Певчие. Фрагмент иконы "Воздвижение Креста". Конец XVII в., Львовщина
В разное время на сайте выкладывались альбомы с образцами партесного пения.
Однако поиск по заголовкам выдаёт лишь 4 поста, а расширенный поиск - 10. При этом не везде дана подробная информация о записях. Поэтому я попытался хоть как-нибудь восполнить этот пробел и тем самым помочь любителям русского и украинского барокко.
Небольшое примечание: там, где не указан автор - сочинение анонимное.
Старинные духовные песнопения конца XVII - начала XVIII вв. "Святый Боже" на музыку псальмы XVII в. Ирмосы канона Богородице (в начальных тактах использованы фрагменты XVII в., далее музыка
С.
Самусенко) Гимн Божией Матери из Супрасльского ирмологиона (ок. 1638 г.) Концерт "Спаси Господи люди Твоя" из чина "Заздравной чаши в честь царя Алексея Михайловича" "От юности моея" и "Всякое дыхание" Н.Дилецкий. "Воскрес Иисус от гроба" и "Плотию уснув" (из Воскресенского канона) Заупокойный концерт "Плачуся и рыдаю", неизв. автор XVII в. Херувимская песнь "дылецкого распева" Концерт "Божественный гром" (XVIII в.) Концерт "Кто ны разлучит" (XVII в.) "Святый Боже", муз. С. Самусенко в партесном стиле "Уже тя лишаюся" и "Вижу тя", два плача из сборника кон. XVII в. в редакции Н. Дилецкого "О, Всепетая Мати", духовный стих XVIII в. "Душе моя", духовный стих XVII в. Свадебный концерт "Гряди от Ливана невесто", муз.
С.
Самусенко в партесном стиле "Достойно есть", распев царя Феодора Алексеевича, гарм. С. Самусенко в партесном стиле "Многая лета" (рукопись 1700 г.)
Николай Дилецкий Воскресенский канон (4 исполнения), фрагменты Литургий, концерт "Иже образу Твоему"
Василий Титов. Концерт "Днесь Христос на Иордан прииде" (3 исполнения), Многая лета (3 исполнения) Единородный Сыне, Достойно есть
Анонимные концерты и многолетия
2. Постоянное многоголосие
Богослужебные песнопения и партесные гармонизации, в т. ч. Достойно есть из рукописного сборника Трифона Иванова, Херувимская «Дылецкого роспеву».
Исполнители:
Point Loma Nazarene University Concert Choir
The Parsons Affayre
Musicus Bortnianskii
Камерный хор «Киев»
Хор Белорусской государственной консерватории Хор Издательского отдела Московской Патриархии Хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Николай Дилецкий. Воскресенский канон (фрагменты) Мужской и детский хор Московской хоровой академии Дирижёр Виктор Попов
Пречистая Дево Мати, кант Николай Дилецкий. Воскресенский канон (фрагменты) Хоровая капелла мальчиков и юношей «Дзвіночок» Дирижёр Рубен Толмачёв Солисти: Ж. Бугай, В. Пальчиков, А. Погребный, В. Кальченко
Николай Дилецкий. Хвалите Господа с небес (из Литургии четырёхголосной) Ансамбль солистов «Благовість» Дирижёр Мирослав Гулковский
Два анонимных мотета из фондов библиотеки Матицы Сербской в г. Нови-Сад (Сербия) (конец XVII века) Симеон Авдеевич Пекалицкий (середина XVII века). Херувимская песнь Радуйся, радость Твою воспеваю (кант XVII в.) Свт. Димитрий Ростовский. Похвалу принесу сладкому Иисусу, кант Киевский муниципальний камерный хор «Хрещатик» Дирижёр Лариса Бухонская
Свт. Димитрий Ростовский. Похвалу принесу сладкому Иисусу, кант Свт. Димитрий Ростовский. Мати милосердная, кант Церковний хор «Видубичі» Дирижёр Валентина Шовкун
Русская хоровая музыка XVII-XVIII веков Многолетие (XVIII в.) Благослови, душе моя, Господа. Партесная обработка греческого распева Кант "Ах, коль преславно" Кант "Сидит сова на печи" Канты о Полтавской победе
Василий Титов "Понтом покры", ирмосы канона Пятидесятницы Благослови, душе моя, Господа Хвалите имя Господне Веселитеся, праведнии
Московский государственный хор Художественный руководитель Владислав Соколов Дирижёр Андрей Кожевников Запись 1981 г.
