Шостакович оставался кумиром Ростроповича на родине, но его отношения с Бенджамином Бриттеном были не менее важны. Премьера Симфонии для виолончели в Великобритании состоялась на фестивале в Олдборо в 1964 году, а вскоре после этого Росторопович и Бриттен записали ее для фирмы Decca в Орфодской церкви вместе с концертом Гайдна до мажор. Сразу после этого они должны были поехать на север Англии и дать концерт в театре "Секерс" в Роузхилле в графстве Камберленд, планируя провести одну ночь по пути в Харвуд-хаус в Йоркшире, где жила мать лорда Харвуда, принцесса королевского дома.
Рассказ Ростроповича об этом событии вошел в анналы музыкальной истории, но тем не менее его стоит пересказать - если б только можно было сохранить ту экспрессию, с которой он это рассказывал!
У простого советского человека уж конечно не было возможности познакомиться с настоящей принцессой. Для Ростроповича принцессы существовали в сказках Ганса Христиана Андерсона или в балетах Чайковского - юные прекрасные создания из волшебных стран, а тут такая встреча могла стать явью. Во время перерывов в записи Мстислав Леопольдович выходил во двор перед кладбищем при Орфордской церкви и делал какие-то странные движения. Бриттен поинтересовался, что это за приседания. Ростропович ответил: "Видишь ли, Бен, я учусь делать книксен, или реверанс". - "Зачем?" - "При встрече с принцессой я должен буду вести себя самым уважительным образом". Бриттен сначала не придал этому большого значения, но когда заметил, что гимнастические упражнения М.Л. становятся все более изощренными, с с напыщенными жестами и опусканием на одно колено, композитор встревожился. Он решил поднять этот вопрос, когда ехали в машине на север в Питером и Мэрион Харвуд.
"Слава, я надеюсь, что ты шутишь. Ты же не собираешься вести себя подобным образом перед принцессой?" - "Я вовсе не шучу и совершенно серьезен". - "Но, видишь ли, принцесса довольно пожилая женщина, и ты можешь просто напугать ее. Если с ней случится сердечный приступ, тогда ты, советский гражданин, будешь нести ответственность за это, и дело может кончится дипломатическим скандалом. ты же этого не хочешь?" - "Я не собираюсь отказываться от книксена после столь утомительных тренировок", - возразил Ростропович.
Когда они остановились на ланч в Линкольне, Бриттен попросил Славу оставить мыcли о таком поведении; оно действительно могло привести к непредсказуемым последствиям. "Хорошо, - сказал Ростропович, - я постараюсь удержаться, если смогу, но при одном условии". Бен спросил, о каком условии идет речь, и тогда Слава заявил: "Три новых сочинения для виолончели, и я не буду делать книксен". Бриттен возражал, но Мстислав Леопольдович оставался непреклонен. Тогда они составили договор прямо на листе меню. Бриттен поставил свою подпись под обещанием написать три новых сочинения для виолончели, а Ростропович подписал свою часть соглашения. Он вспоминает:
"Естественно, после этого Бен много ворчал, и я слышал, как он бормочет что-то о "проклятом шантажисте". Разумеется, я играл свою роль до последнего; даже когда нас вели на прием к принцессе, начинал делать вид, будто падаю на колени, но потом останавливался, поднимал указательный палец и шептал Бену: "Три новых сочинения!". Я испытал неописуемое разочарование, когда действительно встретился с принцессой, она оказалась совсем не такой юной и прекрасной, как принцессы из моих детских сказок. Она была пожилой, морщинистой и имела очень грозный вид. Сомневаюсь, что мне хватило бы смелости сделать перед ней реверанс или опуститься на колени. Когда мы с Беном для нее в салоне играли пьесы Шумана, я помню, как она вопросительно смотрела на меня, отрываясь от своего вязания".
Бриттен сдержал слово. Три сюиты для виолончели соло - результат этого удивительного договора - были написаны в 1965, 1967 и 1971 годах.
<...>
Студентам Московской консерватории выпала удача присутствовать на первом "неофициальном" исполнении Первой сюиты Бриттена для виолончели соло, которую Ростропович исполнил в консерваторском классе № 21 перед тем, как уехать сыграть премьеру на фестиваль в Олдборо 1965 года. Я никогда не забуду свои впечатления: в набитом до отказа классе мы сидели почти вплотную к нашему профессору и не только видели, но чувствовали силу его сосредоточенности, когда он впервые играл это великолепное и очень сложное произведение. Мне тогда посчастливилось быть свидетелем невозможного, наблюдая вблизи, как Ростропович великолепно справился с виртуозными вариациями последнего Canto.
Первая сюита Бриттена быстро вошла в репертуар лучших студентов. Я помню, как Жаклин Дюпре принесла ее в класс весной 1966 года, отметив сходство темы фуги с фугой до мажор из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха. Наталья Гутман тоже включила сюиту в свой репертуар и очень эффектно исполняла ее.
Мне выпала удача слышать неофициальное первое исполнение всех трех сюит, так как Ростропович выучил вторую сюиту во время морского путешествия из Ленинграда в Тилбери (порт около Лондона) в июне 1968 года. Я сопровождала его в этой поездке - ехала домой на каникулы - и узнала, что на корабле великому виолончелисту понадобилось всего три дня на выучивание нового произведения. Некоторая задержка из-за тумана на Темзе дала ему несколько дополнительных часов, хотя многим казалось, что туман существует только в голове у капитана. (Предыдущим вечером он вызвал Мстислава Леопольдовича на своеобразные питейный поединок, но я так никогда и не узнала, кто победил.)
В апреле 1971 мне посчастливилось слышать, как Бриттен впервые исполнил на фортепиано недавно сочиненную им Третью сюиту для виолончели для Ростроповича и Шостаковича во время своего визита в Москву.
<...>
Третья сюита, созданием которой Бриттен выполнил условия договора, подписанного на обратной стороне ресторанного меню в Линкольне, была основана на четырех русских темах и явно представляла собой приношение Ростроповичу как патриоту и гуманисту - человеку, который имел мужество защищать свои убеждения. Третья сюита для виолончели, вероятно, была самым личным из всех сочинений, написанных для Ростроповича. После смерти композитора виолончелист с трудом мог заставить себя исполнять ее, поскольку православное похоронное песнопение "Со святыми упокой" задевало самые чувствительные струны его души, вызывало радостные и одновременно очень мучительные воспоминания. Ростропович записал только первые две из сольных сюит Бриттена для виолончели на фирме "Декка" и так и не решился записать третью. Видимо, Мстислав Леопольдович считал, что эта музыка живет своей таинственной жизнью вне времени и пространства.
Cello Suite No. 1
1 Canto Primo: Sostenuto E Largamente 2 Fuga: Andante Moderato 3 Lamento: Lento Rubato 4 Canto Secondo: Sostenuto 5 Serenata: Allegretto Pizzicato 6 Marcia: Alla Marcia Moderato 7 Canto Terzo: Sostenuto 8 Bordone: Moderato Quasi Recitativo 9 Moto Perpetuo E Canto Quarto: Presto
Cello Suite No. 2
10 Declamato: Largo 11 Fuga: Andante 12 Scherzo: Allegro Molto 13 Andante Lento 14 Ciaccona: Allegro
Большое спасибо! Была маленькая пластинка и на ней эта соната и еще соната Дебюсси в этом же исполнении. Теперь еще есть возможность и сюиты послушать!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".