Либретто Ф. Романи по пьесе Э. Скриба "Волшебный напиток"
Первая постановка: Милан, "Театро делла Каноббиана", 12 мая 1832 года
Действующие лица:
Адина, богатая девушка (сопрано) Неморино, молодой крестьянин (тенор) Белькоре, сержант, вербовщик солдат (баритон) Дулькамара, лекарь-шарлатан (бас) Джанетта, крестьянская девушка (сопрано)
Действие происходит в итальянской деревне приблизительно в то время, когда и была написана опера, то есть в тридцатые годы XIX столетия.
Акт первый
Возле фермы под деревом отдыхают поселянка Джанетта и жнецы. Адина, хозяйка фермы, сидит в сторонке с книгой. За ней издалека наблюдает влюблённый в неё Неморино, сокрушаясь о том, что из-за своего невежества не может быть любим учёной фермершей ("Quanto è bella, quanto è cara" — "Как красива, как грациозна"). Адина читает историю Тристана, который заставил Изольду влюбиться в него благодаря волшебному напитку. Об этом девушка рассказывает Джанетте. Раздаются звуки барабана — это солдаты под командованием сержанта Белькоре вступают в деревню. Сержант, также влюблённый в Адину, дарит ей букет и просит выйти за него замуж. Неморино дрожит за свою судьбу, но Адина отвергает галантные ухаживания офицера. Оставшись наедине с Адиной, Неморино обращает к ней свои "одинокие воздыхания", но она и ими только раздосадована и советует юноше лучше отправиться в город к больному дяде.
Деревенская площадь. Слышится звук трубы: это прибыл странствующий доктор Дулькамара. Он расхваливает присутствующим своё снадобье, которое излечивает от всех болезней и возвращает молодость ("Udite, udite, о rustici" — "Услышьте, услышьте, о, поселяне"). Неморино простодушно просит у доктора эликсир, направивший Изольду прямёхонько в объятия Тристана. Дулькамара, быстро сообразив, в чём дело, продаёт ему бутылку обычного вина. Неморино, убеждённый в эффективности напитка, выпивает его и начинает распевать во всё горло. Увидев его, Адина не знает, что подумать, а Неморино делает вид, что больше не любит её. Девушка решает наказать его и говорит проходящему мимо Белькоре, что согласна выйти за него замуж, к отчаянию Неморино. Вновь звучит барабан: приходит приказ гарнизону на следующий день покинуть деревню. Адина дает распоряжение немедленно справить свадьбу. Неморино потрясён.
Акт второй
В доме Адины пир. Доктор Дулькамара поёт вместе с ней песенку (с хором "Io son ricco е tu sei bella" — "Я богат, а ты прелестна"). К нему подходит Неморино, прося ускорить действие напитка, а тот предлагает ему купить вторую бутылку. Чтобы достать денег, Неморино записывается солдатом к Белькоре. Между тем проходит слух (хор болтливых девушек), что дядя Неморино умер, оставив ему богатое наследство. Джанетта и другие крестьянки теперь кокетничают с ним, а ему кажется, что это действие второй дозы «эликсира». Глядя на танцующего с другими самоуверенного Неморино, Адина начинает понимать, что влюблена в него. Неморино замечает слёзы на её глазах ("Una furtiva lagrima" — "Слёзы любимой видел я"). Адина выкупает у Белькоре роковой контракт, по которому Неморино должен был стать солдатом, и возвращает его юноше ("Prendi: per me sei libero" — "Возьми, ты свободен"), но он стоит на своём, раз она его не любит. Тогда Адина поспешно просит его стать её мужем. Доктор объявляет всем о чудодейственной силе эликсира, благодаря которому Неморино стал "самым богатым фермером в деревне". О наследстве он и Адина ещё не знают и теперь узнают с весёлым удивлением ("Ei corregge ogni difetto" — "Оно исправляет все недостатки").
* * *
Опера имела такой радушный приём, который удивил самого Доницетти, не предполагавшего, что он за две недели, сочинил шедевр. Эта быстрота кажется невероятной, хотя автор уже давно предусмотрительно держал про запас романс, который должен был стать коронным номером оперы, — "Una furtiva lagrima"; некоторые критики находят, что он плохо гармонирует с общим стилем "Любовного напитка". Очень нежная и страстная, томная и ласковая, как серенада, ария вводится мелодией фагота в сопровождении пиццикато струнных и партии арфы (инструмента, который был для Доницетти символом невинности, как и в "Лючии"). Чистый и ясный мотив, явно отсылающий к Беллини (великому сопернику), ведётся смычком, словно забывшим о времени. В середине ария модулирует в мажор на словах "Cielo! si puo morire" ("Небо! можно умереть") и на несколько тактов её прерывает звучание кларнета и фагота. Слишком возвышенно для Неморино? Или слишком слёзно? Либреттист Романи не хотел слышать о том, чтобы вложить эту арию, присовокупив подходящие слова, в уста "этого деревенского простака, который разводит патетическое нытьё там, где всё должно быть праздником и весельем". Но Доницетти всё же вынудил его написать стихи, потому что знал, что именно нужно публике, особенно когда опера подходит к концу и должна оставить решающее, незабываемое впечатление. Романс действительно становится "сублимацией любви Неморино благодаря выраженной в нём глубоко романтической муке счастья", — пишет Челлетти. В музыкальном и драматическом плане это наилучший противовес фанфаронству Дулькамары, который появился не для того, чтобы разрешить жгучие сердечные проблемы, но лишь для того, чтобы пробудить уснувшую чувственность. Его пустословие, в духе некоторых персонажей Россини, предоставляет широкие возможности для комического баса, для звукоподражаний и каламбуров, прекращаемых лишь тогда, когда этот герой присоединяется, в особо значительных местах, к мелодическим и ритмическим линиям оркестра… В техническом отношении опера производит впечатление полного отсутствия расчёта, неуверенности и затруднений, впечатление великолепного мастерства и безграничной убеждённости композитора в точности изложения. В то же время глубина и убедительность мелодики, как и тонкое искусство передовой для этой эпохи оркестровки, позволяет слушателям без труда уловить суть каждого персонажа и развития интриги.
* * *
Adina — Joan Sutherland Nemorino — Luciano Pavarotti Belcore — Dominic Cossa Il dottor Dulcamara — Spiro Malas Giannetta — Maria Casula
Соn.: Richard Bonynge Orquesta: English Chamber Orchestra Coro: Ambrosian Opera Chorus
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".