Мужской вокальный квартет под управлением Игоря Воронова
1. Многолетие 3. Благослови, душе моя, Господа 4. Кант "Ах, сколь преславно" 5. Кант "Сидит сова на печи" 6. Кант о Полтавской победе "Орле Российский" 7. Василий Титов. Ирмосы "Понтом покры"
03 Радуйся, радость твою воспеваю (Аноним XVII в.) 04 Почто мире гордится (Аноним XVIII в.) 05 Божественный гром (Аноним XVII в.) 06 В.Титов - Благослови, душе моя 07 Петровский кант - Виват на заключение Ништадского мира 08 Днесь Орле российский (на победу при Полтаве) 09 Кант на кончину Петра I 10 Как на матушке на Неве реке (Аноним XVIII в.) 11 Два каплуна (Аноним XVIII в.) 12 Ах, свет мой горкий (Аноним XVIII в.) 13 Вам, прекрасные долины (Аноним XVIII в.)
«Стихи победительные во славу и честь Петру Алексеевичу...» Песня «На пострижение Евдокии Лопухиной» Кант на взятие Дербента Кант в честь Полтавской победы «Орле Российский» Василий Титов. Концерт в честь полтавской победы для 12 голосного хора
Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла Дирижёр Александр Юрлов
Книги: 1. Смоленский С. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. 1910. 2. Успенский Н. Русский хоровой концерт конца XVII — первой половины XVIII веков. Л., 1976. 3. Николай Дилецкий. Хоровые произведения / Составление, редакция, вступ. статья и комментарии Н. А. Герасимовой-Персидской. Киев, 1981.
Статьи: 1. Гатовская Е., Плотникова Н. Партесный концерт XVIII века (на примере рукописных памятников Ярославля) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, серия V (Музыкальное искусство христианского мира). 2009, вып. 1 (4). 2. «Грицкова Херувимська» (на украинском языке). 3. Игошев Л. Раннее русское многоголосие: самобытный компромисс // Регентское дело. 2008, № 5. 4. Игошев Л. Демественно-партесное многоголосие // Регентское дело. 2010, № 7. 5. Партесные рукописи XVIII в. из Синодального певческого собрания / вступ. статья, публ., ред. Плотникова Н. Ю. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, серия V (Музыкальное искусство христианского мира). 2008, вып. 1 (2). 6. Плотникова Н. Певческие центры России XVIII в. (по материалам партесных рукописей ГИМ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, серия V (Музыкальное искусство христианского мира). 2008, вып. 1 (2). 7. Плотникова Н. «Царственный мастер» Василий Титов // Музыка и время. 2011, № 5. Обширное нотное приложение. 8. Постернак К. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма // Музыковедение. 2012, № 2. 9. Протопопов В. В. Пасхальные стихиры неизвестного композитора XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1999. М., 2000.
Ноты
(очень много, даю краткое описание)
а) Канты:
Избранные русские канты XVIII века / публикация В. Копыловой. Л.: Музыка, 1983.
Василий Титов. Шесть псалмов из «Псалтири рифмотворной»
«Виватная сюита» Канты Св. Димитрия Ростовского, Стефана Яворского, монаха Германа, анонимные
б) Концертный стиль:
Сочинения Николая Дилецкого, Симеона Пекалицкого, концерты Василия Титова, "Грицькова" Херувимская, анонимные концерты.
в) Постоянное многоголосие, в основном 4-голосные партесные гармонизации
Наталья (vesna) добавила ссылку
Василий Титов.
"Суди ми, Боже"
Ансамбль "Русский партес" п/у Игоря Журавленко http://files.mail.ru/7VDEJ3
Только такие каталоги надо поддерживать в актуальном состоянии, а то где-то ссылки умирают, что-то добавляется. И чем больше выкладок означено в каталоге, тем труднее это делать. Иначе такой каталог рискует со временем превратиться из источника информации в источник дезинформации.
Василий Титов. 3 духовных хора Московский государственный хор Художественный руководитель Владислав Соколов
- это же ирмосы Пятидесятницы "Понтом покры"? Я думаю, стоит расшифровать, что это такое, чтоб отличать от других концертов Титова. Это в советское время так писали на пластинках для "непосвященных", но мы-то с Вами знаем, о чем речь!
Ой, надо бы в название обязательно добавить, что это еще и белорусское партесное пение!!! Белорусское влияние было ничуть не меньше, чем украинское (особенно по части кантов), а может даже и больше! Так считает И.Журавленко. Он даже и Дилецкого белорусом называет!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".