В 1733 г. в Венеции была представлена "драма на музыке" Вивальди "Монтесума" ("Монтезума") - чуть ли не первая в истории итальянская опера на подобный сюжет (об индейцах!). К сожалению, ноты этого уникального произведения затем были утеряны.
Французский дирижёр Жан-Клод Мальгуар, страстный любитель творчества Вивальди, не смог мириться с такой несправедливостью и приложил все усилия, чтобы вернуть "Монтесуму" к жизни, воссоздав эту оперу. Как же сделать это, если оригинальная музыка не сохранилась? Мальгуар пошёл тем же путём, каким нередко пользовались во времена композитора (в том числе и сам "рыжий священник"): создал пастиччо, то есть взял музыкальный материал из других произведений, "приладив" арии из опер, кантат и серенад Вивальди к дошедшему до нас тексту либретто Джироламо Джусти.
Таким образом, вся музыка, звучащая на этом альбоме, принадлежит Антонио Вивальди, хотя опера, поставленная Мальгуаром в 1992 г., оказалась совсем иной, нежели творение итальянского маэстро, представленное публике в 1733 г.
В оправдание перед возможными критиками сам Мальгуар резонно замечает: в самой идее пастиччо нет ничего постыдного; более того, многие даже не подозревают, что, скажем, такой общепризнанный шедевр, как "Ринальдо" Генделя - тоже типичное пастиччо, составленное композитором из фрагментов своих предыдущих опер!
Уж не знаю, в назидание ли французскому дирижёру, посягнувшему на Вивальди, - или напротив, как отклик на его жертвенное служение идее воскрешения исчезнувшей оперы, - но в 2002 г. свершилось ошеломляющее событие. В архивах Берлинской Певческой Академии (во время Второй Мировой войны вывезенных в СССР, а полвека спустя вернувшихся из Киева в Германию) была обнаружена партитура подлинной оперы Вивальди "Монтесума"! Как и следовало ожидать, совершенно с другой музыкой, нежели в пастиччо Мальгуара.
Как бы то ни было, теперь у всех любителей барочной оперы есть возможность наслаждаться сразу двумя операми Вивальди на одно и то же либретто :)
Кстати. Апологетам исторической правды, которые после "настоящего Монтесумы" не захотят слушать "подделку", следует знать: в 2002 г. была найдена далеко не полная партитура оперы, только второй акт там присутствовал целиком. Так что и исполнения подлинной оперы Вивальди (например, известная запись Алана Кёртиса) являются реконструкцией, в которой около трети от общего объёма звучания - музыка, полученная точно таким же способом, каким руководствовался Мальгуар: это фрагменты из других произведений Вивальди, "подогнанные" под текст "Монтесумы".
P.S. Когда вы встретите упоминания об этой опере и её исполнениях, то понять, о какой из версий идёт речь, вам поможет следующий нюанс: вплоть до открытия 2002 г. это произведение Вивальди знали под названием "Montezuma". Соответственно, и пастиччо Мальгуара имеет такой заголовок. Однако на автографе из берлинских архивов значится "Motezuma" (без "N"), так что оригинальную оперу Вивальди исполняют и записывают, как правило, именно под таким именем.
MONTEZUMA
Drama per Musica
Libretto: Girolamo Giusti
Musica: Antonio Vivaldi
Pasticcio: Jean-Claude Malgoire
Dominique Visse (countertenor) - Montezuma;
Danielle Borst (soprano) - Mitrena;
Isabelle Poulenard (soprano) - Teutile;
Nicolas Rivenq (baritone) - Fernando Cortes;
Brigitte Balleys (mezzo-soprano) - Ramiro;
Luis Masson (bass) - Asprano.
Vocal Ensemble;
La Grande Ecurie et La Chambre du Roy.
Jean-Claude Malgoire.
Общая длительность - 2 часа 14 мин 35 сек.
ЗАПИСЬ С МИРОВОЙ ПРЕМЬЕРЫ