занятия способствовали развитию моей дирижёрской
техники. Частое повторение фрагментов пьесы или всего произведения в целом,
постоянное напряжение внимания, чтобы не упустить ни одной мелочи (чего за
недостатком времени очень трудно добиться на обычных репетициях),
необходимость соблюдения абсолютной точности темпа, строго обусловленного
временем, — всё это вместе взятое является суровой школой, дающей музыканту
хорошую тренировку, на которой он извлекает очень много полезного.
Распространение
музыки механическими способами с помощью хотя бы, например, пластинок и
радиопередач, этих гигантских достижений науки, имеет все данные для того,
чтобы развиваться и впредь. Значение этих изобретений для музыки настолько
велико, что заслуживает, чтобы их внимательно рассмотрели. Совершенно
очевидным преимуществом этих средств является возможность для авторов и
исполнителей доходить до широких масс, а для слушателей легко знакомиться с
музыкальными произведениями.
Но не
следует закрывать глаза на то, что в этом преимуществе таится в то же время и
большая опасность. В давние времена Иоганну Себастьяну Баху надо было пройти
пешком десять льё до соседнего города, чтобы послушать исполнение Букстехуде.
Сегодня жителю любой страны достаточно нажать кнопку или поставить пластинку,
чтобы иметь возможность прослушать всё, что он хочет. И вот именно в этой-то
неслыханной лёгкости, в этом отсутствии всякого усилия и заключается порочность
так называемого прогресса. Ибо в музыке, более чем в какой-либо другой области
искусства, понимание даётся лишь тем, кто совершает какое-то действенное
усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно, слышать известные
комбинации звуков и бессознательно привыкнуть к ним вовсе не то же самое, что
воспринять и понять их, ибо можно слушать и не слышать, смотреть и не видеть.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".