В 1735 Бах написал "Происхождение музыкальной семьи Бахов”, один из немногих документов вышедших из под его пера, включавший автобиографическую информацию – себе он назначил номер 24. К сожалению Бах не поведал нам ничего о том, что повлияло на его музыкальность, но кое-что стало известно от других людей, особенно от его сына Карла Филиппа Эммануила. В некрологе, подписанным совместно с Иоганом Фридрихом Агриколой в 1754 мы читаем:
"Здесь (в Арнштадте) он впервые показал плоды своего искусства сочинения и игры на органе, которые проявились главным образом в работах наиболее известных и искусных композиторов того времени, и в которых он увидел свое отражение. В органном искусстве в качестве образца он руководствовался сочинениями Брунса, Рейнкена, Букстехуде и нескольких других хороших французских органистов."
В письме, посланном Иоганну Николаусу Форкелю - первому биографу Баха, в конце 1774 Карл Филипп Эммануил пишет:
"Помимо Фробергера, Керля и Пахельбеля он слушал и изучал работы Фрескобальди, Фишера - капельмейстера Бадена, Струнка, некоторых старых добрых французов, Букстехуде, Рейнкена, Брунса, Бёма - органиста Ленебурга."
В его первой биографии дальнейшие упоминания Николауса Брунса встречаются два раза. Первый раз, при подведении итогов жизни Баха:
"Наиболее знаменитыми клавирными композиторами тех дней были Фробергер, Фишер, Иоганн Каспар Керль, Пахельбель, Букстехуде, Брунс, Бём и др. Он заметил, что у брата Баха была книга, в которой было несколько произведений вышеупомянутых авторов, и которую он искренне просил ему показать. [...] Из-за отсутствия свечи он мог только переписывать ее при лунном свете и потребовалось целых шесть долгих месяцев для того, чтобы закончить эту кропотливую работу."
Второе упоминание мы находим в пятой главе:
"То, что он написал в течение дня, он разучивал следующей ночью. В тоже время он никогда не забывал с тем же усердием и вниманием изучать работы Фрескобальди, Фробергера, Керля, Пахельбеля, Фишера, Струка, Букстехуде, Рейнкена, Брунса, Бёма, а так же некоторых старых французских органистов, которые, согласно моде тех времен, все были великим мастерами гармонии и фуги."
Наконец, Иоганн Иоахим Кванц, в своем известном "Методе игры на поперечной флейте” (1752), писал:
"Органисты и музыканты на клавире, среди последних особенно Фробергер и Пахельбель, а в числе первых Реинкен, Букстехуде, Брунс и некоторые другие были первыми, кто создали наиболее искусные сочинения своего периода для своих инструментов. Но искусство игры на органе, в значительной степени пришедшее из Нидерланд и одновременно получившее высокое распространение, благодаря вышеупомянутым и некоторым другим выдающимся людям особенно. Наконец замечательный Иоганн Себастьян Бах, в последнее время доведя свое искусство до совершенства."
Желая найти имя, что оказало основное влияние на Баха мы неизменно сталкиваемся с именем Брунса. Книга, упомянутая Форкелем, это конечно же так называемая книга Андреаса Баха, названная в честь одного из прежних ее владельцев, но собранная самым старшим братом Баха и его главным учителем игры на клавире Иоганном Кристофом. Оба также связаны с другим ранним источником - рукописью Мюллера, которая содержит ранние сочинения Баха вместе с музыкой Бёма, Букстехуде, Кунау, Пахельбеля, Рейнкена, не в последнюю очередь Николауса Брунса - единственного, кого не было в живых ко времени составления рукописи. Его прелюдия ми минор и соль мажор — часть той книги, и не трудно найти аналогии между ранним стилем Брунса и Баха.
Позднее имена Баха и Брунса вновь пересекаются, на сей раз Бах обратит свое внимание на работу дяди Брунса, Фридриха Николауса (1637-1718 г) - самого старшего брата его отца Пауля. На Великую Пятницу 1726 Бах исполнил в Лейпциге его "Страсти”. Северная и Центральная Германия того времени представляла собой совокупность музыкальных семей, и Брунс принадлежал к одной из самых выдающихся.
Пaуль старший - дедушка Николауса известен как музыкант в ганзейских городах Готторпе и в Любеке, где Брунс учился у Дитриха Букстехуде, две органные работы которого можно также услышать на этом диске вместе с прелюдией органиста и композитора Арнольда Матиаса Брункхорста. Все произведения исполняются Лоренсо Гиельми (Il Giardino Armonico) в Сан-Симплициано в Милане на Органе Ahrend, построенном в 1991 в северном немецком стиле конца 17-го столетия.
Тот факт, что работы Брунса часто появляются бок о бок с произведениями других великих мастеров его времени, но прожившими дольше, тем более примечателен, поскольку сам он прожил только 31 год. Однако его жизнь вплелась одной из главных нитей в очаровательную и сложную сеть музыкальных тенденций процветающей северной немецкой музыкальной жизни конца 17-ого столетия. Композитор, органист, скрипач и альтист, Брунс прожил достаточно долго, чтобы оставить после себя добрую память в Хузуме - городе, где он работал с 1689 до самой смерти. По словам одного из его современников Иоганна Мельхиора Краффта: "С тех пор в этом городе никогда не слышали ничего похожего на его произведения и манеру исполнения.”
Брунс - прекрасный композитор. Очень жаль, что из его творческого наследия до нас дошло ничтожно мало.
P.S. "Иоганн Касп, Керл" - очевидно, в оригинале не запятая, а точка. Имеется в виду Иоганн Каспар Керль. Я выкладывал кое-какие клавирные сочинения Керля: http://intoclassics.net/news/2009-05-10-5777
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".